27 декабря первый проректор БГУ Михаил Журавков стал министром образования. Мы отправились к нему на кухню спустя всего неделю после назначения, чтобы поговорить не только о нашем городе, но и о его планах на новом посту. Собеседник рассказал, почему любит костюмы Hugo Boss, не ходит в "Евроопт", а также о том, когда Беларусь вступит в Болонский процесс и что будет собой представлять профильное образование в школах.
"Готовлю редко, но сын очень любит мою фирменную яичницу"
Михаил Анатольевич живет в квартире в Уручье с 1998 года. Последний ремонт на кухне, по словам собеседника, был около 5 лет назад.
- Стиль кухни мы определяли совместно с женой, а гарнитур заказывали в какой-то фирме в Ждановичах.
По словам нашего героя, некоторые детали кухни он и жена прорисовывали совместно с дизайнером.
Новый министр говорит, что готовит в семье обычно жена, но иногда и он находит время, чтобы сделать свою фирменную яичницу.
- Это не глазунья, а взбитая яичница с помидором, сыром и перцем, которую очень любит мой сын. Также я всегда занимаюсь шашлыками на даче.
Кухня в семье Журавковых совмещена со столовой, где они обычно принимают гостей.
Попытки готовить более сложные блюда были у нашего героя раньше, но они не увенчались успехом.
- Как-то в юности я пробовал приготовить жене торт, но вышло не очень хорошо, и его мужественно съел мой отец.
"Цены в минских ресторанах сопоставимы с ценами нормальных заведений Западной Европы"
Еще реже, чем готовит, наш герой ходит в кафе и рестораны. Говорит, что из-за занятости - как на старой, так и новой работе - это получается делать примерно раз в два месяца, а то и реже.
- Нам, например, нравится кафе "Фрески", где хорошая кухня и атмосфера. К слову, у этого заведения общая кухня с рестораном "Ренессанс", но цены значительно ниже.
Также собеседник хвалит ресторан "Хмель и солод", где он недавно был на официальном приеме. Говорит, что ему там очень понравился английский интерьер, вкусная еда и демократичные цены, поэтому он обязательно сходит туда с семьей. Но есть в городе и такие заведения, куда министр образования не вернется.
- Полтора месяца назад мы ходили с иностранной делегацией в один ресторан, и нам жутко не понравилось обслуживание. Причем администрация заведения прекрасно знала, что к ним придут ректоры солидных европейских университетов, но обращение было просто отвратительным. Мне даже стало стыдно за гостеприимство нашего города, поэтому я высказал все свои претензии администратору и сказал, что никому не посоветую сюда ходить. Не буду делать антирекламу этому заведению, но это был далеко не дешевый ресторан.
Цены во всех минских ресторанах, по наблюдениям собеседника, сравнимы с расценками в нормальных заведениях Западной Европы.
- Но я далек от сферы ценообразования, поэтому не берусь судить о том, почему у нас в кафе все столько стоит..
"Время дороже того, чтобы искать разницу в цене"
Из магазинов города новый министр предпочитает BIGZZ, где он с семьей закупает целый багажник авто примерно раз в две недели. Говорит, что свою роль играет привычка, а также скидочная карта постоянного клиента.
- Если нужно купить что-то по мелочи, то ходим в магазин "Первомайский" или "Гиппо". Совсем рядом с домом есть еще "Зорина", но он, по словам жены, не отличается хорошим ассортиментом.
А вот в "Евроопт", который не так далеко от его жилища, наш герой не ходит. Говорит, что вообще ни разу не посещал эту сеть, потому что он консерватор и привык заходить в другие магазины.
- А вообще, я не любитель ходить по магазинам и сравнивать цены. На мой взгляд, существенной разницы между стоимостью товаров нет. Тем более время дороже того, чтобы смотреть на эту дельту между магазинами.
В семье министра любят хороший кофе, который он часто привозит из заграничных командировок.
Производитель, например, молочных и мясных товаров также не играет большой роли для Михаила Журавкова. Он говорит, что с этой группой у нас все в порядке, и отмечает, что сейчас появилось много хороших отечественных сыров, а лучшую сыровяленую колбасу по-прежнему делают в Борисове.
- Знаете, по старой привычке я беру палочку колбасы почти в каждую командировку, правда, обычно эта колбаса приезжает со мной обратно в потайном отделении чемодана.
