Юрий Зиссер реставрирует для Минска орган, который 50 лет служил в музыкальной школе декорацией. 21.by

Юрий Зиссер реставрирует для Минска орган, который 50 лет служил в музыкальной школе декорацией

22.09.2015 08:26 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Второклассник Олег Костюк после занятия на мандолине заглянул в концертный зал. Школьник не мог пройти мимо звуков, доносившихся оттуда: во второй минской музыкальной школе разбирают орган, который украшал зал около полувека.


— Вы разбираете орган?

— Мы делаем, чтобы он работал, играл!

— Я ни разу не слышал, как он играл, зачем его тогда поставили?

— Для красоты.

— Обманка? Так плакат можно было повесить!

Подув в несколько трубок, второклассник рассказал, что знает о музыкальном инструменте.

— Он очень большой и громкий: слышно его, может, метров за пятьдесят!


Как старый орган попал в школу на Ангарской

Об органе, который не используется по назначению, и выполняет во второй музыкальной школе Минска функцию украшения концертного зала, увлекающийся с детства музыкой Юрий Зиссер узнал случайно.

— А еще я знал о том, что в органном зале концертного зала в Верхнем городе нет инструмента. Поэтому решил, что стоит попробовать его реставрировать.

Никому не нужный орган полвека назад привезли военные в минскую музыкальную школу номер два, которая тогда располагалась в районе автозавода. Если верить некоторым воспоминаниям, тогда орган плохо, но играл. Позже музыкальная школа переехала на Ангарскую, орган забрали с собой.

— Поставили проспект, трубы расположили хаотично: никто не задавался целью сохранить его функциональное назначение, в концертном зале музыкальной школы он служил декорацией. В этом зале обычно на народных инструментах играют дети. Школа известная, в ней училось много интересных ребят, в том числе талантливый скрипач Артем Шишков.


Юрий Анатольевич Зиссер приобрел учебный церковный электрический орган и музицирует у себя дома для собственного удовольствия. Сдав государственный экзамен по специальности «интерпретация старинной музыки» по классу органа, в 2015 году он окончил Белорусскую государственную академию музыки. Он также помогает энтузиастам в реставрации белорусских органов.

Покупку необходимых для реставрации деталей за границей из личных сбережений собирается оплатить бизнесмен. Городские власти, планируется, возьмут на себя растаможку.

— В проекте концертного зала на площади Свободы был заложен орган. В смету инструмент тоже попал, однако в ходе строительства на него не хватило денег: те, что были выделены на музыкальный инструмент, «съела» девальвация 2011 года.

С предложением перевезти инструмент из второй музыкальной школы в Верхний город Юрий Зиссер вместе с белорусским искусствоведом Татьяной Бембель, которая помогает ему в плане сотрудничества с городскими властями, отправился к главному идеологу Минска Игорю Карпенко.

— Идея ему понравилась, он хотел, чтобы каждые выходные для туристов давали бесплатные органные концерты. Но бывший директор музыкальной школы не планировал отдавать инструмент, руководствуясь позицией: лучше пусть будет, чем не будет. В дело вмешался председатель Мингорисполкома Андрей Шорец: он принял окончательное решение передать инструмент на баланс концертного зала в Верхнем городе.

На реставрацию органа уйдет больше года

Для того чтобы грамотно разобрать, а потом собрать музыкальный инструмент, в Минск пригласили московского мастера Дмитрия Лотова, который восстановил уже не один белорусский орган. Реставратор служит пастором, в пяти приходах играет службы на органе, дает концерты. Ремонтирует десятки органов на территории всего бывшего СССР. 


Пастор и реставратор Дмитрий Лотов. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Когда мастер начал разбирать инструмент, выяснилось, что он собран из двух органов. Оба — производства фирмы Waclaw Biernacki. Внутри органа было много пыли и мусора, что неудивительно, ведь на инструменте не играли как минимум полвека. К тому же, часть деревянных труб ссохлась, им понадобится несколько месяцев, чтобы набрать влагу.

— Здесь есть современные, рыхлые доски, но в основном дерево хорошее. Использовано много сортов древесины: трубы, к примеру, еловые, некоторые части органа, которым нужна особая прочность, — дубовые. Есть груша и клен.

По словам специалиста, те люди, которые собрали этот орган из двух, сделали это чрезвычайно непрофессионально. Например, вместо шурупов использовали гвозди, поэтому некоторые детали приходится отбивать «живьем».

— Но все-таки смысл, чтобы привести орган в порядок, есть. Он может стать хорошим инструментом. Виндлады сделаны тщательно, и те голоса, что сохранились, тоже: фирма Waclaw Biernacki отлично выполняла свою работу.


Для реставрации органа потребуется больше года. Часть деталей придется заказывать в Польше, часть — в Германии. Сам орган будет ремонтировать в Минске московский мастер: в Беларуси нет ни одного специалиста такого уровня.

— Орган нужно настраивать перед каждым концертом, поэтому настройщики в Беларуси есть. Есть специалисты по мелкому ремонту, но по таким масштабным работам — и в Москве дефицит! Если говорить о реставрации, то такие работы всегда длятся долго: представьте, здесь тысячи труб и каждую нужно отремонтировать, каждый клапан разобрать, поставить на его место новый, — рассказывает Юрий Зиссер.

Переносить орган помогали френды из фейсбука

Чтобы перенести некоторые тяжелые детали инструмента, бизнесмен обратился за помощью: в фейсбуке тут же откликнулись крепкие мужчины.


— Сейчас мы разбираем самое сердце органа. Виндлады — это устройства подачи воздуха в каждую трубу. Одна из них весит примерно 200 килограммов, другая — около 300.

Мастер Дмитрий Лотов дает наставления помощникам и подробно объясняет, как лучше перемещать виндлады, где можно стоять и как держать части инструмента при транспортировке.

— Эта вещь — часть механизма, поэтому хватать и задевать клапаны категорически запрещено!

Когда несколько мужчин пытаются поднять тяжелейшие виндлады, пастору не остается ничего, кроме как молиться, и, затаив дыхание, надеяться, что части инструмента не будут повреждены.


Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

— Такие вещи лучше не видеть! Если они ее уронят… Она же чудовищно тяжелая. Боюсь и говорить о том, что мех, на котором они сейчас стоят, весит в полтора раза больше самой тяжелой виндлады, а его придется вытягивать из ямы глубиной в метр семьдесят. Ее сделали потому, что орган просто не помещался на сцене. К сожалению, тогда погибла значительная часть оригинальных стенок органа — как передних, так и боковых.


Одна виндлада весит около 200 килограмм. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY


В Беларуси появится единственный концертный зал органной музыки

О принадлежности органа к фабрике Вацлава Бернацкого говорит соответствующая маркировка на разных частях инструмента. Точную дату его создания определить невозможно: инструмент мог быть изготовлен в любое время между 1908 и 1939 годом. В эти годы фабрика создала сотни органов, каждый четвертый орган в Беларуси — именно ее производства.

На днях разобранный инструмент покинул здание музыкальной школы. Его перевезли в концертный зал «Верхний город»: трубы, воздуховоды и другие детали расположились в подсобных помещениях, коридоре, а также в подвале, между оригинальным фундаментом здания.

Для транспортировки органа оказалось недостаточно одного рейса грузовой машины, которую специально для этого выделил город. Тяжелейшие деревянные детали под руководством реставратора перевозили девять солдат.










Следующим этапом восстановления инструмента будет покупка мотора: с его помощью мастер «продует» трубы и узнает, что именно в них нужно ремонтировать. Мотор будут заказывать новый: в концертном зале он будет стоять рядом с органом — шум от него должен быть минимальным.

Сейчас на балконе внутри зала стоят стулья и микшерный пульт. Именно на этом месте и будет располагаться орган, который, по замерам специалистов, с трудом поместится здесь по ширине.

О том, что в Беларуси органные концерты часто проводятся в не слишком приспособленных помещениях, Юрий Зиссер упоминал в своей статье об органной фабрике Waclaw Biernacki и ее роли в истории музыкальной культуры Беларуси. У каждого музыкального инструмента есть резонатор, благодаря которому тот приобретает звучание. У гитары, к примеру, это деревянный корпус, а вот резонатором органа выступает здание, в котором он находится. Идеальный органный зал имеет форму костела: звук многократно отражается от стен, пола и потолка, прежде чем достичь уха слушателя. Эхо от звуков органа или хора в соборе с хорошей акустикой длится до 5−7 секунд.

Таким идеальным залом и является концертный зал «Верхний город», в котором, если все работы пройдут успешно, через некоторое время зазвучит орган.



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Второклассник Олег Костюк после занятия на мандолине заглянул в концертный зал. Школьник не мог пройти мимо звуков, доносившихся оттуда: сегодня во второй минской...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика