"Торопились к понедельнику". Как за месяц восемь человек упали с высоты на территории Беларуськалия
23.11.2016 18:36
—
Новости Общества
|
Сразу несколько ЧП на территории Беларуськалия произошли меньше чем за месяц. 26 октября сорвалась люлька со строителями — один из них погиб, двое остаются в больнице. 19 ноября с кровли упали плотники-альпинисты — сейчас парни в больнице. Падения произошли на одном и том же строящемся складе. TUT.BY разбирался, что происходит на территории одного из самых крупных в стране предприятий. Выяснилось: склад торопились сдать раньше срока, а блок механизма люльки вообще не был приспособлен для подъема людей. Упавший рабочий: «Все торопились закончить объект к понедельнику»В субботу, 19 ноября, с крыши цеха № 6, который строится для Беларуськалия, снова Сейчас Максим Протасеня лежит в травматологии Солигорской ЦРБ, куда его уже перевели из реанимации. Максим готовится к операции на тазобедренном суставе, к тому же у него в нескольких местах повреждена нога. — Хотелось бы, чтобы эту операцию сделали в Минске, но, похоже, будут делать все-таки солигорские врачи. У Даниила Протасени серьезные проблемы с позвоночником, ему сделали операцию. В ту субботу рабочий день только начинался. Их бригада работала на кровле строящегося цеха. Максим объясняет: на кровлю, как обычно, поднялись по лестнице, а на коньке стали разматывать веревки, страховочные тросы. Во время пристегивания и манипуляций с карабинами Максим поскользнулся и стал падать. Даниил попробовал перехватить коллегу, но и сам упал. Молодой человек вспоминает: крыша в то утро была скользкой. ![]() — Технику безопасности все соблюдают, — рассказывает Максим. — Единственное — спешка. Все хотят сдать в эксплуатацию этот склад побыстрее — он очень нужен Беларуськалию. И это понятно — им же некуда продукцию складывать. Это была суббота, в понедельник к девяти утра нужно было «закрыть» кровлю, все торопились. На вопрос, в чем конкретно проявлялась спешка, Максим отвечает: — Обычно работаем с восьми утра до пяти вечера, с часовым перерывом на обед, а в последнее время работали до шести, без выходных, ну и обед сократили. По особому распределялись люди: если раньше на какой-то вид работы ставилось два человека, то теперь — четыре… — Сколько именно вы уже работали без выходных? — Наверное, месяц — где-то так. — Когда упали, было утро субботы. То есть, впереди у вас снова были рабочие выходные… Вы не замучились? — Да нет, было нормально… Сначала бригада, в которой работал Максим, укладывала кровлю на одной стороне склада, потом перешла на другую. Как раз туда, где раньше работали те, кто пострадал при другом громком ЧП — падении Максиму 19 лет, он признается: не думал, что такое может произойти с ним. Но, говорит, все равно нужно оставаться оптимистом. — Думаю, впредь будем внимательнее ко всему относиться во время работы… А насчет спешки — конечно, лучше не торопиться. Беларуськалий: «Никаких ультиматумов по этому складу подрядчикам не выставляли»Весной на 1-м рудоуправлении Беларуськалия Генподрядчик на объекте — ООО «Пассат». Именно его работники упали 26 октября вместе со строительной люлькой. Что до происшествия 19 ноября — строители работают на субподрядчика, в компании «БелЭден». В офисе Беларуськалия, где побывал TUT.BY, недовольны, что истории в СМИ появляются в тесной связи с именем заказчика. — Да, эти случаи произошли на объектах нашего предприятия, но площадка была передана подрядчику для выполнения работ. Именно на Беларуськалии уровень травматизма каждый год уменьшается, — говорит помощник гендиректора предприятия Вадим Шумак. — Но наверняка вы ведете и учет инцидентов с работниками подрядчиков. Стало ли их больше? — К сожалению — да. У нас 17-тысячный коллектив, а показатель травматизма в разы меньше, чем у подрядных организаций в совокупности. Когда Беларуськалий для выполнения работ передает подрядчикам свои территории, ответственность за соблюдение правил охраны труда ложится на них. — Как заказчик как вы считаете, с чем связано, что ЧП у подрядчиков стало больше? — Думаю, это все-таки стечение обстоятельств. Большинство организаций, которые допустили несчастные случаи на объектах — крупные, с большим опытом выполнения сложных работ. Больше склоняюсь к человеческой расслабленности — не только самих рабочих, но и их руководителей, надежда на «авось». Если брать последний случай — там у людей были страховочные пояса, необходимые приспособления, но ими, судя по всему, не воспользовались правильно… — Подгоняет ли подрядчиков Беларуськалий? — Любой заказчик всегда заинтересован в сокращении сроков строительства, — говорит Вадим Шумак. — Но никто не ставит задачу сократить эти сроки с нарушением норм охраны труда — это абсурд. Да, это склад готовой продукции и, естественно, с учетом наступающей зимы, мы заинтересованы, чтобы он был побыстрее сдан. Однако никаких ультиматумов мы не выставляли. Насколько я знаю, ни нормативный, ни договорной сроки строительства этого склада не нарушены. — После происшествия с люлькой в интернете обсуждали, что предприятия намеренно используют более дешевые механизмы для подъема людей… — А зачем подрядчику это делать? Затраты на машины и механизмы включаются в смету и компенсируются заказчиком. В данном случае объект строительства не совсем типичный, с арочной кровлей — довольно сложно использовать типовое оборудование. Известно, что по происшествиям на Беларуськалии уже были совещания, еще одно пройдет на следующей неделе. Генподрядчик: «Оказалось, что блок не предназначен для подъема людей»Первое, что говорят на ООО «Пассат», генподрядчике на складе технической соли: объект сложный и сроки сжатые. — Этот склад нужно было построить не в те сроки нормативные, которые закладывались, — рассказывает управляющий компании Игорь Прохоренко. — Нас попросили построить максимально быстро. Технический директор компании Павел Лосевич конкретизирует: склад могли построить за 2 месяца вместо 18 нормативных, «если бы не происшествия». ![]() Договор с Беларуськалием по этой стройке заключили совсем недавно — в августе 2016 года, срок окончания строительства по нему — февраль 2018 года. Значительно сократить сроки поначалу помогла особая технология возведения каркаса — впервые одновременно монтировали три арки. Потом стали накрывать кровлю. «Пассат» говорит, что тут, в отличие от каркаса, ничего нового не смогли придумать. Рабочих поднимали при помощи люльки и подъемной системы. Темпов не снижали: помогали субподрядчики, работа шла в несколько смен. В упавшей в конце октября люльке находились именно работники «Пассата». Следствие еще идет. Предварительно предприятию известно: не выдержали механизмы. — Механизмы и стропы (для подъема строительной люльки, — TUT.BY) мы приобрели абсолютно новыми, с завода, от нашего белорусского производителя. Но оказалось, что в технической документации — ведь все производители страхуются — сказано, что блок не предназначен для подъема людей. Кажется, приписка не очень важная: какая разница, что поднимать? Груз этот блочок должен выдерживать в любом случае. Но обломалась реборда блочка. Никто сейчас проверять не будет, заводской ли это брак, так как блок в принципе не предназначен для подъема людей, — говорит Павел Лосевич. ![]() — Вы видели эти слова, что блок не предназначен для подъема людей? — Нет, конечно, — в один голос говорят представители «Пассата». Павел Лосевич добавляет: их ничто не насторожило. — Честно говоря, не обратили внимание на эти тонкости, — говорит Павел Лосевич. — Мы воспользовались способом работ, которому около 50 лет, ничего нового не изобрели. ![]() ![]() — Если бы это все не произошло — еще много лет этим способом подъема людей все бы пользовались… Я спрашиваю у всех, чем отличается этот блочок от тех, что предназначены для подъема людей. Ничем, абсолютно. Это ролик, через который проходит трос. Он у нас по паспорту выдерживает пять тонн, на двух блочках — десять тонн. Люлька самая загруженная будет весить тонну-полторы, то есть, запас пятикратный. Мы были уверены. Причем люди пользовались блоками из объекта в объект, они порой были ржавые уже, а тут — все новое. ![]() От использования люльки для подъема рабочих отказались сразу после происшествия, в котором погиб рабочий. — К сожалению, сейчас стоит проблема, как вторую часть склада монтировать — нет эффективного способа, — говорит «Пассат». — Альпинистов использовать нельзя, потому что они должны иметь удостоверения кровельщиков. — А разве у нас нет таких специалистов? — Нет таких. Практически это возможно, но на это уйдет время. Надо отучить человека на кровельщика, отпрактиковать, отстажировать… Конкретно кровельщика никто на верхолазные работы не учит, потому что они не очень-то востребованы. Тут случилась беда (пожар, — TUT.BY) — поэтому склад пришлось строить, а он, такой, может быть, единственный будет в десять лет. Сейчас на кровлю люди поднимаются на страховочных поясах, работы ведутся и с автовышек. — Правда, автовышки дорогие, хотя мы на это уже закрыли глаза. На сегодня мы терпим убытки около десяти миллионов (неденоминированных, — TUT.BY) в день, — говорят на предприятии. Что касается падения плотников 19 ноября, к своему подрядчику («БелЭден») у «Пассата» нет вопросов. Ранее сообщалось, что главного инженера этой компании арестовали, но, по информации «Пассата», уже отпустили. Генподрядчик предполагает, что рабочие упали с кровли, потому что «баловались, занимались чем-то не тем». На предприятии признают: график работ на складе и правда напряженный. Но уверяют: — Мы ни одного пункта трудового законодательства не нарушаем. Да, предприятие без выходных работало, и по ночам, в течение месяца. Но это не значит, что люди сутками работали. Приходит одна смена, потом другая, — говорит Павел Лосевич. — На последнем совещании по вопросам безопасности я обратил внимание: товарищи, мы норматив по срокам снизили в 10 раз. Да, это не оправдание, но это следует учитывать. Интерпретировали мои слова так, будто мы погнались за длинным рублем. На самом деле это не так. Череду происшествий на складе, который когда-то уже горел, представители «Пассата» объясняют стечением обстоятельств и подумывают пригласить батюшку на объект.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сразу несколько ЧП на территории Беларуськалия произошли за последний месяц. TUT.BY побывал в Солигорске и попытался разобраться, в чем же дело. Выяснилось: склад...
|
|