Также из-за границы Михаил Анатольевич привозит и бельгийский шоколад, правда, сегодня на его столе украинские конфеты.
"Я никогда не был против, если профессор читает лекцию в джинсах и стильном свитере"
Из командировок наш герой привозит не только кофе и шоколад, но иногда и одежду. Он говорит, что любит костюмы Hugo Boss, которые в отличие от "Коминтерна" отлично сидят, в Европе их можно найти по приемлемой цене.
- Но однажды на мероприятие срочно нужен был костюм, и я его купил в минском Hugo Boss, что было значительно дороже, хотя и с хорошей скидкой. А обычно я покупаю у нас костюмы в Berton, хотя и не очень люблю такую официальную одежду в принципе: галстук на меня как-то давит. Однако любимые джинсы и свитер я ношу редко с того времени, как стал деканом механико-математического факультета БГУ.
Собеседник говорит, что ходить в джинсах не принято у белорусской профессуры и преподавателей, и он считает это не совсем правильным.
- Работа с молодежью ведь предполагает более свободную одежду. Я вижу, как одеваются мои коллеги на Западе, поэтому никогда не был против, чтобы, например, профессор читал лекцию в джинсах и стильном свитере.
На некоторых встречах в неформальной одежде, скорее всего, можно будет увидеть и нового министра образования.
- Я наметил себе встречи за чашкой чая со студентами, с молодыми учителями и преподавателями. И если рамки этих мероприятий мне позволят, то на них я появлюсь точно не в официальном костюме. Я хочу строить с молодежью более доверительные отношения и считаю, что молодые люди должны активнее включаться в управление сферой образования.
"Молодежь стала не хуже, а стала другой"
Михаил Анатольевич верит, что его инициатива найдет отклик у молодых людей, ведь, по его убеждению, молодежь точно не стала хуже.
- Ошибка большинства взрослых людей в том, что они вспоминают себя в молодом возрасте и сравнивают тогдашнего себя с современной молодежью. Это в корне неправильно, ведь молодежь стала не хуже, а стала другой.
Министр говорит, что хоть сейчас на первый план у молодежи вышло личное благосостояние, циниками молодые люди не стали. Он вспоминает, что в том же Белгосуниверситете студенты по своей воле участвуют в некоммерческих инициативах, не только развлекательного характера.
- Студенты абсолютно добровольно убирают дубраву возле филиала БГУ в Щемыслице, которая принадлежит городу. И нашим ребятам было очень обидно из-за того, что появилась серия публикаций, в которых говорилось, что университет загубил такую территорию. Не секрет, что в той роще собираются компании на пикники, оставляют мусор, но не будут же еще почти дети подходить к ним и говорить: "Нельзя!" Страшно за здоровье студентов. А у милиции на контроль за порядком в этом месте за кольцевой просто не хватает ресурсов.
Кроме этого, по словам собеседника, студенты по собственной инициативе берут шефство над домами-интернатами и занимаются другими полезными вещами.
- Не нужно предвзято относиться к студенческому активу и думать, что там одни карьеристы. В основном там очень здравомыслящие и хорошие ребята, если с ними говорить на одном языке, а не по принципу "стой-иди".
"Беларусь давно готова к вступлению в Болонский процесс"
Такие ребята, по мнению нового министра, потянут даже студенческое самоуправление, которое является важным условием вступления Беларуси в Болонский процесс.
- Да, но есть и небольшие нюансы. Студенты хотели бы больше прав в делах управления университетом, но им еще немножко не хватает опыта. Но мы будем идти по тому пути, чтобы у ребят появлялось больше управленческого опыта.
Михаил Анатольевич говорит, что Болонский процесс в Беларуси больше нужен студентам, чем преподавателям. При этом вступление туда нашей страны – одна из основных задач нового министра на ближайший год.
- Хотя многие страны сейчас неоднозначно воспринимают Болонский процесс. Например, университеты Германии всегда выпускали отличных инженеров и готовили их по пять с половиной лет, и теперь они никак не могут втиснуть нужную базу в четыре года, которые предполагает Болонская система. А вот Франция и Италия очень легко перестроились.
На кухне министра можно заметить много сувениров из европейских стран.
Беларусь же, по словам Михаила Журавкова, уже давно готова вступить в Болонский процесс. Тем более страна недавно перешла по большинству специальностей на 4-летнее высшее образование.
- Я надеюсь, мне удастся договориться со всеми структурами, чтобы мы наконец назвали вещи своими именами. Чтобы после 4 лет учебы студент получал степень бакалавра, после чего мог идти на 1-2 года в магистратуру. Эти изменения нам диктует сама жизнь, ведь уже сейчас наших выпускников в России приравнивают к бакалаврам.
Одно из препятствий для вступления Беларуси в Болонский процесс, говорит министр, - недостаточная развитость преподавания на английском, чтобы у нас по обмену мог учиться студент из любой страны. Хотя он приводит и противоположный пример: обучение по одной из специальностей в БГУИР с первого курса ведется исключительно на английском.
- Я как министр могу сказать, что я не очень приветствую повсеместное обучение на английском с первого курса. У нас два государственных языка, а исключительно на английском я приветствую, например, магистратуру. В той же Скандинавии до сих пор все образование на родных языках, хоть там прекрасно знают английский. Я буду стараться доказать, что такой подход – правильный.
"Сейчас нет необходимости создавать белорусскоязычный вуз"
Осенью интеллигенция предложила президенту создать белорусскоязычный вуз. Эту инициативу Михаил Журавков не приветствует.
- Сегодня не нужно делать исключительно белорусскоязычный университет. У нас ведь никто не запрещает преподавать на беларускай мове, и даже, например, на мехмате БГУ достаточно таких преподавателей. Много и студентов, которые разговаривают исключительно по-белорусски, и из-за этого вообще не возникает никаких проблем. Между всеми ребятами отличные отношения.
Министр считает, что из-за насаждения студенты не станут лучше знать белорусский, ведь это должно идти от души человека. Михаил Анатольевич приводит пример из Украины:
- Мне рассказывали преподаватели из Киева, что было время, когда там ходили и проверяли, чтобы все занятия шли на украинском. Но они поняли, что это не совсем правильно, и сейчас, например, в университете Шевченко большинство естественнонаучных дисциплин читается по-русски. К тому же они начали сейчас снова переводить свои научные технические издания на русский, ведь так их прочитает большая аудитория.
"Мы будем в Болонской системе уже в этом году. Я сделаю для этого все возможное"
Языковую проблему, по мнению Михаила Анатольевича, не нужно ставить во главу угла, ведь сейчас перед системой высшего образования стоит большая задача по вступлению в Болонский процесс.
- И мы будем там в этом году. В этом я уверен, ведь если быть пессимистом, то точно ничего не получится. Я сделаю все возможное, чтобы Беларусь приняли в Болонский процесс.
У нынешнего министра есть положительный опыт развития международного сотрудничества. Пять лет назад, рассказывает он, БГУ участвовал лишь в 2-3 европейских крупных проектах, а после того как Журавков с коллегами начал ездить и разговаривать с людьми на Западе, количество таких проектов возросло до пятидесяти. Он не исключает, что ему придется заняться подобным и в новой роли.
- Понимаете, когда приедешь, поговоришь за чашкой кофе о науке и расскажешь, что белорусы - это не какие-то отсталые люди, то к нам начинают совершенно по-другому относиться. И сейчас нас уже очень много где знают, наши вузы занимают хорошие места в рейтингах, но все равно надо участвовать в различных форумах и активно рекламировать наши университеты и страну.
Журавков бывает не только в Европе. Эти сувениры – из Вьетнама и Таиланда.
"Система профильного образования в школе начнет внедряться в 2015-м"
Новый министр говорит, что активно займется внедрением профильного образования в школах. По данному вопросу он провел совещание в первые дни работы.
- До 10 класса это будет общая для всех программа, а вот последних 2 года будут только профильными. Одно из предложений в том, чтобы для попадания в такой класс ребенок не только сдавал экзамены по профильным предметам, но и имел определенный балл аттестата. Таким образом, одни ребята смогут продолжать в школе углубленно изучать некоторые предметы, а другие пойдут в колледж или лицей получать профессию.
Новая система, по словам собеседника, будет внедрена уже в этом году, но это вовсе не означает, что все нынешние девятиклассники обязаны определиться со своим профилем. Михаил Журавков говорит, что он против революционных изменений.
- Эта система будет внедрена для школьников, которые сегодня учатся в четвертом классе. Ребенок должен будет понимать, что он должен учиться определенным образом, чтобы через пять лет попасть в профильный класс.
Пересмотрят, по словам Михаила Анатольевича, и количество часов по профильным предметам в этих классах.
- Но это на первый взгляд легко убрать какой-то один час и добавить другой. На самом деле для этого нужно пересмотреть ставки и даже переписать школьные учебники, что требует больших средств. Поэтому новая система будет вводиться постепенно и как можно с меньшими моральными потерями для школьников. Но концептуальное решение по этому вопросу уже принято.
"Ребенок должен сам решать, какой профиль выбирать и кем он хочет быть в будущем"
Министр образования уверен, что дети способны самостоятельно определиться к 9-му классу с будущим профилем. По его мнению, здесь главное, чтобы за школьника его будущее не решали родители.
- Ко мне иногда приходят знакомые и говорят: "Посоветуй, куда отдать ребенка учиться, чтобы он стал директором, много зарабатывал и ездил за границу". Причем они не спрашивают у своего сына и дочки, что им нравится, а просто концентрируют внимание на заработке. Это в корне неправильно.
И если родители не могут сами понять, что близко их ребенку, министр советует обратиться к профессионалам. Он рассказывает, что в БГУ есть "Центр проблем развития человека", в котором за 3-4 часа по специальным тестам определят, какой профиль или факультет выбрать ребенку.
- Но когда многие родители узнают, что на это нужно три часа, а не десять минут, то им становится жалко этого времени. А сэкономив каких-то 3 часа сейчас, родители рискуют сломать своему ребенку будущее. А вообще, лучше на протяжении всей школы говорить с ребенком, спрашивать, что ему нравится и кем он хочет быть.
"Минск – наш любимый город, и даже с дачи мы возвращаемся с большим удовольствием"
О своей же профессии, признается Михаил Журавков, он не жалеет ни капли. Как и не жалеет о том, что не воспользовался реальной возможностью уехать в начале 90-х заниматься наукой в Канаду, а остался в своем любимом городе.
- Минск – наш родной город, и даже с дачи мы возвращаемся сюда с большим удовольствием. Здесь нам очень комфортно, в городе очень чисто и живут прекрасные люди. По Минску хочется гулять.
Нельзя сказать, что из окна кухни министра открывается лучший вид на любимый город.
Наш герой рассказывает, что иногда он с большим удовольствием ходил с работы по проспекту пешком и наслаждался гармонией. Правда, говорит министр, на гармонию проспекта определенным образом повлияла гостиница у цирка.
- Когда ее начали строить, у меня был даже шок, ведь там такой красивый, тихий район и речка. С точки зрения общего пейзажа и концепции мне не очень нравится этот объект. Хотя, наверное, архитекторам виднее, да и время покажет.
4 минских вопроса Михаилу Журавкову
- Какое здание или сооружение в Минске вы бы снесли в первую очередь?
- Я бы ничего не сносил, а, скорее, перенес бы в другое место дом у Троицкого. Это красивый, солидный объект, но, мне кажется, он великоват для места, в котором находится.
- Кому бы вы поставили в Минске памятник?
- У нас во дворике БГУ есть памятник Франциску Скорине, но я бы его поставил в более общедоступном месте. Когда ездишь по Европе, то берет гордость, что эту личность знают широкие массы просвещенного населения во всех странах. А главное, там знают, что Скорина – белорус.
- Кого вы считаете самым значимым минчанином?
- Машерова. Это человек, который очень много сделал для страны. При нем БССР была очень развитой республикой в Союзе, и в его время появилось много производств. И он за все это боролся.
- Куда вы в первую очередь ведете в Минске иностранных гостей?
- Показываю кусочек Старого города, проспект Независимости и современные объекты: библиотеку и "Минск-Арену". А в последнее время возим даже в новые микрорайоны, ведь это уже не те одинаковые советские панельки. Гостей из бывшего СССР очень впечатляют масштабы строительства в Минске, и они говорят: "Если в городе много строительных кранов, то страна двигается вперед".
Михаил Журавков рассказал, почему любит костюмы Hugo Boss, не ходит в "Евроопт", а также о том, как Беларусь вступит в Болонский процесс и что будет собой представлять...