Из мест не столь отдаленных. Как вышедшим на свободу не попасть в тунеядцы. 21.by

Из мест не столь отдаленных. Как вышедшим на свободу не попасть в тунеядцы

05.02.2015 08:10 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Значительную часть неплательщиков в Беларуси составляют бывшие заключенные, ведущие асоциальный образ жизни и злоупотребляющие алкогольными напитками. Еще в конце прошлого года Генпрокуратура Беларуси предложила обратить особое внимание на эту категорию лиц в вопросах трудоустройства. Ведь только за последние 3 года из исправительных учреждений вышли около 40 тысяч человек, и многие до сих пор нигде не работают.




Декрет о борьбе с тунеядцами сейчас активно дорабатывается. Окончательная версия документа должна появиться до 13 февраля: на совещании 13 января президент дал чиновникам месяц на его доработку. Пока известно, что в проекте есть предложение обязать трудоспособных граждан, не участвующих в финансировании госрасходов, уплачивать единовременный сбор. Предположительно — в размере 20 базовых величин. В противном случае гражданина привлекут к административной ответственности. Разработчики документа обещают максимально перекрыть лазейки для тех, кто хочет избежать уплаты нового сбора. А белорусы тем временем активно ищут способы избежать зачисления в тунеядцы.


Помощь не по закону

Значительную часть неплательщиков составляют бывшие заключенные. По Закону "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" помогать в поиске работы освободившимся должны органы по труду, занятости и социальной защите, внутренних дел и местные власти. И, по идее, процесс трудоустройства должен начинаться еще до освобождения заключенного: не позднее, чем за 3 месяца до окончания срока, администрация исправительного учреждения обязана направить информацию в центр занятости, где указать сведения об освобождающемся – его возраст, образование, специальность. Это поможет определить потенциальное место работы, учитывая индивидуальные особенности и профессиональные навыки. В свою очередь, органы по труду предоставляют в исправительные учреждения возможные варианты трудоустройства для тех, кто скоро выйдет на свободу.
 
Эта схема выглядит вполне логичной, но на деле зачастую не работает, что и показали проверки Генпрокуратуры.

"Администрации исправительных учреждений информируют об освобождающихся несвоевременно, — рассказал прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генпрокуратуры Беларуси Александр Безуглый. — Да и то в абсолютном большинстве случаев в присылаемой информации нет обязательных сведений. В свою очередь, органы по труду и занятости не требуют личные данные осужденных, а значит, не имеют представления об их образовании или рабочей специальности. В результате трудоустроенность этой категории лиц находится на низком уровне, что зачастую приводит к повторным преступлениям".


Трудовая адаптация начинается за решеткой

К решению этой проблемы Генпрокуратура приобщила различные ведомства: Минтруда и соцзащиты, МВД, Министерство ЖКХ, местные исполнительные власти.
 
Одну из ведущих позиций в этом вопросе заняло Министерство труда и соцзащиты. Например, в Брестской области в прошлом году органы по труду провели более 40 массовых мероприятий, в том числе ярмарки вакансий, в которых приняли участие более 500 освободившихся. При этом 341 человек получил индивидуальные профориентационные услуги. В Гомельской области создана рабочая группа по трудоустройству лиц, имеющих судимость. Каждый второй и четвертый вторники месяца "подопечных" доставляют в центры занятости, где им помогают найти подходящие вакансии и связаться с нанимателем. Большую работу проделали и в других областях.
 
Но на самом деле вопросы будущего трудоустройства начинают обсуждать с заключенными еще за решеткой: им рассказывают о состоянии рынка труда в регионе, имеющихся вакансиях на предприятиях, условиях и т. д. Такие выездные дни профориентации проходят в колониях, исправительных учреждениях открытого типа, лечебно-трудовых профилакториях.
 

Возможность – есть, желания – нет

По закону "О занятости населения Беларуси" освободившиеся из заключения относятся к одной из категорий, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в сфере занятости. К примеру, при регистрации в качестве безработных эти граждане вправе получать информацию о вакансиях, направления на трудоустройство у конкретного нанимателя и по конкретной специальности, в т. ч. в счет брони. Они имеют возможность пройти профподготовку и получить профессию за счет государственных средств. Также им могут оказать поддержку в организации и развитии индивидуальной предпринимательской деятельности. Не откажут в содействии и тем, кто хочет переехать в другой город и устроиться там.
 
Найти работу можно и самостоятельно. Но результативность трудоустройства бывших заключенных остается низкой из-за отсутствия у них мотивации. Например, многие просто не являются на прием в органы по труду и занятости. А даже если приходят, то, как правило, по выданным направлениям к нанимателям не обращаются, от предложений подходящей работы отказываются.
 
"Характерный пример, вскрытый во время проверки органами прокуратуры Могилевской области. 17-летнему безработному жителю Борисова в центре занятости выдали направления на трудоустройство в Борисовский мясокомбинат грузчиком, ПМК-16-Агро — подсобным рабочим, "Борисовдрев" — укладчиком-упаковщиком. Но ни на одно из предприятий парень так и не пришел, — отметил Александр Безуглый. — При этом от профессионального обучения он отказался, а в отделе занятости больше не появился. Тем не менее, отчет о содействии в трудоустройстве направлен в Борисовское РУВД".

Подобные факты встречаются во всех регионах. За 11 месяцев 2014 года с учета по причинам, не связанным с трудоустройством, сняты 1 280 человек – это почти 37% зарегистрированных. Из них 1 097 человек — за неявку в органы по труду в течение 3 месяцев без уважительной причины. А 93 человека отклонили два предложения подходящей работы и отказались проходить профподготовку.
 

На общественных началах

Есть в области трудоустройства бывших заключенных и хорошие новости. Например, для стимулирования нанимателей утверждено Положение о порядке организации и финансирования мероприятий по трудоустройству освободившихся. Документ предусматривает, что оплата труда таких лиц в течение года может частично компенсироваться за счет средств государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения.
 
А в целом можно задуматься о внедрении опыта европейских стран, где вопросами социальной адаптации бывших заключенных, в том числе и проблемой их трудоустройства, занимаются общественные организации. Зачастую в них работают люди, которые сами когда-то были осуждены и отбывали срок в местах заключения, а затем смогли вновь интегрироваться в общество. Понятно, что слова "коллеги" вышедшие на свободу ценят гораздо больше, а к его советам прислушиваются. 
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Только за последние 3 года из исправительных учреждений вышли около 40 тысяч человек, и многие до сих пор нигде не работают.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика