Найдется ли в западном супермаркете место для белорусской «молочки»?. 21.by

Найдется ли в западном супермаркете место для белорусской «молочки»?

24.05.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

ОБЕСПЕЧИТЬ темп роста экспорта продукции сельского хозяйства на 110 процентов. Такая задача была поставлена Правительством на первый квартал 2014 года. Однако, по данным Белстата, зарубежные поставки за три месяца сократились на полтора процента и составили 1 миллиард 318 миллионов долларов. В то же время на те же полтора процента вырос импорт сельхозпродукции и продуктов питания. Положительное сальдо позволяют удерживать лишь возросшие цены на некоторую продукцию. В частности, на молоко они увеличились почти на четверть. К тому же мизерная доля в общем объеме экспорта приходится на страны ЕС. Скажем, из 46 тысяч 390 тонн экспортированных в первом квартале молока и сливок сгущенных и сухих европейцам продано всего 6 тонн.

УСТОЙЧИВЫМ спросом в Евросоюзе пользуется только отечественный казеин, который находит широкое применение в пищевых и технических целях. Затраты на его производство сравнительно низкие, а цена высокая, до десяти евро за килограмм. Основные потребители — Польша, Нидерланды, Германия, страны с высокоразвитым сельским хозяйством. Тем не менее и для них белорусский казеин — необходимый импортный продукт. А вот с молоком и сырами наши производители заняли в основном российские прилавки. До 95 процентов молочного экспорта традиционно направляется основному торговому партнеру.

В нелегком, вернее, двойственном положении сейчас молочная отрасль республики. Вроде бы достаточно успешно развивается перерабатывающая промышленность, которая быстро перевооружается технически и осваивает новые продукты. Но существенно отстала сырьевая база и, что еще важнее, нет четкого видения перспективы. Да, принята и реализуется программа развития отрасли, которая предусматривает рост производства молока почти вдвое, до 10 миллионов тонн в год. Но и она оставляет много вопросов после прошлогоднего провала по многим направлениям.

Но если программа и будет выполнена, то какой ценой? И куда мы будем девать все это молоко? Ведь даже на самом главном для нас экспортном рынке — российском — далеко не так гладко, как может показаться. С одной стороны, у потребителя полное доверие к нашей «молочке». С другой, постоянно возникают вопросы вокруг объемов поставок, а потенциальная ценность популярного бренда «белорусские молочные продукты» зачастую эксплуатируется ловкими дельцами.

В прошлом году рентабельность продаж молочной продукции по республике превысила 10 процентов, а у отдельных предприятий она составила и вовсе более 20 процентов. Однако не будем лукавить. Такой результат получен благодаря удачно сложившейся конъюнктуре цен на внешнем рынке, в первую очередь в России. Но вечно уповать на наших основных торговых партнеров не стоит. Сегодняшний рынок требует прежде всего высокой добавленной стоимости продукции.

После нескольких лет инспекций и проверок белорусское молоко наконец-то получило возможность заявить о себе в Европейском союзе. Напомним, что постоянный комитет ЕС по пищевой цепи и здоровью животных разрешил поставки четырем компаниям. Экспортные лицензии были предоставлены Верхнедвинскому маслосыродельному заводу, СП «Санта Бремор», Березовскому сыродельному комбинату и ОАО «Савушкин продукт».

ОДНАКО сумеет ли отечественная продукция произвести впечатление на тамошнего избалованного разнообразием выбора покупателя и составить конкуренцию известным молочным брендам?

— Для успешного выхода на европейский рынок требуется разработать соответствующую стратегию, — говорит директор Березовского сыродельного комбината Владимир Попеня. — На пути наших сыров и творогов в Европу встают высокие пошлины и жесткие требования к производственному процессу. Такой фактор, как экономические барьеры, нельзя недооценивать. В первую очередь это касается высоких торговых пошлин — более 2 евро за килограмм сыра. Это значит, что если килограмм нашей продукции стоит примерно 4,5 евро, то в ЕС с учетом пошлины эта сумма возрастет до 6—7 евро.

Выход на новый рынок — дело не одного дня и не одного месяца. В этом мы убедились, когда организовывали поставки сухой молочной сыворотки в Нидерланды. Нужно изучить рынок и его потребности, найти партнера, через которого будешь работать. В идеале необходимо фасовать продукцию в упаковку, оформленную на английском языке. А на это требуются время и, конечно, ресурсы, — продолжает Владимир Попеня.

С другой стороны, само наличие европейского сертификата открывает для компании принципиально новые возможности для работы со странами  Азии, Африки и так далее, что очень важно в целях диверсификации экспорта. Благодаря европейским стандартам мы также объективно взглянули на состояние дел на нашем предприятии и заметно повысили свой уровень, как технологический, так и в области контроля за поступающим сырьем.

Следует признать, что качество белорусского молока пока недотягивает до европейского. В странах ЕС минимальным требованием к сырью, которое поставляет сельское хозяйство молокозаводам, является сорт класса «экстра». У нас же в республике большую часть составляет высший и первый сорт. В белорусском молоке меньше как жира, так и белка. Содержание этих двух компонентов прямым образом влияет на выход и качество товарной продукции.

Несмотря на расхожее мнение, мол, «в Европе нас никто не ждет», оказывается, ЕС заинтересован в улучшении безопасности и качества продуктов питания в странах-соседях. Об этом еще в конце прошлого года говорила на пресс-конференции в Минске глава представительства ЕС Майра Мора.

БОЛЕЕ того, Евросоюз выделит Беларуси более трех миллионов евро на оснащение специальных лабораторий. Правда, этих средств хватит лишь на три лаборатории в Минсельхозпроде, Госстандарте и Минздраве. Но их комплектация и работа могут стать образцом для региональной сети.

А вот Белорусский государственный центр по аккредитации пока не заслужил доверия Европы. По мнению председателя Госстандарта Виктора Назаренко, основная причина — различия в нормах законодательства, правилах и критериях аккредитации. Помощью ЕС необходимо воспользоваться, чтобы ускорить доступ белорусской продукции на европейский рынок, полагает председатель Госстандарта. Европейские подходы в данной сфере хорошо отработаны на практике, и нет смысла придумывать собственные, уверен он.

Но соблюсти техрегламенты ЕС, как это сделали четыре белорусские компании, — это только одна сторона медали. Главное — предложить продукцию по конкурентоспособным ценам. Скажем, ОАО «Савушкин продукт» нашло свою нишу в десертной группе цельномолочной продукции. Теперь брестские йогурты, кисломолочные напитки, творожные десерты составляют конкуренцию европейским производителям. Правда, товар поставляется преимущественно в Прибалтику через действующую там торговую сеть.

Кстати, в России ряд предприятий тоже получил сертификаты на экспорт продукции в ЕС. Но сегодня там разве что в мизерных объемах можно найти традиционные русские товары — кефир, простоквашу и ряженку. Они интересны только представителям славянских народов, живущих в Европе.

НА необходимость агрессивной маркетинговой стратегии при продвижении белорусской сельхозпродукции на внешний рынок акцентировал внимание в середине февраля на расширенном заседании Правительства заместитель Премьер-министра Михаил Русый. Он подчеркнул, что надо централизовать продажу отечественной продукции на уровне региональных холдингов с постепенным переходом на единого белорусского партнера, создавать национальные и транснациональные компании с обязательным участием партнеров Беларуси по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

Пока же в наличии отсутствие скоординированных действий в поставках сырья, технологии производства, использовании инвестиций, а самое главное — в экспортной политике, как это сделано в ведущих мировых компаниях. Парадокс еще и в том, что все предприятия соревнуются за увеличение валютной выручки, стремясь каждый выйти на рынок самостоятельно. Как показывает практика, ЕС такого не приемлет. Механизмы отраслевой кооперации, логистика, правовая защита, а главное, четкая система управления отраслью — все это, в конце концов, поможет прорвать и европейские экономические барьеры.

Александр ШЕВКО, «СГ»

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
ОБЕСПЕЧИТЬ темп роста экспорта продукции сельского хозяйства на 110 процентов. Такая задача была поставлена Правительством на первый квартал 2014 года. Однако, по...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика