Где "бывают министры", а "любой, кроме тунеядца, может почувствовать себя человеком". Репортаж из Дома милосердия. 21.by

Где "бывают министры", а "любой, кроме тунеядца, может почувствовать себя человеком". Репортаж из Дома милосердия

20.10.2014 15:54 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Дом милосердия удобно расположился за Национальной библиотекой возле элитной коттеджной застройки. Что представляет собою комплекс, детище Федора Повного – одного из самых влиятельных священников Беларуси? Журналисты TUT.BY посетили центр, создание которого проходило под патронажем президента Александра Лукашенко и бывшего мэра столицы Михаила Павлова. А также пообщались с руководителем и хозяином церковно-социального комплекса протоиереем Федором о том, почему милосердие не должно быть халявой.


Мы побывали здесь как раз во время, когда в Дом милосердия привезли мощи святого Луки. Дорога паломников к святыне отделена от остальной территории турникетами. Фото: Дарья Бурякина.

Идея создания Дома милосердия возникла у отца Федора, когда он жил и служил настоятелем храма в Лейпциге. Священнослужитель организовывал оздоровление белорусских детей в военном госпитале. Условия в Германии впечатляли, в Беларуси же в начале девяностых картина была совсем другая. Во время посещения социального учреждения отец Федор видел, как инвалидов буквально заталкивали в палаты – чтобы не портили впечатление. "Тогда захотелось создать социальный объект и сделать все, чтобы и у нас человек мог почувствовать себя человеком", – говорит сегодня священник. 

На этом участке земли тогда хотели построить зоопарк, бизнес-центр. Но как-то в Минскпроекте Федору Повному сказали: "Если Бог вас любит, вы получите участок". Вскоре под предпроектные проработки отвели 5 гектаров земли, вспоминает священник.

Дом милосердия был освящен в 2002 году.
"Республика Беларусь и Православная Церковь, стремясь объединить свои усилия в социальном служении народу, вводят в строй первый совместный социальный объект – Дом Милосердия, который станет местом реабилитации и возвращения к деятельной жизни пожилых людей, детей-сирот и инвалидов, - говорится в торжественном акте об открытии комплекса, - Уникальный объект […] позволит оказывать реабилитационную помощь на высоком уровне, сочетая применение современных медицинских технологий и оказание духовной помощи нуждающимся". Акт подписан президентом Беларуси Александром Лукашенко и патриархом Московском и всея Руси Алексием II.

"К открытию дома святейший патриарх подарил стоматологический кабинет. Так началась история реабилитационного центра"
, - проводит экскурсию по центру чтец местного прихода Анатолий Сущеня.

Сегодня церковно-социальный центр включает начальную школу, храм Иова Многострадального, реабилитационный центр "Элеос", отель "Митрополичья гостиная", швейную мастерскую, трапезную и кафе.


У входа в здание размещается информационная стойка. Все входящие звонки поступают на ресепшн. Фото: Дарья Бурякина


Школа: конкурс – до 5 человек на место

На первом этаже располагаются начальные классы общеобразовательной школы. Здесь ребята учатся первые четыре года. Потом они перейдут в недавно построенную рядом школу.




Заходим в класс, где три ученицы делают работу над ошибками. Анатолий обращает внимания на мебель: "Как вы видите, у каждого ребенка – своя "растущая" парта. Стулья исключают возможность сколиоза". Как мы выяснили, стоимость одного такого ортопедического стула - более 500 евро. Но для Дома милосердия мебель обошлась гораздо дешевле, уверяют здесь. Вместо 500 евро за единицу – 80. "Мы едем на предприятие, говорим с производителями, рассказываем для каких целей и куда необходимо оборудование. И когда договариваемся по цене, ищем тех, кто мог бы помочь".




Федор Повный:
"У меня есть очень большой недостаток: ничего не могу делать абы-как". Так многое из того, что сегодня имеется в Доме милосердия, - лучшее и передовое, а приобретено по бросовым ценам, к примеру, на выставке в Дюссельдорфе. "Договариваюсь, и лабораторный прибор стоимостью 70 тысяч приобретаем за 10".

Попасть в начальную школу при Доме милосердия хотят многие. Конкурс – до 5 человек на место. Кого принять, определяет комиссия в составе директора, завуча, психолога, учителя, который будет вести этот класс, и родителей. "Каждый член комиссии выбирает кандидата по своим критериям, затем обсуждаем минусы и плюсы. Совсем не нужно, чтобы родители были суперблагочестивы, а ребенок имел исключительное поведение. Ориентируемся, чтобы родителям было удобно приводить или привозить ребенка".

- Здесь учатся дети священников?
– интересуемся.
- Обычные любые дети. Вот, пожалуйста, спросите. Твой папа священник? – обращается Анатолий к одной из девочек.
- Нет.
- А кто твой папа?
- Водитель.
- А мама?
- Поет здесь в хоре.

Другая школьница тоже рассказывает о родителях: "Моя мама открыла два салона (красоты.  TUT.BY), а папа продает монеты в Польше".

Третья девочка тоже не удержалась: "А у меня не спросили! У меня мама – учитель в школе, а папа очень строгий  милиционер".




В другом классе прямо сейчас идет урок русской литературы. "У ребят есть специализированные предметы?" – спрашиваем у учителя.

- Дети, почему мы здесь учимся, а не в школе? – передает эстафету классу учитель.
- Потому что здесь православная школа (классы с православной формой воспитания. – TUT.BY), здесь спокойно, никто не придет.
- Ну что здесь есть? – пытается направить разговор женщина.
- Здесь есть Бог.

Дети занимаются по обычной программе, а школа входит в государственную систему образования. Единственное, есть факультатив "Основы православной культуры", который ведет священник. "Дети молятся перед занятиями и после них, – добавляет Анатолий, – Сами хотят, никто не заставляет".

Как и в обычной школе, родители платят только за еду. Таким образом, говорят здесь, община инвестирует в систему образования.




После урока ученики отправляются в трапезную.


Сегодня на обед борщ, запеченное с сыром куриное филе и картофельное пюре, салат из помидоров, перца, огурца и сыра. Свежих фруктов в меню достаточно, говорит руководитель трапезной Розалия Никифоровна: "На полдник всегда - бананы, киви или груши, запекаем яблоки. Рыба - в среду и пятницу обязательно". Но дети не всегда довольны "Потому что дома не привыкли кушать цветную капусту, брокколи, морскую капусту, а наше меню включает эти продукты". Фото: Дарья Бурякина

В трапезной Дома милосердия едят и работники церковно-социального комплекса, и те, кто проходит здесь реабилитацию, и постояльцы отеля. Но это не ресторан –возможности заказать блюда нет, отмечает Розалия Новикова. Однако утвержденное двухнедельное меню – очень разнообразное. "Лежачим больным перетираем все на блендере, многих кормят через катетер".

Медцентр: услуги платные, но есть убытки

В медицинском центре "Элеос" ведут прием  неврологи, отоларинголог, офтальмолог, хирург, травматолог, гинекологи… Консультация врача высшей категории стоит 160 тысяч рублей, кандидата наук – 250. Сделать УЗИ брюшной полости – 230 тысяч рублей, фотопломбу – от 210. "В сравнении с частными центрами цены у нас невысокие, утверждаются Минздравом. А оборудование импортное, например, из Германии", - сообщают в регистратуре.

Федор Повный:
"Меня часто упрекают в том, что услуги здесь платные. А как по-другому? Внешних источников финансирования - грантов, льгот нет. Но это и не бизнес: здесь нет составляющей любого бизнеса – финансовой заинтересованности хозяина. Прибыль отсутствует, есть даже убытки, о которых ежегодно отчитываемся в епархию. Сегодня наш медицинский центр в минусе на миллиард и 260 миллионов рублей. Слава Богу, живет приход и за счет него мы можем хоть частично покрывать эти убытки".

В реабилитационном центре мы не слышим запаха больницы, помещение благоухает храмом.


В "Элеос" может попасть любой человек, независимо от социального статуса, религиозных и политических убеждений, отмечают здесь. Фото: Дарья Бурякина

Новый главврач реабилитационного центра Вадим Будник рассказывает о контингенте пребывающих в стационарном отделении центра на 70 коек.

Больше всего здесь пациентов после инсульта, кардиологических заболеваний. Им нужно восстановительное лечение. Курс рассчитан на 16-20 дней – месяц. До 20 человек – постоянные пациенты. Это те, кто практически не нуждается в медицинской помощи, только в уходе: чтобы покормили, умыли, переслали постель.

Для большинства услуги стационара платные (сутки пребывания, лечения и питания в реабилитационном центре обойдутся в сумму около 600 тысяч рублей. – TUT.BY), говорит главврач: "Но у нас совместно с комитетом по труду и социальной защиты Мингорисполкома есть долгосрочная программа. Согласно ей, пациенты направляются сюда и проходят курс за счет средств бюджета. То есть для пациента это бесплатно". Таких пациентов в настоящее время - около 25 человек.




Наталья уже месяц в центре, ухаживает за мужем, инвалидом 1-й группы. Женщина показывает палату, которая рассчитана на больного и сопровождающего. Большая часть номеров в центре – одноместные повышенной комфортности, но есть и четырехместные, рассказывает Вадим Будник. У каждой палаты стационара свой дизайн. И во всех линии стен изломаны.




Идею Федор Повный подсмотрел у финских и шведских дизайнеров-проектировщиков больниц: "Если долго смотреть на черный квадрат, можно сойти с ума. И квадратное помещение, даже разноцветное, при длительном нахождении действует угнетающе. Если хоть один элемент пространства будет изломан, у лежачего пациента все время будет ощущение новизны", - рассказывают здесь.


Кровати центра эргономичные, превращаются в кресла. "Но ведь не только министры на них лежат, но самые простые люди", - обращают здесь внимание.


Церковь: прозрачный купол и много света

Прямо из медцентра можно выйти на балкон храма. "Здание спланировано так, что по дороге к врачу сложно пройти мимо церкви. "Колясочники" имеют возможность заглянуть на богослужение и ощущать себя здесь, на балконе, спокойно", - отмечает Анатолий Сущеня.




Церковь построена по современным традициям, но с соблюдением всех канонических требований, говорит Анатолий. Купол прозрачный. "Мы позволили себе много света. Ведь когда человек первый раз приходит в храм, он не знает, что говорит батюшка, не понимает слов. Он смотрит. Красота – начало его духовного становления".


В Дом милосердия теперь уже регулярно привозят святыни. У мощей святого Луки побывало 150 тысяч паломников. В том числе многие звезды и высокопоставленные чиновники Беларуси, сообщают в комплексе. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

В мастерской Дома милосердия шьют облачение для священников и не только. "Это индивидуальный пошив. Одежду делают изо льна, а митры – из соломы".


Над головным убором работает иконописец и мастер по плетению из соломки. В мастерской постоянно работают три человека и две вышивальщицы.Фото: Дарья Бурякина

Заказы поступают из разных мест. Например, от представителей американской церкви, из Греции, Италии, Австралии.


Используется ручная и машинная вышивка. Заказ выполняют примерно месяц.


Отель: полы с подогревом, но цены демократичные


Недавно в "Митрополичьей гостиной" насколько дней провел Безруков старший

Третий этаж Дома милосердия, на котором по проекту должен был быть чердак, отведена под отель "Митрополичья гостиная". Здесь всего 12 одноместных однокомнатных номеров (сутки обойдутся в 350 тысяч рублей) и 6 двухместных повышенной комфортности (970 тысяч рублей). Балкончики здесь с коваными перилами, полы с подогревом.




Перекусить всем можно в кафе "Барлия". Бутерброд с ветчиной стоит 15 тысяч рублей, мороженое – 18, килограмм апельсинов или яблок – 30. Большой выбор алкоголя: ром, виски, контяк, вино и другие. В меню информация об алкоголе указана почему-то на английском языке.

Как нам пояснили позже, горячительные напитки включены в меню исключительно в целях эксперимента: проверить, будут ли пользоваться спросом. Очень важно, отмечают здесь, что ни разу ни один посетитель не заказывал алкоголь.


"Как платить?! А где милосердие?"

Должен ли Дом милосердия помогать всем? И почему в центре, который создавался как место реабилитации пожилых людей, детей-сирот и инвалидов, предлагают платные услуги?

Создатель и хозяин церковно-социального комплекса Федор Повный готов ответить на все вопросы. Бесплатное милосердие порождает тунеядство, считает священник. "Некоторые воспринимают церковь как институт, который должен давать. Мне думается, следует сломать этот постсоветский стереотип, что милосердие – халява". 

"Милость или милосердие, как говорил папа Лев I Великий, не должны потворствовать лености, корыстолюбию, излишеству и другим порокам".

"Я лично плачу [за медобслуживание], как и все. И членов своей семьи строго предупредил: вы можете обращаться, но не дай Бог, кто-то захочет получить помощь бесплатно или за счет прихода! Все должны знать, что и те, кто здесь находится, и те, кто вне – в равных условиях".

А бесплатно Дом милосердия все же помогает, говорит священнослужитель. "Но только тем, кто действительно нуждается в помощи, как в стационарной, так и в социальной. Если человеку в мае дали два пальто, а осенью он приходит взять еще, мол, износил за лето, помочь ему - милосердие? Теперь у нас появляются только те, кто действительно нуждается в помощи. Здесь мы четко работаем с государственными центрами социальной защиты".

"Вот приходит к нам человек с открытой формой туберкулеза. Ему нужна помощь. Его категорически не посадят за стол, где трапезничают сотрудники, пациенты и, тем более, дети. Потому что это будет не милосердие, а величайший грех, который я совершу по отношению к людям. Мы поможем этому человеку, но только вне стен этого учреждения. Потому что для такого нуждающегося нужны специальные условия". Фото с сайта pravoslavie.by
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что представляет собою детище одного из самых влиятельных священников Беларуси?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика