Их выгнали из нудистского кемпинга в Нидерландах, они ночевали во дворе у мэра французской комунны и читали стихотворения белорусских классиков в вышиванках на площади в Брюгге. Брестчане Артем и Станислав вернулись из велопоэтического путешествия по Европе. За 13 дней парни преодолели почти 1200 км пути, побывали в пяти странах, принесли в жертву две покрышки и один багажник и попробовали познакомить европейцев с "роднай мовай" и белорусской культурой.
Фото: vk.com/bybicyclingpoetrytrip
Молодые путешественники не первый раз отправляются в тур на велосипедах. В прошлом году они "завоевали" Крым. В этот раз брестчане не ограничились лишь любовью к путешествиям и велосипедам, а отправились в поездку с конкретной миссией: "привлечь внимание европейцев к Беларуси". "К сожалению, многие не знают даже, где находится Беларусь. Это пробудило в нас желание обратить внимание на нашу культуру, а велосипед, как средство общего языка, был выбран в качестве эффективного инструмента. Если не стихами, то другим способом мы донесли до людей о существовании такой страны, как Беларусь, и о том, что у нее есть своя самобытность, культура, язык, традиции", - рассказывают велосипедисты.
Окно в Европу
Подготовку к путешествию Артем и Станислав проводили, отталкиваясь от предыдущего опыта в Крыму.
"Хотелось в Европу. Не хотелось гор, потому что наелись ими в Крыму. Мы открыли карту в интернете и начали водить мышкой", - объясняет выбор маршрута Артем.
Артем ехал из Бреста в Берлин, где уже ждал его Стас. В первый же день велотура парни прибыли в Нидерланды. Через Амстердам и Гаагу ребята поехали в Бельгию, добрались до Брюгге и продолжили путь по Франции вдоль берега. Из Дюнкерка брестчане отправились на восток к Люксембургу. Конечной точкой стал горд Трир в Германии.
"Непривычно было, что тебя бабушка обгоняет"
Как рассказали TUT.BY брестские туристы, велосипедная инфраструктура в европейских городах развита достаточно сильно. А культура вождения присутствует как у водителей автомобилей, так и у самих велосипедистов.
"В Амстердаме было страшно первое время, - вспоминает Артем, - потому что трафик велосипедистов сумасшедший. Все ездят очень аккуратно. Это культура, я думаю. Здесь (в Беларуси - Прим. TUT.BY) ты даже с пешеходами разойтись не можешь. А там… Непривычно было, что тебя бабушка обгоняет, что девочки в красивых платьях на красивых велосипедах рядом с тобой едут. <…> В Нидерландах есть светофоры только для велосипедов. Там даже есть знаки приоритета специальные для них. <…> У людей там по два-три велосипеда на человека по статистике. И они легко себя могут поставить на твое место. На педаль машины нажать сложнее, чем полностью прекратить движение на велосипеде. Когда у каждого водителя автомобиля в Беларуси будет хотя бы по одному велосипеду, возможно, будет понимание. Пока что велосипедист скорее враг, чем друг на дорогах".
О безопасности европейские государства задумываются также серьезно.
"В Германии запрещено ездить в темное время суток с фонарями на батарейках. Там обязательно должны быть фонари на динамо-машине, которые не могут сесть", - делится непривычным для белорусов открытием Артем.
"Вы не нудисты. На выход"
Путешествуя по Европе Артем и Станислав жили в палаточных кемпингах. В день, с учетом "лагерной жизни" и еды уходило около 20 евро на человека. Однажды велосипедисты забрели в кемпинг для нудистов.
"Нас выгнали из нудистского кемпинга. Он находился в Нидерландах. Мы не знали, можно ли там оставаться. Мы туда попали не совсем из центрального входа, не специально. Там были места для выгула собак, и мы через кусты эти прорвались. Пообщались с несколькими одетыми жителями кемпинга. Они объяснили, как добраться до ресепшена. Мы приехали на ресепшн. Там никого не было. Очень большой кемпинг: несколько баров, озера, голые бабушки на велосипедах - впечатляющее зрелище!", - вспоминает Артем.
Никого не обнаружив из администрации кемпинга, ребята стали раскладывать палатку. Вскоре к ним подъехал гольф-кар с двумя мужчинами, которые на голландском попытались объяснить, что им здесь не место.
"Один из них спросил: "Вы нудисты?" Мы ответили, что мы можем раздеться. Он сказал: нет, вы не нудисты. На выход".
"Даже, если это был только политический жест, все равно приятно"
По наблюдениям Артема, в их путешествии не было плохих людей. Однако не каждый европеец сразу останавливался помочь, когда у ребят случались поломки.
"Я как-то раз сидел, когда Стас поехал в соседнюю деревню за покрышкой, с разобранным велосипедом на обочине, а мимо меня проезжали велосипедисты. Проехало человек тридцать, остановился всего один. <…> Я сначала немножко расстроился. А потом я проанализировал и подумал, что у них редко нуждаешься в помощи. Ты более самостоятельный. <…> Потом я начал замечать за ними, что никто тебе не откажет в помощи, но там чаще нужно просить, чем тебе сами предложат".
Исключения из правил все-таки происходили. По словам Артема, во Франции, недалеко от крупного города, ночью, когда ребята меняли покрышку в велосипеде Станислава, к ним подъехала машина. Человек, который оказался мэром французской комунны Мобер-Фонтен, предложил брестчанам подвезти их и переночевать у него на внутреннем дворе.
"Мы поехали на велосипедах за ним, чтоб не разбирать ничего, не пачкать. Только сумки ему отдали. Он провел нас к себе, мы разложили палатку. Он сказал: "Разложитесь - заходите выпить". Мы пришли, он достал бутылку шампанского. И мы с ним разговаривали о нашей поездке, рассказывали ему о себе, о своих увлечениях. Даже если это был только политический жест, все равно приятно", - рассказал велосипедист.
Купала и Богданович в Брюгге и Нидерландах
Основная задумка путешествия осуществлялась с трудом. На чтение стихов зачастую не хватало сил и вдохновения.
"Мы читали в Брюгге на площади и в Нидерландах где-то возле моря на спуске, где тоже относительно людно. Мы читали, но не всегда в общественных местах. Мы не прятались умышленно, но когда ты чаще всего уставший, иногда не выспавшийся, голодный, мокрый и, кроме того, постоянно чувствуешь себя не в безопасности, потому что либо машины рядом слишком быстро ездят, либо потому что уже 22.30, на улице темно, а ты не знаешь, где ты… Чаще всего в таком напряжении есть нужда к удовлетворению самых низменных наших потребностей. Поэтому ни вдохновения, ни сил чаще всего не было в таких местах".
Люди и реакция
Свою миссию велотуристы из Бреста считают выполненной по мере сил и возможностей.
По словам ребят, европейцев не удивить самовыражением.
"Люди на нас поглядывали, но не более. <…> Там больше привыкли к сборам в общественных местах. Думаю, что с этим связана их скудная реакция", - резюмирует Артем.
Брестские велосипедисты в скором времени обещают выпустить два мини-фильма, которые они снимали на протяжении всего путешествия по Европе. Один будет рассказывать о велосипедной части путешествия, о дороге, а второй даст возможность услышать Янку Купалу, Максима Богдановича и других классиков белорусской поэзии в исполнении Артема и Станислава в местах, где не звучал раньше белорусский язык.