Льготники. Ветеран с пенсией 10 миллионов: Чтобы кто-то из нас в холоде и голоде жил, такого нет. 21.by

Льготники. Ветеран с пенсией 10 миллионов: Чтобы кто-то из нас в холоде и голоде жил, такого нет

08.05.2015 19:46 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


 
Михаил Дмитриевич Жуковский – ветеран непростой. 15 лет он работал заместителем председателя Мингорисполкома, избирался депутатом Верховного совета, а сейчас на общественных началах трудится в Белорусском объединении ветеранов. С его участием в 1992 году был принят первый на территории постсоветского пространства закон "О ветеранах" – в нем прописали все важнейшие льготы для тех, кто воевал за Родину. Насколько они существенны, будем разбираться вместе.




Белорусы живут в социально ориентированном государстве – что это значит для каждого из нас? Сироты, инвалиды, чиновники, пенсионеры, студенты, сотрудники правоохранительных органов, многодетные родители – на какие льготы мы имеем право и легко ли их получить? Проект "Льготники" рассказывает о том, какую поддержку мы получаем от государства.

Льготники. Социальные бонусы для сирот: можно не служить в армии и пренебречь распределением после вуза>>>

Льготники. Многодетные родители о помощи государства: Это не те суммы, ради которых семья бросится рожать детей>>>

Льготники. Социальная защита чернобыльцев: "Потеряв здоровье, могу я пройти без очереди?>>>


Воспоминания о службе: холодно и голодно

88-летний Михаил Жуковский сидит за столом, скрестив руки на груди. Ветеранские награды не выпячивает – вспоминает о них только, когда приходит время фотографироваться: "А то скажут, что за ветеран такой?". На вопросы отвечает четко, обстоятельно, без перескакивания с одной мысли на другую – сразу видно, что в прошлом человек занимал ответственную должность и сейчас продолжает нагружать себя умственной работой.

Коренной минчанин, к началу войны он успел закончить 7 классов школы. Воспитывался в благополучной семье: отец работал в партийном аппарате, а мать могла позволить себе заниматься детьми.




Когда ему было 14 лет, семью эвакуировали в Челябинскую область (мать тяжело болела). Отец и старшая сестра ушли на фронт, а они с матерью работали в колхозе. В 1943 году, в возрасте 17 лет, Михаила Жуковского призвали в армию – в запасной артиллерийский полк на базе военного лагеря в Челябинской области. По его словам, он очень хотел попасть на фронт (тогда все подростки рвались на передовую), но как отличника политической подготовки его оставили "воспитывать младшее поколение".

В апреле 1945 года вместе с другими солдатами молодой человек оказался на Дальнем Востоке, где принимал участие в войне с Японией в качестве наводчика оружия. В общей сложности, в армии он отслужил около 7 лет, демобилизовался в 1950 году.

– Конечно, таких ужасов, которые достались солдатам, воевавшим в 1941-42 году, мы не видели. Но тяжесть военной службы испытали: холод, голод и прочее. Если на фронте была первая норма по питанию, то у нас – 3-я норма, паек меньше. Было вечное желание есть, к тому же служил на Урале, уральские морозы, обмундирование хиленькое (это на фронт давали полушубки и валенки). Но потом втянулся – и все переносил нормально. Учитывая, что на западном фронте были успехи, у нас, молодых, преобладало чувство патриотизма, чувство гордости.
К числу ветеранов ВОВ относятся:

– инвалиды Великой Отечественной войны;
– участники Великой Отечественной войны;
– лица, принимавшие участие в разминировании территорий после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах;
– лица, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;
– лица, работавшие на военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
– члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
– лица, работавшие в Ленинграде в период блокады и награжденные медалью "За оборону Ленинграда", и лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

Пенсия "за особые заслуги"

Демобилизовавшись, Михаил Жуковский вернулся в Минск, окончил сначала педагогическое училище, потом педагогический институт, несколько лет работал учителем в школе, еще несколько – в техникуме. А потом устроился на государственную работу. Был женат (супруга умерла несколько лет назад), воспитал двоих дочерей.




В прошлом государственный служащий, собеседник получает сегодня по белорусским меркам большую пенсию – почти 10 миллионов рублей. В эту сумму включена надбавка за участие в военных действиях – 250 процентов от минимального размера пенсии по возрасту, которая сегодня составляет почти 370 тысяч рублей. Таким образом, ветеранский статус обеспечивает Михаилу Дмитриевичу ежемесячно дополнительные 900 тысяч, все остальное – государственная пенсия "за особые заслуги". Инвалидам 1-й и 2-й групп добавляют 400 процентов от минимального размера пенсии – сегодня это около 1,5 миллиона рублей.

Помимо ежемесячной пенсии, рассказывает собеседник, ветеранам время от времени дают разовые пособия. И в прошлом году – к 70-летию освобождения Беларуси от немецких захватчиков, и в этом – к 70-летию Победы – Михаил Жуковский получал денежные подарки от государства. На этом раз сумма была около 8 миллионов рублей.



"Рокфеллер тоже жаловался, что кто-то богаче его"

Своей пенсией наш герой доволен. Говорит, что большую сумму тратить было бы негде. "Выпить уже нельзя особенно, 50 граммов выпьешь в честь праздника – и все. Что-то внукам отдаю, у одного день рождения, у второго, уже и трое правнуков появились…".

Но как активист общественного объединения ветеранов, собеседник признается: есть такие, кто жалуется. "Ветераны сейчас и внукам помогают, и жена, может, не работала нигде, пенсия маленькая, есть такие, которые испытывают какие-то временные затруднения. Но с этими добавками, которые положены ветерану, разумный прожиточный минимум обеспечен. Жаловаться могут все, и Рокфеллер жаловался, что кто-то богаче его… Где-то разово окажут помощь, где-то шефство устанавливают отдельные предприятия по месту работы. Поэтому такой ситуации, чтобы кто-то из нас в холоде или голоде жил, такого нет".




Помимо надбавки к пенсии ветераны имеют право на другие привилегии. В 2007 году, когда в Беларуси упорядочивали льготы (и в итоге многие из них отменили), свидетелей войны это практически не коснулось. Другое дело, что часть льгот сегодня актуальны скорее не для ветеранов войны, а для граждан, к ним приравненным (участвовавших в других боевых действиях).

К примеру, работающий инвалид войны по закону может рассчитывать на 100-процентный больничный до 4 месяцев подряд. Из той же серии: ветераны имеют право брать отпуск в удобное время или брать месяц отпуска за своей счет. Кроме того, ветеранов бесплатно готовы обучить новым профессиям по месту работу, отправлять на курсы повышения квалификации с сохранением оплаты труда, ветеранам-студентам выплачивают специальные стипендии. Все эти льготы Михаила Жуковского, по понятным причинам, обходят стороной.

На лекарствах экономит 500 тысяч в месяц

Но есть принципиально важные льготы, которые, например, касаются здоровья. Сегодня ветераны бесплатно получают лекарства по перечню Минздрава. Интересно, что в первом варианте закона "О ветеранах" в 1992 году, ветеранам, достигшим 70 лет, давали на покупку медикаментов лишь 50-процентную скидку. Разницу приходилось доплачивать из своего кармана.

По подсчетам нашего героя, благодаря льготе на лекарства он экономит ежемесячно около полумиллиона рублей. Примерно такую же сумму (но раз на раз не приходится) ветеран оставляет в аптеках каждый месяц на медикаменты, не вошедшие в перечень Минздрава.

– Это при том, что я стараюсь особенно лекарствами не увлекаться, поменьше глотать таблеток, хотя необходимость все-таки возникает. Сердечко шалит, потом у меня ноги – варикозная болезнь, тяжело ходить становится, но стараюсь пить таблетки по минимуму.

Новые зубы и костыли – бесплатно

Зубное протезирование ветераны получают бесплатно, кроме протезов из драгоценных металлов, фарфора и металлокерамики. В ответ на вопрос, доводилось ли пользоваться этой льготой, Михаил Дмитриевич широко улыбается. Недавно он упал, переходя дорогу, поэтому бесплатное протезирование пришлось как нельзя кстати.

Пенсионер радуется, что к 88 годам ему так и не понадобились бесплатные "технические средства социальной реабилитации" – инвалидные коляски, костыли, слуховые аппараты и т.д. Инвалидности он не имеет. Но по закону, участникам войны, достигшим 70-летнего возраста, предоставляются все те же права и льготы, что и инвалидам войны 3-й группы.

Благодаря ветеранскому статусу, Михаил Жуковский после выхода на пенсию обслуживается в той же поликлинике, что и в рабочие годы – на Красноармейской (поликлиника Республиканской больницы Управделами президента). На вопрос, является ли это для него существенной льготой, пенсионер разводит руками: "Кто его знает, где лучше обслуживание". Как и других ветеранов, нашего героя обслуживают в организациях здравоохранения без очереди.

Кроме того, каждый год участник войны проходит комплексный медицинский осмотр. Говорит, не будь такой привилегии, вряд ли бы так внимательно относился к своему здоровью.

Поправить самочувствие ветеранам предлагают в санаториях и домах отдыха – бесплатную путевку можно получить каждый год. Михаил Дмитриевич говорит, что уже давно никуда не ездил, хотя предлагали неоднократно. "Как-то чувствовал себя более-менее нормально, да и не хотел отрываться от дома, ездил на дачу. Мне платили компенсацию за неиспользованную путевку, в свое время это было 350 тысяч, а сейчас не помню. К пенсии приплюсовывают эту сумму".




Некоторые ветераны получили жилье два раза

Жилье собеседник получил от работы. Сначала ему дали "однушку" на проспекте, а потом, когда состав семьи увеличился, квартиру обменяли на "трешку". Со временем Михаил Жуковский квартиру приватизировал и больше в квадратных метрах никогда не нуждался. Пенсионер не знает, повлияло ли на получение жилья его боевое прошлое. Но уверяет: все ветераны в Беларуси, кто стоял на учете нуждающихся, жилье получили. Некоторые даже по два раза.

– Умудрялись: получил квартиру, дети подросли, семья увеличилась, и он вторично этим правом воспользовался. А потом уже, в последнее время, это приостановили. Воспользовался льготой один раз в следующий идешь на общих основаниях. В порядке исключения, конечно, давали возможность отселиться, если большая семья, но это не массово.



Коммуналка – в полцены

За коммунальные услуги и техническое обслуживание жилья в пределах 20 квадратных метров ветераны платят половину стоимости. У Михаила Жуковского получается около 300 тысяч за 3-комнатную квартиру, живет он в ней один. Такая же скидка действует на оплату городского телефона, за исключением междугородних и международных звонков – эти услуги ветераны оплачивают по полной программе. Наш герой за телефон сегодня платит копейки – около 20-30 тысяч, поэтому не считает это значимой льготой. Зато раньше, когда на установку квартирного телефона были толпы желающих, он смог воспользоваться этим правом без очереди.




Бесплатный проезд в городе и пригороде

Ветеранам сохранили право бесплатно ездить как в городском, так и в пригородном транспорте (за исключением такси). Наш герой этой льготой пользуется практически ежедневно. Своей машины у него никогда не было, только служебная – в годы работы в Мингорисполкоме. С тех пор, как ушел со службы, Михаил Дмитриевич перебрался в автобусы, троллейбусы и метро. Говорит, что к пожилым людям в последнее время в транспорте стали относиться уважительно – довольно часто уступают место. Но, к сожалению, не всегда. "А как было раньше? Раньше я не замечал этого и не испытывал такой необходимости, выглядел браво, сам мог уступить место кому угодно".

Раньше пенсионер часто ездил на электричке на дачу. Сейчас уже возможность передвижения не та (от станции нужно пройти пешком 1,5 километра), поэтому льготой почти не пользуется. В другие города и страны тоже особенно не ездит, несмотря на то, что государство готово возмещать ветеранам 50 процентов от стоимости билета туда и обратно один раз в год.



"Самое важное, чтобы о тебе помнили"

В былые годы ветераны имели привилегии также в торгово-бытовом обслуживании. По словам собеседника, это было важно в период дефицита, когда достать продукты было нелегко, существовали так называемые "столы заказов". Сегодня в магазине – изобилие товаров, и эта льгота стала неактуальной. Во многих учреждениях разной формы собственности до сих пор ветераны имеют право обслуживаться вне очереди.




Подводя итоги, Михаил Жуковский настаивает на том, что с поддержкой ветеранов сегодня в Беларуси все в порядке. Во всяком случае, не хуже, чем в других постсоветских странах. По мнению собеседника, ветеранов сегодня беспокоит другое.

– Для нас сейчас самое важное, чтобы о тебе помнили, чтобы с тобой общались. Поэтому задача нашего объединения  – не оставить ни одного ветерана одного, мы обязательно следим за одиноко проживающими пенсионерами, подсказываем и местным органам власти, и БРСМ об установлении шефства над этой категорией. Нет большего наказания для человека, чем остаться одному, – заключает участник войны.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Насколько существенны льготы для ветеранов и легко ли ими воспользоваться?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика