В усадьбе Огинского отметят его 250-летний юбилей. Как выглядят реконструированные "Северные Афины". 21.by

В усадьбе Огинского отметят его 250-летний юбилей. Как выглядят реконструированные "Северные Афины"

25.09.2015 12:08 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сегодня в Залесье (Сморгонский район) почтят Михала Клеофаса Огинского — дипломата, повстанца, композитора. В честь его 250-летнего юбилея ЮНЕСКО объявила 2015-й Годом Огинского.


На торжества в реконструированном музее-усадьбе, где на свет появился венец его творчества — полонез ля минор «Прощание с Родиной» — ждут не только высоких государственных чиновников, но и потомков знаменитого рода. В частности, родственников по линии дочери Амэлии в браке Михала Клеофаса с Марией де Нери: Лидию, Зигмунда и Анну Зелинских из польской Познани. Также приглашены руководители дипломатических миссий стран, с которыми так или иначе была связана судьба общественного деятеля на рубеже XVIII—XIX вв. — Польши, Литвы, Франции, Италии, России. Беларусь будет представлять министр культуры Борис Светлов.


Оранжерея с новомодным карнизом

В предыдущие дни здесь прошла международная конференция, посвященная творческому наследию Огинского, а Минский областной драмтеатр показал спектакль «Полонез на возвращение». Но главные торжества состоятся сегодня. Подготовлены три площадки под открытым небом: на одной соберутся участники пленэра, которые рисовали «Северные Афины», на другой будет работать театр «Вертеп», третья отдана конному клубу «Золотая шпора».


Музыкальную часть торжеств подхватит Национальный академический оркестр под управлением Михаила Финберга. На следующий день пройдет костюмированный бал для более чем полусотни участников реконструкции аристократических забав, а на финише марафона 27 сентября выступит ансамбль камерной музыки «Классик-авангард» Белорусской государственной филармонии.

К юбилею приурочили открытие музейной экспозиции, которую посетители увидят впервые после реконструкции усадьбы. Оригинальных вещей за истекшие столетия почти не сохранилось, акцент будет сделан на антикварных экспонатах, призванных воссоздать атмосферу старины. Задействованы и высокие технологии: иллюзию присутствия создадут голограммы картины отъезда хозяина во Флоренцию.


На флигеле установили часы

А приблизилась ли к своему прототипу отремонтированная усадьба в духовном плане? Художник, архитектор-реставратор Сергей Веремейчик, который в конце 1980-х приехал из Минска поднимать «Северные Афины», да так и остался, так оценивает перевоплощение усадьбы из руин в белый дворец:

«Меня действительно зачастую спрашивают, поскольку вы здесь это дело начинали, как оцениваете то, что в итоге получилось? Если взять в целом, то мне кажется так: даже если бы Огинский посмотрел на свою усадьбу оттуда, с небес, то, безусловно, порадовался бы — со скрипом, но все же восстановили, не дали сгинуть. Правда, не уверен, что было бы то же самое, если бы он спустился и походил старыми дорожками. Насчет этого ничего гарантировать не могу. Для себя я придумал такое определение, скорее даже слоган: приезжайте в „Северные Афины“, посмотрите белый дворец. По крайней мере, это оспариванию не подлежит».


Неестественно белый дворец

Еще на этапе перестройки звучало немало нареканий на способ, которым восстанавливают старые стены. Ради «солидности» наружные элементы подросли, а новодел оранжереи поднялся аж на несколько метров по сравнению с оригиналом. Многовато современных материалов в декоре, внутренний антураж мало напоминает о знаменитом хозяине. Многие солидарны в том, что целью было не восстановить усадьбу с сохранением ее отличительного характера, а сделать «евроремонт» — чтобы и чиновникам было о чем отрапортовать, и туристы радовались. При этом до некоторых объектов руки не дошли вообще, прежде всего это касается мельницы и беседки.


Сергей Веремейчик под недостроенной беседкой

«В данном случае все решает прагматика: слишком хочется, чтобы здесь что-то было, а время идет, поэтому каждому хочется увековечить себя рядом с классиком. Я когда-то сам работал архитектором-реставратором и знаю амбиции коллег. Как говорят, если есть возможность, надо обязательно вставить свои пять копеек в историю. А уж как оно получается — дело десятое. Если, например, говорить об этой беседке, то сейчас она просто недоделанная, хотя ее можно было бы сделать так, как и положено. Но до такой „мелочи“ по сравнению с остальным комплексом сейчас не доходят ни руки, ни средства».


Из архива: праздник Залесья, 2010 год

Интерес к личности автора знаменитого полонеза и его родового поместья возобновила волна возрождения начала 1990-х. Здесь начали проводиться праздники в честь дня рождения выдающейся личности, при поддержке Белорусского фонда Сороса и под руководством Сергея Веремейчика в Залесье заработала детская театральная студия «Беседка», художественная мастерская «Аполоник», записывались диски, посвященные «Северным Афинам», проводились экскурсии по местам, связанным с личностью Огинского — доехали до Флоренции, где Михаил Клеофас жил последние годы и был похоронен. Четверть века назад польские реставраторы предлагали за год восстановить усадьбу вместе с парком и окружающими постройками. Но тогда власти отказались от инвестиций, заявив, что могут сделать ремонт собственными силами. Обещанного пришлось ждать 25 лет.


Памятный камень в честь Жана Роллея

По старому обычаю Сергей Иванович сворачивает в знакомые места, где знает каждый метр бывшей руины. Но признается, что ноги сами несут от все более и более шумного дворца в пока еще тихие закоулки — прежде всего к памятным камням, установленным Михалом Огинским в честь соратника-повстанца Тадеуша Костюшко и своего учителя Жана Роллея.


Сергей Веремейчик у камня Тадеушу Костюшко

«Прихожу сюда, заезжаю во время велосипедных прогулок практически ежедневно. Не то что здесь лучше, а более, скажем так, естественно. Поскольку я отсюда уже никуда не денусь и вынужден на все это смотреть, то глаз мой видит существенные недостатки: на мой субъективный взгляд, дворец после ремонта воспринимается как новодел. Это не моя вина и не моя беда. А вот именно здесь — то, что еще не тронуто цивилизацией и реставраторами. Такая привязанность, может, от того, что, когда я сюда переехал в 1989-м, как раз эти края меня наиболее захватили, и в немалой степени благодаря им я здесь остался. Поэтому контраст между тем, что еще не тронуто, и тем, где прошла „реставрация“, виден отчетливо. Остается только надеяться, что в парке не будет новодела, не будет бетонных плит, фонарей а-ля Пушкин, и останки бывшего парка не превратятся в обычный городской парк культуры».


Стеклянный массив напоминает гигантскую котельную

Но скрыться от лишних глаз все сложнее. С недавнего времени «белый дворец» стал местом для свадебных кортежей: в восстановленной котельной молодым предлагают бокал шампанского, а потом — фотосессия на память.


«Под старину»: в парковом антураже

«По поводу паломничества … Прежде всего это возможность зарабатывать деньги, — правда, не знаю, для поддержки самого дворца или для поддержки отдела культуры райисполкома. Сейчас все под контролем местных властей. То есть своеобразная точка обслуживания населения. Вообще не в курсе, ездят ли сейчас те свадебные кортежи к памятнику-танку на окраине Сморгони. Но когда они сюда приезжают чаще, может, это и хорошо. Ведь если приедут в усадьбу Огинского и поднимут бокал шампанского, понятно, что для головы это лучше, чем возлагать цветы танку. Другое дело мера — чтобы музей не превратился в клуб бытовых услуг».


После ЗАГСа молодым накрывают стол в оранжерее

Есть ли шанс у Залесья превратиться в место встречи творческих людей? Или уедут артисты из «Северных Афин» сразу после окончания юбилейных мероприятий? Справедливости ради, если в Вильнюсе тумбы в честь Михала Клеофаса Огинского начали устанавливать еще в прошлом году, то в Минске тематические афиши с приглашением на концерт в Белгосфилармонии появились совсем недавно. Сам Сергей Веремейчик на юбилейные мероприятия также уезжает в Литву, в город Ретавас, где стоит музей-дворец сына Огинского — Ирэнэуша. Говорит, что там празднование — по крайней мере без налета дежурности.


Стенд в честь Огинского в Вильнюсе

«Мне кажется, это закономерность. В Польше или Литве отношение к таким лицам уже сложилось. А у нас продолжаются идеологические колебания: кто такой Огинский и что он для нас представляет? Сейчас привязали к местности тезис о связи автора полонеза с Залесьем. <…> Скажем, в Литве работает госпрограмма, есть специальное постановление сейма о праздновании юбилея. Когда в Литве это празднуется как государственный, общенациональный праздник, у нас его масштаб намного больше локальный. По крайней мере, никак нельзя сказать, что здесь широкая география выступающих. Возможно, пока, а с течением времени будут все знать о „Северных Афинах“, и здесь заиграет филармоническим оркестр из Филадельфии».


Мельница-долгострой

Рядом с дворцом восстановленных «Северных Афин» стоит заброшенный профилакторий Сморгонского силикатного завода. Лет 10 назад он стал неподъемной нагрузкой для не самого успешного предприятия, его «сбросили» с баланса за ненужностью. По сути, готовая площадка для приема гостей, если приложить немного строительных усилий. Но вместо этого многоэтажное здание стремительно превращается в развалины.


Заброшенный заводской профилакторий

«Здание уже достаточно давно продано Сморгонским райисполкомом частнику в Минске. Но в таком неизменном виде эта высотка стоит уже лет 7−8, никак не могут ее благоустроить. Сколько я уже живу, все, кто приезжает, начинают рассуждать, как было бы хорошо переоборудовать и сделать его отелем или гостевым домом при усадьбе. То есть оборудовать это в комплексе, чтобы было где остановиться, провести конференцию, круглый стол и т. д. Однако вместо этого он потихоньку разваливается, ничего, к сожалению, здесь не делается…»

Во владение Михала Клеофаса Огинского деревянная усадьба в Залесье перешла в начале девятнадцатого века от его бездетного дяди, кухмистра ВКЛ Франциска Ксаверия Огинского. Вскоре новый хозяин, который во времена преследования повстанцев Тадеуша Костюшко успел пожить в Париже и Вене, начал возводить рядом с устаревшим дворцом каменные Афины — дворцово-парковый комплекс в стиле классицизма.


Паны Жебровские, хозяева Залесья до 1939 года

За последующие две сотни лет дворец пережил этапы, характерные для многих знаменитых мест, — от помпезного величия к глубокому упадку. Физически повредили здания две мировые войны, морально — изувечили большевики. После того как в 1939-м отсюда выселили последних хозяев, господ Жебровских, в комнатах «квартировали» лошади и колхозная техника, а потом во дворец заселили дом престарелых. Попытки начать восстановление в начале 1990-х плодов не принесли: денег хватило на муляжи мельницы и беседки, а фасад взяли в леса.


Современный валун в честь рода Огинских

В конце 2000-х активизироваться заставил 250-летний юбилей Михаила Клеофаса Огинского, в связи с которым ЮНЕСКО объявила 2015-й годом этой выдающейся личности. Правда, сроки сдачи объекта неоднократно переносились, так как перманентные кризисы съедали выделенные средства. К годовщине общественного деятеля и композитора в авральном порядке реконструкцию все же сумели завершить.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На торжества в реконструированном музее-усадьбе, где на свет появился венец творчества Огинского - полонез ля минор "Прощание с Родиной" - ждут не только высоких...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика