Аэропорт Минск-2: "картина маслом" начала лета 1991 года. 21.by

Аэропорт Минск-2: "картина маслом" начала лета 1991 года

19.06.2016 10:04 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Четверть века назад, в первой половине 1991 года, выяснилось, что вопреки «павловскому обмену денег» население некоторых регионов СССР не утратило способности к экономическим набегам к соседям.


Пронос «левого» багажа к месту стоянки самолетов в аэропорту Минск-2. 1991 г. Кадр оперативной фотосъемки. 1991 г.

В июне 1991 года стандартная двадцатикилограммовая коробка сливочного масла стоила в Минске 176 рублей. По данным ГУБХСС МВД СССР эта же коробка, переправленная воздухом в Ереван, продавалась уже за 1400 «павловских» рублей. И она же, будучи переброшенной в Турцию, оценивалась в 200−300 долларов.

А между тем еще в октябре 1990 года Верховный Совет БССР принял закон «О временных мерах по защите потребительского рынка Белорусской ССР». Об этом законе критики сказали так:

«Вместо экономических мер руководство республики ввело силовые, развернуло контрольно-пропускные пункты на границах БССР с РСФСР, УССР, Литовской ССР и Латвийской ССР. Вместо уравнивания стоимости товаров в республике со стоимостью в соседних союзных республиках и одновременного соответствующего повышения заработной платы гражданам БССР правительство спровоцировало массовый вывоз товаров населением в соседние республики, что усложнило социально-экономическое положение непосредственно в Беларуси».

К счастью для Беларуси, нас тогда миновала беда, которой посвящалась черная хохма: «В ряде регионов резко обострилась нерушимая дружба народов СССР». И наши гастрономы не выглядели совсем уж так, как в Пскове, Смоленске или Брянске.


Но сколько усилий, зачастую бессмысленных, было затрачено ради «временных мер по защите потребительского рынка Белорусской ССР»! Просматриваю свои репортерские записи о тех событиях. Они были сделаны в аэропорту Минск-2 весной и в начале лета 1991 года.


Всем известное сегодня здание Национального аэропорта Минск будет открыто 26 февраля 1993 года, а прежний временный аэровокзал выглядел вот так. Источник: airport.by

… Багаж покидающего 8 июня 1991 г. аэропорт Минск-2 жителя Еревана Арутюна Рафаиловича В. состоит из 280 килограммов сливочного масла в стандартных коробках. (А может, у него погибли родные при Спитакском землетрясении?) И это — лишь один пример незаконного вывоза. С тех пор, как принят закон о защите потребительского рынка, аэропортовская милиция ведет счет конфискуемому продовольствию на тонны.

— Самый грязный «борт» из всех, которые к нам прилетают регулярно, — сказал оперуполномоченный ОБХСС Василий Позняк, когда мы на служебной машине подъехали к только что утвердившемуся на стоянке ереванскому ТУ-154 с номером 85 403.

— В смысле — «грязный»?

— В самом прямом. Так об этом самолете говорят аэропортовские уборщицы. Ну представьте, как в гражданскую войну могли выглядеть набитые мешочниками железнодорожные вагоны. Вот и здесь, считай, то же самое.

По трапу самолета в это время спускался последний пассажир — едва ли не ползком. Один из моих сопровождающих в форме отправился узнать, в чем дело.

— Эх! — весело крутанул он головой, вернувшись. — Такое «амбре» в салоне стоит! Там у них в полете канистра с вином разлилась.

Из грузового люка самолета в это время извлекали багаж — картонные ящики с цветами. Подруливал топливозаправщик. До обратного вылета оставался час.

«На летное поле из служебной машины не выходить, — категорически предупредили сотрудники отдела внутренних дел в аэропорту Минск-2. — Не только потому, чтобы не было вопросов по части службы авиационной безопасности. Мы и о вашей личной безопасности заботимся. Отлетающая публика, если ей что-то не по нраву будет, может перед трапом драку устроить…»

Этому приходится верить. Не так давно 170 пассажиров рейса № 7226 Минск — Ереван устроили на летном поле бунт. Вышли из уже готового к отправке самолета и заявили, что сорвут рейс, если не будет пропущен тот багаж, какой им нужен, а не такой, который укладывается в нормы белорусского закона о защите рынка.

Замечу, что контрабандный багаж был тогда остановлен в самый момент его погрузки на борт. Но почему — не в ходе регистрации и спецконтроля? Ведь параллельно действует созданная в ноябре 1990 года экономическая контрольно-пропускная служба милиции. По сути — таможня.


У стойки регистрации пассажиров и сдачи багажа в старом аэровокзале. Источник: airport.by

«Граница на замке» — любили у нас такое выражение, когда речь заходила о погранвойсках. В нашем случае граница проходит в аэропорту, но здесь не войска, а военизированная охрана.

«Вы когда-нибудь видели в телепередаче „В мире животных“, как кормящие пчелы облепливают со всех сторон свою матку? — спросили меня сотрудники ОБХСС. — Вот точно так же к самолетам южных рейсов устремляются со „взятком“ разные автомобили, имеющие допуск на летное поле. Даже „скорые помощи“, даже пожарные. Торг за доставку на борт багажа в обход контроля идет в помещении аэровокзала и около него почти в открытую. И есть причины „подсуетиться“: по нашим данным, грузчики, обслуживающие рейсы на Ереван, Баку, Тбилиси, имеют за смену до 800−900 рублей. Впрочем, многие пассажиры-нарушители применяют и тактику действий „на арапа“: дожидаются момента, когда до окончания предполетной регистрации остается пяток минут, а затем валят истерично-крикливой толпой в надежде подавить таким образом контроль».

Отдельный вопрос — летный персонал. Мы побывали у КПП-2, через который экипажи попадают на поле. Видели, как подъезжают легковушки и деловитые «земляки» передают людям в авиаторской форме увесистые коробки. Разумеется, минуя всякий контроль.

«Ну их, летчиков! — отмахиваются сотрудники ОБХСС. — Изъятие этого злосчастного масла может слишком дорого обойтись. Недавно попробовали перед вылетом проверить пилотский отсек. Так у второго пилота давление подскочило, за врачом посылали».

Было бы неправильным представлять дело так, что только лишь южане нарушают наш закон о защите потребительского рынка. Убедился в этом в камере изъятых материальных ценностей, куда провел капитан милиции Александр Комлач. Порадовалось сердце за родную белорусскую промышленность, которая, оказывается, по-прежнему производит сложную телерадиоаппаратуру, часы, электробытовую и хозяйственную технику, качественные сигареты и многое другое, полузабытое или вообще нам неизвестное. Понятия не имел о том, что оршанский завод «Красный Октябрь» выпускает замечательные вязальные аппараты «Вясёлка». А вот жительница соседнего с Оршей города Дубровно Тамара И. пыталась вывезти в Минеральные Воды 11 штук таких аппаратов.

Вроде бы, самое время для слов негодования в адрес разорителей потребительского рынка БССР и знаков восхищения для тех, кто этот рынок охраняет — милиции. Но что-то не тянет на пафос. А лезет в голову крамольная мысль о том, что в цивилизованных странах тех, кто вывозит товар, не только не наказывают а, наоборот, поощряют, выплачивая на границе специальную торговую скидку. Мол, спасибо, дорогой, что разгрузил наш рынок. И еще «дикая» мысль: если в Турции коробку белорусского масла продают за 300 долларов, то отчего бы нам туда его самим не возить?..

О милиции. Она у нас многому обучена. Например — снятию белья с балконов вдоль маршрута следования высокого гостя. Беда в том, что после очередного не до конца продуманного на государственном уровне решения чаще всего оказывается «крайней» именно милиция. Да и дело ли милиции — таможенный контроль? Ее задача — обеспечивать безопасность пассажиров. Но какие могут быть бомбы, какие террористы, когда людям в погонах нужно взвешивать колбасу и пересчитывать сигареты…

В присутствии милиции и журналиста обошлось без традиционной свалки и мордобития у самолетного трапа. По аэродрому, по аэродрому лайнер Минск — Ереван пробежал, как по закону БССР о защите потребительского рынка, и осталась в небе светлая полоска, чистая, как память о временах, когда подобных законов не знали, — так я писал в начале лета 1991 года.

Прошло четверть века. Что изменилось и что мы имеем?

Вначале для образности процитирую роман «Золотой теленок» Ильфа и Петрова:

«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны „Мертвые души“, построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь „уйди-уйди“, написана песенка „Кирпичики“ и построены брюки фасона „полпред“. В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно — как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода».

Так вот, в большом мире проходит выставка «Белагро-2016», на открытии которой главы государств произносят разные важные слова. И затем на той выставке лучшие белорусские производители демонстрируют гордые бренды:


А в маленьком мире — в Сафоновском районе Смоленской области — существует поселок Издешково с населением 1554 человека. Часть из них работает на местном молокозаводе, где занимается расфасовкой белорусского продукта.

На мутной «фотке», сделанной мобильником на конторском столе в Издешково…


распознается изображение девушки в русском сарафане (какое в здешней типографии нашлось клише — такое и поставили) и надпись на пачке: «Масло сливочное белорусское».

Как умеют — так и фасуют в поселке.

Это в большом белорусском городе Волковыске и в совершенно гигантском Бресте фирменные технологи, маркетологи и дизайнеры озабочены оформлением и продвижением на рынок новых продуктов.

А в маленьком российском Издешково живут просто. Не всем быть большими, а кушать хочется.

Как-то так притерпелись-слюбились мы в Союзном государстве.

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Четверть века назад, в первой половине 1991 года, выяснилось, что вопреки "павловскому обмену денег" население некоторых регионов СССР не утратило способности к...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика