Первый самолёт над Минском. 21.by

Первый самолёт над Минском

28.05.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

105 лет тому назад над Минском впервые пролетел самолет. Произошло это 24 мая 1911 года. Тогда имена первых авиаторов знали многие, но в те дни в Минске у всех на устах было одно имя — Сергей Уточкин. Для первого полета на окраине города была приготовлена площадка — Комаровское поле. Сейчас здесь находится рынок, а тогда там были казармы и военные склады. Тысячи людей пешком, на извозчиках и конках, а богатые на автомобилях направлялись на Комаровское поле посмотреть на чудо века — аэроплан и восхититься мастерством пилота. Поле было огорожено, чтобы посмотреть на полет сидя на трибуне, нужно было заплатить 1 рубль, стоячие места стоили 50 копеек, для учащихся в форме билет стоил 25 копеек, простая публика устраивалась бесплатно на окрестных пригорках.

Такие полеты были настоящими народными праздниками. Официально их называли «авиационные митинги». Полеты Уточкина были коммерческими, деньги он собирал для того, чтобы совершить первый перелет из Петербурга в Москву.

Сергей Исаевич Уточкин вообще был человеком незаурядным. Увлекшись воздухоплаванием, он в 1907 году совершил свой первый самостоятельный полет на воздушном шаре над родной Одессой. В марте 1910 года он впервые полетел на самолете и уже вскоре совершал показательные полеты в Киеве, Варшаве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Тифлисе и Баку.

В конце 1910‑го и в начале 1911 года Сергей Уточкин летал в Греции, Турции и в Египте. Едва ли не первым он пролетел на аэроплане над древними пирамидами. Это был настоящий энтузиаст авиации.

Аэроплан, на котором Уточкин собирался взлететь над Минском, он сделал сам. Купил во Франции авиамотор мощностью 63 лошадиные силы и по чертежам построил самолет-биплан по типу французского «Фарман IV». Каким был тот аэроплан? Несколько крыльев, обтянутых материей, мотор, проволочная система управления, руль и штурвал. Кабины не было.

В те годы полеты аэропланов вызывали непредсказуемую реакцию. Писатель Лев Успенский вспоминал о двухминутном полете французского летчика Латана в Петербурге в апреле 1910 года: «Десятки тысяч людей, питерцев, с ревом неистового восторга, смяв всякую охрану, неслись по влажной весенней траве, захватив в свою вопящую, рукоплещущую на бегу массу и солдат стартовой команды, и горстку французов, и русских «членов аэроклуба», и разнаряженных дам, и карманных воришек, чистивших весь день кошельки у публики, и филеров, и разносчиков съестного, — неслись туда, где торопливо, видя это приближение… то выскакивал наружу, то вновь испуганно вжимался в свою маленькую ванночку-гондолу сам месье Гебер Латан».

Люди с трудом понимали, что человек способен лететь по воздуху, управляя машиной, и когда видели аэроплан, воспринимали его как чудо. Но поражал не только аэроплан. Выяснилось, что и сам полет производит на человека особое впечатление. И летчики, и пассажиры свидетельствовали, что во время полета они не чувствовали реальности и страха, но ощущали удивительную полноту жизни, радость парения над землей, которая была сильнее страха смерти.

Тогда, в солнечный день 24 мая, на Комаровском поле играл военный духовой оркестр. Все наблюдали, как Уточкин садится в аэроплан, его механик проворачивает пропеллер и запускает двигатель. Чтобы самолет набрал силу для подъема, его за крылья держат ассистенты. Шум мотора растет, летчик дает команду «От винта», ассистенты отпускают крылья. Самолет плавно катится по полю и взлетает. На трибунах раздаются аплодисменты и ликующие возгласы.

На своем самолете Уточкин взлетел на высоту 150 метров, долетел до Комаровского леса (сейчас на этом месте находится универсам «Рига»), развернул самолет и приземлился. Через некоторое время он совершил и второй полет, ему предстояло выполнить «военное задание». С высоты он сбросил в очерченный круг «пакет с донесением». В третий и четвертый полет он пригласил желающих, и двое минчан согласились совершить полет, а пятый полет совершил его механик под руководством Уточкина. Публика аплодировала отважному пилоту, успех был полный.

На другой день в Минске было холодно и ветрено, для полетов это было небезопасно. Тогда многие воздушные трагедии происходили именно из-за сильного ветра. Но Уточкин летал в любую погоду, и в тот день его полеты тоже прошли успешно. Первые полеты над Минском были даже засняты кино­оператором минского кинотеатра «Гигант» и показаны публике.

Среди тех, кто наблюдал за полетом на Комаровском поле, был ученик реального училища Иван Лойко, уроженец Минской губернии. Пройдет пять лет, и на самолете «Ньюпор‑11» в воздушном бою поручик Лойко собьет первый немецкий самолет на Юго-Западном фронте. Он стал первым летчиком из Беларуси, получившим почетное звание пилот-ас. За время Первой мировой около 500 раз он вылетал на задание, участвовал в десятках воздушных боев, сбил 10 вражеских самолетов и был награжден шестью боевыми орденами.

Легендарный советский авиаконструктор Павел Сухой вспоминал о полете Сергея Уточкина в Гомеле. Он писал, что однажды, когда он шел с друзьями из гимназии, они услышали рокот, который доносился с неба, а затем увидели аэроплан, который летел так низко, что они даже разглядели летчика Уточкина, сидящего под верхним крылом в окружении реек и тросов. Тот полет повлиял на всю судьбу Павла Сухого.

Точно так же повлияли полеты Сергея Уточкина на легендарного летчика Петра Нестерова, который наблюдал за ним в Тифлисе, на авиаконструктора Николая Поликарпова, очевидца полетов в Орле, и на конструктора космических кораблей Сергея Королёва, видевшего самолет Уточкина в небе над Нежином.

В июле 1911 года стартовал перелет из Санкт-Петербурга в Москву. С аэродрома вылетели девять самолетов, первым был Уточкин. Полет шел нормально, но неподалеку от Великого Новгорода мотор стал барахлить, и пилот был вынужден осуществить посадку. На помощь ему пришли солдаты Выборгского пехотного полка, и наутро Уточкин продолжил полет. Однако снова случилась поломка, пропеллер разлетелся на куски. Самолет упал на крутой берег реки Волхов. При падении летчику удалось выпрыгнуть из аэроплана, его задело крылом, он получил переломы рук и ног, вывих ключиц, сильно ушиб голову и грудь и оказался в воде. Спасли его местные жители.

Перелет был неудачным не только для Уточкина, до Москвы долетел лишь один Александр Васильев.

То падение стало роковым для Сергея Уточкина. Тем не менее через полтора месяца он снова стал летать. Он утверждал: «Я — Авиатор… Я летал над морем, над собором, над пирамидами. Четыре раза я разбивался насмерть. Остальные разы — «пустяки». Питаюсь только воздухом и бензином… В общем, я счастливейший из одесситов…».

Первые летчики — люди невероятной храбрости и мужества. В начале ХХ века ими гордились, о них писали газеты и журналы, публиковали их снимки и восторженные рассказы о первых полетах на самолете. За сто с лишним лет авиация прошла невероятный по сложности путь, изменив мир, перевернув старые представления о времени, пространстве и возможностях человека. Но тот полет аэроплана в минском небе на небольшой высоте 105 лет тому назад был и навсегда останется первым.

Иван Вишневский

 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
105 лет тому назад над Минском впервые пролетел самолет. Произошло это 24 мая 1911 года. Тогда имена первых...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика