Сергей Уточкин над Комаровкой и - в советском кино. 21.by

Сергей Уточкин над Комаровкой и - в советском кино

24.05.2016 11:04 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

105 лет назад, 24 и 25 мая 1911 года, в Минске при огромном стечении публики состоялись полеты одного из первых русских авиаторов Сергея Уточкина.


Портрет Сергея Уточкина из московского еженедельника «Искры». 1911 г. Фото: Карл Булла

Надо заметить, что к тому времени минчане уже имели некоторый опыт посещения авиашоу. В номере газеты «Наша Нiва» от 2 сентября 1910 года сообщалось:

«22 августа на Комаровке летал в воздухе на машине (аэроплане) авиатор Ранк, да тут случилось несчастье: машина испортилась и налетела на людей; несколько человек ранило, а один из них даже умер. Народу собралось очень много; лезли люди, куда не надо, ну и намяли много кому бока. Немало публики пролезло и без билетов».

А вот полеты Уточкина над Комаровкой оказались успешными, и этот факт спустя тридцать лет подчеркнул в обзорной статье минский журналист Ефим Садовский, который был сотрудником газеты «Рабочий» («Советская Белоруссия») с 1927 по 1970 год. Но почему опытнейший Ефим Ильич вдруг в январе 1941 года написал под рубрикой «Из прошлого» об авиаторе Уточкине?


В тридцатые годы в СССР повелось отмечать круглые годовщины смерти знаменитых людей. Так, например, в 1937-м с великим подъемом провели мероприятия, посвященные столетию гибели Пушкина. В подобном же русле решено было отметить и четвертьвековой «юбилей» кончины Сергея Уточкина — одного из первых русских авиаторов. Вот с этого факта и начал свою статью Ефим Садовский в номере газеты от 11 января 1941 года:

«13 января исполняется 25 лет со дня смерти одного из первых авиаторов России — Сергея Уточкина. „Ленфильм“ скоро начинает съемку большого художественного фильма, посвященного Уточкину».

Действительно, в 1940 году автор кинотрилогии о Максиме Леонид Трауберг написал сценарий, а затем Семен Тимошенко и Борис Бабочкин (главная роль и режиссерский дебют) начали снимать фильм, посвященный знаменитому авиатору. Любимый народом Бабочкин-Чапаев мог превратиться в столь же любимого Бабочкина-Уточкина. Однако съемки прервала война.

В 1950-е годы работа над картиной была возобновлена на киностудии имени Александра Довженко. Там, конечно, знали, что внешность реального Уточкина — рыжий сутулый заика — делала его легкой добычей дореволюционных художников-карикатуристов.


«Герои дня». Шаржи М. Линского на авиаторов Уточкина и Васильева в журнале «Искры». 1911 г.

Но у кино свои законы, и в художественном фильме «В мертвой петле» главную роль исполнил мужественный красавец Олег Стриженов.



Киноплакат и кадр из фильма «В мертвой петле». 1962 г.

Картина получилось о том, что в царской России талантливый человек был обречен на страдания…


…и кончал свои дни за решеткой лечебницы:


А теперь приведем строки из публикации Ефима Садовского 1941 года:

«Небезынтересно вспомнить о двух публичных полетах Уточкина в Минске, совершенных им 30 лет назад — 24 и 25 мая 1911 года.

За несколько дней до полетов в минских газетах того времени появились объявления: «Авиатор над Минском. Полет на собственном аэроплане, сделанном для перелета Москва — Петербург».


Общий снимок из еженедельника «Искры». Уточкин сидит крайний справа. 1911 г.

Уточкин приехал в Минск из Гомеля, где состоялся его успешный полет на высоте 120 метров. Комаровское поле (ныне застроенное) было усыпано зрителями. За вход платили один рубль. Зрители заполнили близлежащие к Комаровскому полю улицы. Уточкин любезно объяснил собравшимся, что летит на самолете системы Фарман, но изготовленном из отечественных частей. Вес машины 22 пуда, мотор «Гном» весит около четырех пудов.


Сергей Уточкин в аэроплане перед полетом. Источник: Записки скучного человека

Газеты и публика отметили замечательное спокойствие, выдержку и уверенность бесстрашного авиатора. С первого же раза он красиво поднялся в воздух и достиг высоты в 150 метров. В публике раздались аплодисменты.


Уточкин долетел до Комаровского леса (сейчас и эта местность застроена) и повернул обратно. Так же умело была сделана посадка. Во второй раз ему предстояло бросить с самолета письмо в круг. В третий и четвертый разы с ним поднимались в воздух двое минчан, в пятый раз самолетом под наблюдением Уточкина управлял его техник. Пилоту устроили овацию. Молодежь окружила его и стала расспрашивать, как можно попасть в авиацию. Но он развел руками:

— Это, господа, пока дело недостижимое. У нашей авиации только будущее.

Не меньше народа на Комаровском поле собралось и 25 мая. Был холодный, ветреный день, моросило. В публике гадали: будут ли сегодня полеты? Ответили: Уточкин летит при любой погоде.

И действительно, полет состоялся. Это были 83-й я 84-й публичные полеты бесстрашного авиатора Сергея Уточкина».

К месту указать, что первое успешное авиашоу в Минске соединилось с одним тоже премьерным для города событием. Историческая хроника Минской городской станции скорой медицинской помощи так сообщает об этом крайне любопытном факте.


20 мая 1911 года Минская община сестер милосердия Красного Креста получила из Вены первый автомобиль скорой помощи. В нашем городе специализированная санитарная автомашина появилась раньше, чем в Петербурге, Москве, Киеве.

А 24 мая в целях упреждения возможной опасности полета Уточкина санитарный автомобиль сделал свой первый выезд на Комаровское поле. В машине дежурили врач Франц Станиславович Петрасевич (известный в городе специалист по нервным и душевным болезням) и две сестры милосердия. К счастью, полеты Уточкина не потребовали медицинской помощи. Всего в 1911 году санитарная карета сделала в Минске 18 выездов.

Но это уже другая история…

 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
105 лет назад, 24 и 25 мая 1911 года, в Минске при огромном стечении публики состоялись полеты одного из первых русских авиаторов Сергея Уточкина.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика