Юрий Зиссер реставрирует для Минска орган, который 50 лет служил в музыкальной школе декорацией
22.09.2015 08:26
—
Новости Общества
|
Второклассник Олег Костюк после занятия на мандолине заглянул в концертный зал. Школьник не мог пройти мимо звуков, доносившихся оттуда: во второй минской музыкальной школе разбирают орган, который украшал зал около полувека. — Вы разбираете орган? — Мы делаем, чтобы он работал, играл! — Я ни разу не слышал, как он играл, зачем его тогда поставили? — Для красоты. — Обманка? Так плакат можно было повесить! Подув в несколько трубок, второклассник рассказал, что знает о музыкальном инструменте. — Он очень большой и громкий: слышно его, может, метров за пятьдесят! Как старый орган попал в школу на АнгарскойОб органе, который не используется по назначению, и выполняет во второй музыкальной школе Минска функцию украшения концертного зала, увлекающийся с детства музыкой Юрий Зиссер узнал случайно. — А еще я знал о том, что в органном зале концертного зала в Верхнем городе нет инструмента. Поэтому решил, что стоит попробовать его реставрировать. Никому не нужный орган полвека назад привезли военные в минскую музыкальную школу номер два, которая тогда располагалась в районе автозавода. Если верить некоторым воспоминаниям, тогда орган плохо, но играл. Позже музыкальная школа переехала на Ангарскую, орган забрали с собой. — Поставили проспект, трубы расположили хаотично: никто не задавался целью сохранить его функциональное назначение, в концертном зале музыкальной школы он служил декорацией. В этом зале обычно на народных инструментах играют дети. Школа известная, в ней училось много интересных ребят, в том числе талантливый скрипач Артем Шишков.
Покупку необходимых для реставрации деталей за границей из личных сбережений собирается оплатить бизнесмен. Городские власти, планируется, возьмут на себя растаможку. — В проекте концертного зала на площади Свободы был заложен орган. В смету инструмент тоже попал, однако в ходе строительства на него не хватило денег: те, что были выделены на музыкальный инструмент, «съела» девальвация 2011 года. С предложением перевезти инструмент из второй музыкальной школы в Верхний город Юрий Зиссер вместе с белорусским искусствоведом Татьяной Бембель, которая помогает ему в плане сотрудничества с городскими властями, отправился к главному идеологу Минска Игорю Карпенко. — Идея ему понравилась, он хотел, чтобы каждые выходные для туристов давали бесплатные органные концерты. Но бывший директор музыкальной школы не планировал отдавать инструмент, руководствуясь позицией: лучше пусть будет, чем не будет. В дело вмешался председатель Мингорисполкома Андрей Шорец: он принял окончательное решение передать инструмент на баланс концертного зала в Верхнем городе. На реставрацию органа уйдет больше годаДля того чтобы грамотно разобрать, а потом собрать музыкальный инструмент, в Минск пригласили московского мастера Дмитрия Лотова, который восстановил уже не один белорусский орган. Реставратор служит пастором, в пяти приходах играет службы на органе, дает концерты. Ремонтирует десятки органов на территории всего бывшего СССР. ![]() Когда мастер начал разбирать инструмент, выяснилось, что он собран из двух органов. Оба — производства фирмы Waclaw Biernacki. Внутри органа было много пыли и мусора, что неудивительно, ведь на инструменте не играли как минимум полвека. К тому же, часть деревянных труб ссохлась, им понадобится несколько месяцев, чтобы набрать влагу. — Здесь есть современные, рыхлые доски, но в основном дерево хорошее. Использовано много сортов древесины: трубы, к примеру, еловые, некоторые части органа, которым нужна особая прочность, — дубовые. Есть груша и клен. По словам специалиста, те люди, которые собрали этот орган из двух, сделали это чрезвычайно непрофессионально. Например, вместо шурупов использовали гвозди, поэтому некоторые детали приходится отбивать «живьем». — Но все-таки смысл, чтобы привести орган в порядок, есть. Он может стать хорошим инструментом. Виндлады сделаны тщательно, и те голоса, что сохранились, тоже: фирма Waclaw Biernacki отлично выполняла свою работу. Для реставрации органа потребуется больше года. Часть деталей придется заказывать в Польше, часть — в Германии. Сам орган будет ремонтировать в Минске московский мастер: в Беларуси нет ни одного специалиста такого уровня. — Орган нужно настраивать перед каждым концертом, поэтому настройщики в Беларуси есть. Есть специалисты по мелкому ремонту, но по таким масштабным работам — и в Москве дефицит! Если говорить о реставрации, то такие работы всегда длятся долго: представьте, здесь тысячи труб и каждую нужно отремонтировать, каждый клапан разобрать, поставить на его место новый, — рассказывает Юрий Зиссер. Переносить орган помогали френды из фейсбукаЧтобы перенести некоторые тяжелые детали инструмента, бизнесмен обратился за помощью: в фейсбуке тут же откликнулись крепкие мужчины. — Сейчас мы разбираем самое сердце органа. Виндлады — это устройства подачи воздуха в каждую трубу. Одна из них весит примерно 200 килограммов, другая — около 300. Мастер Дмитрий Лотов дает наставления помощникам и подробно объясняет, как лучше перемещать виндлады, где можно стоять и как держать части инструмента при транспортировке. — Эта вещь — часть механизма, поэтому хватать и задевать клапаны категорически запрещено! Когда несколько мужчин пытаются поднять тяжелейшие виндлады, пастору не остается ничего, кроме как молиться, и, затаив дыхание, надеяться, что части инструмента не будут повреждены. ![]() — Такие вещи лучше не видеть! Если они ее уронят… Она же чудовищно тяжелая. Боюсь и говорить о том, что мех, на котором они сейчас стоят, весит в полтора раза больше самой тяжелой виндлады, а его придется вытягивать из ямы глубиной в метр семьдесят. Ее сделали потому, что орган просто не помещался на сцене. К сожалению, тогда погибла значительная часть оригинальных стенок органа — как передних, так и боковых. ![]() В Беларуси появится единственный концертный зал органной музыкиО принадлежности органа к фабрике Вацлава Бернацкого говорит соответствующая маркировка на разных частях инструмента. Точную дату его создания определить невозможно: инструмент мог быть изготовлен в любое время между 1908 и 1939 годом. В эти годы фабрика создала сотни органов, каждый четвертый орган в Беларуси — именно ее производства. На днях разобранный инструмент покинул здание музыкальной школы. Его перевезли в концертный зал «Верхний город»: трубы, воздуховоды и другие детали расположились в подсобных помещениях, коридоре, а также в подвале, между оригинальным фундаментом здания. Для транспортировки органа оказалось недостаточно одного рейса грузовой машины, которую специально для этого выделил город. Тяжелейшие деревянные детали под руководством реставратора перевозили девять солдат. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
Сейчас на балконе внутри зала стоят стулья и микшерный пульт. Именно на этом месте и будет располагаться орган, который, по замерам специалистов, с трудом поместится здесь по ширине. О том, что в Беларуси органные концерты часто проводятся в не слишком приспособленных помещениях, Таким идеальным залом и является концертный зал «Верхний город», в котором, если все работы пройдут успешно, через некоторое время зазвучит орган. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Второклассник Олег Костюк после занятия на мандолине заглянул в концертный зал. Школьник не мог пройти мимо звуков, доносившихся оттуда: сегодня во второй минской...
|
|