Периодически TUT.BY пишет о семьях, которые, казалось бы, ни с того ни с сего ставят на учет, а детей признают в социально опасном положении. TUT.BY обратился к заместителю начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елене Головневой, которая рассказала, сколько детей сейчас находятся в СОП по стране, когда в семью непременно придут с проверкой, на что будут смотреть в доме инспекторы, в каких случаях могут забрать ребенка сразу, и что делать, если семью все же поставили на учет.
Много ли детей в Беларуси находится в СОП?
Ежегодно около 22 тысяч детей признаются находящимися в СОП (социально-опасном положении). И каждый год примерно столько же с этого учета снимается. Около 70% утрачивают статус находящихся в СОП в связи с тем, что проблемы в семье удалось решить. Остальная часть по ходатайству учреждений образования и по решению комиссий по делам несовершеннолетних признаются нуждающимися в государственной защите. В таком случае детей забирают у родителей. Но окончательное решение о лишении или сохранения родительских прав принимается в суде.
В среднем 55% детей, которых забрали у родителей, возвращаются в семью, и дело до суда не доходит. Только за период реализации Декрета родителям, восстановленным в родительских правах, возвращены 3 137 детей, это наполняемость 41 детского дома.
Что считается социально опасным положением для ребенка?
— У ребенка должен быть организован режим дня, досуг, и он должен учиться. А у нас родители большую часть времени уделяют своей работе и очень мало — интересам детей. Правилам гигиены зачастую нужно обучать не только детей, но и взрослых. Есть ряд семей, где нет надлежащих санитарно-гигиенических условий в жилом помещении. Педагогические коллективы, психологи, классные руководители проводят с такими родителями разъяснительную работу, вплоть до того, что показывают, как нужно сделать и в каких условиях должен жить ребенок, — рассказывает Елена Головнева.
Проверяющие обращают внимание на то, работают ли родители, есть ли у них стабильный источник дохода, могут ли обеспечить детей питанием, необходимой одеждой и обувью. У ребенка должно быть спальное место, чистое постельное белье, «не обязательно высшего качества, но чтобы он не спал в тулупах и тряпках». У детей должна быть своя посуда, еда, игрушки, место для подготовки уроков, игр. Во дворе частного дома, где играет ребенок, не должно быть опасных предметов. Иначе с проверкой придут не раз.
Какие случаи привлекут внимание проверяющих?
С проверкой в семью придут, если родитель был задержан за совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, если случился семейно-бытовой скандал, произошел несчастный случай и ребенок получил травму, ушел из дома и т.д. Кроме того, педагоги обращают внимание на слабое участие родителей в жизни учреждений образования, пропуски, обращения соседей и других граждан. С проверкой придут и в том случае, если ребенок совершил правонарушение или у семьи долг за коммуналку более шести месяцев. Но это не значит, что детей сразу признают в СОП.
Кстати, развод также может послужить поводом для посещения комиссии. Когда в суде решается, с кем останется жить ребенок, к каждому из родителей наведываются проверяющие и составляют акт обследования жилищно-бытовых условий.
Точно также с проверкой придут в семью, в которой дети были признаны находящимися в СОП, при переезде. Особенно если родители вдруг приняли решение поменять место жительства и не объяснили причин школе или другим органам.
— Откуда мы знаем, что будет с детьми? Если родители переехали в сельскую местность, мы проверим, далеко ли школа, организован ли подвоз к ней, сможет ли ребенок там учиться, — объясняет Елена Головнева.
По системе всеобуча должны быть учтены все дети, поэтому как только ребенок появился на свет и его зарегистрировали по месту жительства, в семью может прийти педагог.
Учитель, который только получил класс, тоже посетит каждую семью. Потом он проводит анализ увиденного, определяет, какие семьи вызвали у него тревогу, и информирует социально-педагогическую и психологическую службу. Если есть обеспокоенность, в семью придет комиссия. Если же она ничего подозрительного не найдет, то вопрос на совет выносить не будут.
Должны ли проверяющие показывать родителям акт, который составляют после посещения?
Жестких требований о том, чтобы составлять акт в присутствии родителей, нет. Документ показывают родителям на совете профилактики, там они могут высказать несогласие, объяснить свою точку зрения. Но акт — это документ, который является основанием для признания СОП.
В нем сказано, работают ли родители, какая у них зарплата, насколько каждый из родителей участвует в воспитании и содержании ребенка. Также отмечается успеваемость ребенка, его занятость в свободное время, режим дня, состояние здоровья, организация его отдыха в летнее время, взаимоотношения с родителями и жилая площадь. Определяется, нуждается ли несовершеннолетний в социальной, правовой, педагогической, психологической или материальной помощи.
— Если приходит комиссия, и родители встречают ее радушно, это улучшает отношение. А если родитель понимает, что много проблем и не хочет их показывать, ведет себя неприветливо, это вызывает соответствующую реакцию, — считает замначальника управления Минобразования. — Но не думаю, чтобы кто-то из педагогических работников в угоду своим отношениям со взрослыми людьми навредил детям, предъявил необоснованную претензию и забрал ребенка. Конечно, за всю страну не скажешь, но законодательство так не трактуется. Оно направлено на всестороннюю помощь и поддержку семьи.
Ребенка в семье признали в СОП. Это катастрофа?
— Почему-то статус СОП воспринимают не как помощь и сопровождение ребенка и родителей, а как вид контроля и наказания. Родители не должны воспринимать это как вмешательство и отвергать эту помощь, — советует специалист. — Например, ребенок уходит из дома, не посещает занятия, а родители не могут объяснить, что происходит. Никто не знает, почему он так делает, но это значит, что ему плохо. Нужно разобраться, что же плохо. Неужели лучше промолчать и не бить тревогу? С ребенком работает психолог, социальный педагог.
Статус СОП присваивается решениями педагогического совета или совета по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждений образования. Это не единоличное решение. После того как ребенок признается в СОП, составляется план защиты.
— Проводится коррекция детско-родительских отношений, кому-то оказывается материальная помощь, разъясняются законы, помогают на работе решить какие-то вопросы или трудоустроиться. Детей не разлучают с родителями. СОП — это процедура сопровождения семьи.
Инструкция по детям в СОП не ограничивает время нахождения в этом статусе.
— Министерство образования рассматривает СОП как помощь семье. Не думайте, что педагог вторгается в семью. Это общение. Ведь учитель видит ребенка в классе и родителей на родительском собрании. Поэтому учитель приходит в дом. Хотелось бы, чтобы родительская общественность не относилась к этому как к надзору. А бытует почему-то страх, что если поставили на учет, то это катастрофа и хотят забрать детей.
Влияет ли статус СОП на карьеру ребенка в будущем?
Банк данных детей в СОП ведется на региональном уровне, и постоянно меняется. Но когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу, профлицей или колледж, администрации сообщат, что ему нужна повышенная степень внимания.
Для поступления в вуз СОП препятствием не станет.
Когда проверяющие могут сразу же отобрать детей?
Это крайняя мера. Детей могут сразу забрать в приют, если проверяющие застали обоих родителей в нетрезвом состоянии, при этом ребенок оставался без присмотра (был голодным, плакал в кроватке и никто к нему не подходил). В частном секторе причиной, по которой ребенка могут забрать в приют, может стать неработающее отопление. Пока родители не решат проблему, его домой не вернут.
Как и почему с виду благополучные семьи ставят на учет, сколько детей сейчас находятся в СОП, когда в семью непременно придут с проверкой, на что будут смотреть в...