Последний «ночной сухой закон» продержался в Беларуси меньше суток. С 1 октября в Минске, а также в Жлобинском и Быховском районах приняли решение на год ограничить продажу алкогольных напитков в ночное время с 23.00 до 7.00. Уже 2 октября Александр Лукашенко это ограничение отменил. Глава государства обратил внимание, что запрет на продажу спиртного в ночное время обойдет любой желающий.
После этого вновь заговорили о том, что к решению проблемы пьянства надо подходить комплексно. Интересно, что в Беларуси постоянно действуют разные госпрограммы, где поэтапно прописано, как собираются бороться с алкоголизмом. Они, действительно, комплексные: касаются и профилактики, и работы с последствиями алкоголизма. Но все ли предложения работают?
О том, что надо делать, чтобы борьба с пьянством приносила плоды, рассказала Анастасия Боброва, заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси. В 2015-м году она защитила диссертацию по экономической оценке демографического ущерба от потребления алкоголя. Ученый пришла к выводу, что, например, если устранить смертность обусловленную алкоголем, то к 2031 году белорусов будет больше на 124 тысячи. Что немало в условиях сокращения рождаемости.
Работать нужно не только с пьяницами, но и делать что-то, чтобы пить не захотели те, у кого пока нет зависимости
В 2012 году Анастасия Боброва просчитала демографический ущерб от употребления алкоголя. И оказалось, что в среднем на 1,5 доллара дохода приходится 1 доллар демографического ущерба. Она посмотрела сколько белорусов умирают от причин, связанных с алкоголем, и проследила динамику акцизов на алкоголь.
— Многие из этих людей умерли в трудоспособном возрасте. И это еще больше обостряет ситуацию, потому что они могли бы работать и приносить пользу обществу, — говорит она.
Эксперт отмечает, что раньше в госпрограммах по борьбе с пьянством не так уделяли внимание вопросам профилактики, как сейчас. Но без этого нельзя обойтись: мы никогда не сможем одержать победу над проблемой, если не будем нацелены на то, чтобы пьяницами не становились те, кто сейчас пока не злоупотребляет.
— По статистике у нас сокращается количество зависимых от алкоголя, но важно работать и с теми, кто пока еще пьет не так часто. У нас была хорошая госпрограмма по предупреждению и преодолению пьянства, которая закончилась в 2015 году. Если предыдущие расширяли доступ к услугам в плане лечения от алкоголизма, по ним закупали оборудование и внедряли новые методы помощи, то эта программа уже учитывала и профилактику. На мой взгляд, это очень хорошо.
Анастасия Боброва рассказывает, что именно благодаря той программе удалось добиться отличных результатов. В 2015 году по сравнению с 2010-м примерно на 40% сократилось количества правонарушений и преступлений в состоянии алкогольного опьянения, на 68% количество ДТП, совершенных пьяными, почти на 60% уменьшилось число несчастных случаев на производстве из-за алкоголя.
— В плане охраны труда сработала такая профилактическая мера, как проверка трезвым ли пришел человека на работу. На проходных стояли люди и проверяли. Кроме этого, снизить количество ДТП среди пьяных за рулем помогли жесткие меры, когда ГАИ задерживала выпивших людей, а потом у них конфисковывали машины.
Также за пять лет удалось на 40% снизить число смертей от отравления случайным алкоголем, число тех, у кого был алкогольный психоз, уменьшилось на 50%, на 7% сократилось количество хроничесикх алкоголиков и на 12% — количество несовершеннолетних, которые пьют.
Именно благодаря учету профилактических моментов, по мнению собеседницы, и удалось достичь такого эффекта. Однако по ее мнению, должна быть «профилактика действий». К ней относятся те же рейды МВД, проверки трезвости на заводах. А вот просчитать эффективность пресс-мероприятий, публикаций в СМИ, видеоматериалов, о которых идет речь в сегодняшней специальной программе по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма до 2020 года, сложно.
— Информационное сопровождение в СМИ, пресс-мероприятия, видеоматериалы — это настолько сложно увязать с эффективностью. Она здесь в том числе будет оцениваться в пределах выделенных средств. Но насколько это решило проблемы пьянства в каком-нибудь отдельном районе, где некоторые даже телевизора месяц в глаза не видели? Безусловно, такие мероприятия нужны, но насколько массово они помогают, вопрос пока открытый.
Не продавать алкоголь на заправках и уже пьяным
Эксперт рассказывает, что есть смысл вернуть запрет на продажу алкоголя уже пьяным, который был в Беларуси с 1993-го по 1998 год.
«Учитывая, что в Беларуси до 1998 года был безопасный уровень алкогольного потребления, следует использовать не только международный, но и собственный опыт антиалкогольной политики», — пишет она в своей диссертации.
Также она предлагает вернуть ограничение на продажу алкоголя на заправках.
— Для чего на заправке алкоголь? Если мы хотим сократить число тех, кто его потребляет за рулем, то, конечно же, нужно внедрить и эту меру. Во многих других странах алкоголь вообще продают только в магазинах за городом, а мы до сих пор не можем себе позволить убрать его из магазинов шаговой доступности. Это была бы хорошая мера, но с другой стороны там очень большая прибыль от продажи спиртных напитков. Они могут не выжить, но в целом обществу это бы помогло.
Ограничить продажу алкоголя по времени
Если убрать алкоголь из доступа и сделать так, чтобы он продавался в магазинах только с 9.00 до 22.00, как предлагается госпрограммой «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 — 2020 годы, то и это поможет побороться с пьянством.
— Безусловно, найдутся те, кто и так купит, но ведь в любом случае в обществе всегда будет часть населения, страдающая алкоголизмом. Она будет оставаться всегда. Наша задача, чтобы она сокращалась и хотя бы не увеличивалась. Такая ограничительная мера будет работать на то, чтобы человек, у которого еще нет зависимости, знал, что в это время алкоголь не продается, и не пошел его покупать.
Эксперт обращает внимание, что, действительно, число тех, кто состоит на учете из-за зависимости от алкоголя снижается.
Сейчас около 163 тысяч белорусов состоят на учете с синдромом зависимости от алкоголя. Кроме того, около 90 тысяч наблюдаются из-за употребления алкоголя с вредными последствиями. Ранее число тех, кто был на диспансерном учете с синдромом зависимости от алкоголя, колебалось в районе 173−180 тысяч, тех, кто употреблял алкоголь с вредными последствиями, было 100−120 тысяч.
— Но мы не должны ориентироваться только на зависимых людей и работать исключительно с ними. Ведь это меньшая часть населения, а нужно еще и учитывать других белорусов, которые не должны оставаться в стороне от профилактики.
Увеличивать акцизы на алкоголь, но и соблюдать интересы заводов
Эксперт уверена, что снизить потребление алкоголя поможет увеличение его стоимости. Речь идет о повышении акцизов на алкоголь и параллельное льготное налогообложение на производство других продуктов для переориентации предприятий.
— В плане повышения акцизов здесь нужно учитывать интересы всех. Чтобы люди меньше пили, алкоголь должен быть дороже. Та же бутылка водки — примерно в два раза. Я сравнивала цену на молоко и алкоголь, и на молоко она значительно быстрее повышается. При этом иногда даже сок стоит дороже водки. При этом предприятия могут рассмотреть вариант для переориентации. Возможно, что-то будет производить даже выгоднее, чем алкоголь, — отмечает специалист.
Рекламу пива лучше запретить полностью
По мнению эксперта, нужно постараться полностью запретить рекламу пива. В нынешней госпрограмме также идет речь о том, что до конца 2018 года необходимо инициировать полный запрет рекламы слабоалкогольных напитков и пива в СМИ.
«Важно не ограничиваться запретами на определенные виды рекламы алкогольных напитков, но и ввести ограничения к вариантам упаковки алкогольной продукции, чтобы она не привлекала. В настоящее время надпись о вреде алкоголя, размещенная на этикетках, не является эффективной. Результаты международных исследований не демонстрируют, что такие предупреждения способствуют изменению поведения в отношении собственно потребления алкоголя», — пишет Анастасия Боброва в диссертации.
По ее мнению, надписи о вреде алкоголя неэффективны из-за мелкого шрифта. Они должны быть не меньше названия напитка. Как показывает опыт надписей о вреде табака на упаковке сигарет, более крупные и четкие шрифты оказывают более эффективное влияние.
Реклама против пьянства должна быть болей действенной
По мнению собеседницы, социальная реклама против пьянства нужна. Но вопрос — какая?
— Может, это сейчас не так работает, как должно, потому что качество проектов недостаточное высокое. Ведь коммерческая реклама работает. Понятно, что бюджеты у социальной и коммерческой рекламы могут сильно отличаться, но, возможно, стоит больше внимания уделять тому, кто эту рекламу делает? Нужно, чтобы она цепляла, человек увидел — и задумался.
За борьбу с пьянством должна быть личная ответственность на местах
Анастасия Боброва уверена, что бороться с пьянством надо на местах и за это должна быть личная ответственность властей. Например, вырос уровень алкоголизации — не получил премию. При этом вместо мероприятий «для галочки» нужна реальная работа с семьями, где пьют. Вплоть до того, что нужно ходить к таким людям домой и работать с ними.
О том, что надо делать, чтобы борьба с пьянством приносила плоды, рассказала Анастасия Боброва, заведующая отделом человеческого развития и демографии Института...