"Вроде нас не хотят уничтожить, но мы сами тут тихо помрем": "Летопись" полгода не снимает фильмов. 21.by

"Вроде нас не хотят уничтожить, но мы сами тут тихо помрем": "Летопись" полгода не снимает фильмов

23.06.2016 11:30 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Старейшая киностудия «Беларусьфильма», студия документального кино «Летопись» почти три года снимает очень мало фильмов, а последние полгода вообще стоит без работы: у режиссеров просто нет заказов от государства. Национального конкурса, в котором могла бы принять участие «Летопись», также не было. Киношники бьют тревогу: «Вроде нас не хотят уничтожить, но мы сами тут тихо помрем».


Кадр из фильма «Шамбала» Галины Адамович. Это фильм о белорусских болотах, где на немногочисленных хуторах сохранился старый, традиционный уклад жизни, и на островах среди воды еще живут люди.

Полгода назад «Летопись» уже была под угрозой ликвидации. Тогда ходили слухи о слиянии всех киностудий «Беларусьфильма» (игровых фильмов, анимации и документального кино) в одну. Штат «Летописи» сократили, но министр культуры Борис Светлов тогда лично пообещал сотрудникам, что киностудию не тронут. Спустя полгода режиссеры и операторы-документалисты рассказывают, что с тех пор работы у них не прибавилось.

Студия «Летопись» — старейший производитель документального кино в Беларуси. Она была создана почти 50 лет назад и стала структурным подразделением киностудии «Беларусьфильм». За это время создано около тысячи документальных фильмов, что позволяет говорить о белорусской школе документалистики. Ее характеризует внимание к человеку как субъекту истории, глубокий и образный подход к воплощению темы на экране и одновременно строгая документальность киноповествования, высокое операторское мастерство, сообщается на сайте «Беларусьфильма».

«Летопись» выпускает фильмы-призеры международных фестивалей, которые на хорошем счету у документалистов мира. Эта киностудия принесла наибольшее количество наград «Беларусьфильму».

Забив тревогу, коллектив «Летописи» написал письмо в Администрацию президента, Совет министров и Министерство культуры. Но ответа пока не получили.

В письме они расписали, что за последние годы документальное кино как вид искусства практически исчезло. То есть Беларусь рискует оказаться без своего национального кинематографа, основу которого в таких небольших странах, как Беларусь, традиционно составляет документальное кино. Последние годы Министерство культуры финансирует преимущественно фильмы на прикладные темы, а также короткометражки странного формата 12 минут 59 секунд. Проблема в том, что утвержденные Минкультом темы, которые имеют утилитарный характер, не могут быть представлены на международные фестивали. И национальный конкурс «Листопада» уже не из чего формировать.

— В документальном кино, как и вообще в искусстве, основой является драма. Мы ищем потрясенного человека, с его болью, с его уникальной личной историей. Министерство культуры это отвергает и предлагает заданные темы, на которые, как правило, уже было снято огромное количество фильмов. А потом нам высказывают претензии, почему эти фильмы нигде не востребованы. Зрителю интересен человек с его реальными страхами, желаниями, мечтами, — высказал на общем собрании свое мнение член Европейской киноакадемии, обладатель множества престижных наград, автор более сорока документальных фильмов Виктор Аслюк на общем собрании коллектива «Летопись».


Кадр из фильма «Не один» Ольги Дашук о художнике-самоучке Викторе Золотилине, который живет на берегу Немана на окраине Налибокской пущи.

Редактор киностудии «Летопись» Владимир Мороз сказал, что не жалеет, что 35 лет своей профессиональной жизни посвятил документальному кино, которое очень любит:

— Дакументальнае кіно — гэта гісторыя. Паўгады нічога не здымалася, гэта значыць, што праз гады ніхто не знойдзе ніводнага кадра пра нас. Гісторыя краіны не патрэбна, калі не патрэбна дакументальнае кіно.

— Вы как на поминках! — прокомментировали коллеги печальное заявление редактора.

Директор «Летописи» Оксана Эйхарт, пояснила, что на бумагах все выглядит неплохо. В стратегии развития кинематографии на 2015−2020 годы в 2016 году запланировано снять 35 фильмов, 40 фильмов — в 2017 году и дойти до 60 фильмов к 2020 году. Закон «О республиканском бюджете на 2016 год» предусматривает 68 млрд в год на развитие кинематографии.

— Вроде бы деньги есть, но освоить их можно только по конкурсу, который проводят не систематически. В 2013 и 2014 году для неигрового кино его не было, в 2015 году провели конкурс на заданные темы — Беларусь, Чернобыль, Тростенец и учителя. В этом году обещают провести его в сентябре, но пока его проведут, наступит конец года. Когда производить фильмы? Они перейдут на следующий год, и в этом году мы не освоим средства, выделенные на кино. Официально в 2016 году «Летопись» выпустила пять фильмов, но это были хвосты еще с прошлых лет.

В проекте Указа президента РБ «О некоторых вопросах производства фильмов на территории Республики Беларусь», который обсуждался в сентябре, но без участия «Летописи», заложено фильмов в неигровой форме общей продолжительностью до 300 минут в год.

Коллектив видит в этом расхождение со стратегией. 300 минут включают в себя около 5 полнометражных фильмов по 52 минуты, или 12 короткометражных по 26 минут. То есть, согласно указу, никак невозможно в 2017 году снять положенных 40 фильмов.

Лейтмотивом встречи было отчаяние режиссеров и операторов, которые хотят работать, но им нечего снимать. Темы, которые им интересы, им снимать не дают, а конкурс хотя бы на заданные не проводят. Коллеги эмоционально обсуждали, как достучаться до руководства и объяснить, что национальное кино в опасности.

«На нас ведь закончится его существование. Ведь, будем честными, национальное кино как явление в нашей стране может существовать преимущественно в форме документалистики. Оно не требует стольких средств, как игровое, и может выпускаться в огромном количестве единиц. Оно может определять кинопроцесс, которого сейчас у нас нет», — заключают режиссеры и операторы.

Резюмируя, «Летопись» хотела бы отменить конкурс, который себя не оправдал, и вернуть целевое финансирование. Тогда художественный совет утверждал бы темы, согласовывал бы их в Минкульте и киностудия получала бы финансирование под конкретные проекты. Или найти новую схему финансирования документального кино, которая бы работала.

Читайте также:

Что будет со студией документального кино «Летопись» на «Беларусьфильме»?

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Летопись" уже полгода стоит без работы: у режиссеров просто нет заказов от государства. Национального конкурса, в котором могла бы принять участие "Летопись", также...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика