Мы с Тамарой ходим парой. 21.by

Мы с Тамарой ходим парой

02.04.2010 12:55 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Мы с Тамарой ходим парой

Мы с Тамарой ходим парой

Этот тренерский дуэт заставляет говорить о себе не первый год. Не раз автору этих строк приходилось слышать, как одни с искренним восхищением, а другие с нескрываемой завистью говорят о Тамаре Шиманской и Александре Попове. Вот и на последней Паралимпиаде Попов и Шиманская — супруги в быту, тренерский тандем в спорте — заставили говорить о себе. Еще бы! Людмила Волчек, выступавшая в категории сидячих спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата, выиграла лыжные гонки на 5 и 10 километров, а также финишировала третьей в составе эстафеты и в спринте на 1 километр. Из девяти медалей, завоеванных инваспортсменами Беларуси, к четырем приложили руку, силы и талант Шиманская и Попов.

Давно хотел задать этой паре несколько вопросов. А тут такой благоприятный случай: при возвращении из Канады в аэропорту Калгари целых два часа ожидаем самолет до Франкфурта. И Попов, и Шиманская, и Люда Волчек находятся рядом. Журналисту грех не воспользоваться подобным подарком. Начинаю с Александра ПОПОВА. Он редко дает интервью.

— Александр Сергеевич, вы с Тамарой Николаевной работаете не первый год. У многих создается впечатление, что она основной тренер, а вы все время остаетесь в тени. Или настоящий мужчина всегда уступает место даме. Это так?

— Само собой. (Улыбается.) Если серьезно, то обязанности между нами строго разграничены. Я ставлю спортсменам технику. Тамара занимается непосредственно планированием тренировочного процесса и массой иных вопросов. Наверное, заметили, по сравнению с Турином Люда Волчек пошире стала работать. Мы с ней в плане техники продвинулись на полшага вперед. Конечно, пришлось потратить немало времени, чтобы убедить Людмилу работать именно так.

— Почему много времени? Люда не похожа ни на ленивую спортсменку, ни на особу, болеющую звездной болезью.

— Нет, дело не в этом. Как большой профессионал она начинает анализировать учебно-тренировочный процесс, и у нее складывается по некоторым вопросам свое собственное мнение. Чтобы убедить, приходилось показывать ей записи прошлого года. Дело, конечно, прошлое, но были нюансы. Одно время она что-то вдруг придумала, взяла в голову и в результате чуть остановилась в своем спортивном развитии. Это было в начале раскатки в ноябре 2009 года в финском Леве. На первом контрольном она сама себе проиграла три минуты.

— Поясните, пожалуйста, суть…

— Люда вторую половину дистанции всегда идет быстрее. А тут, глядим, время на три минуты хуже ранее показанного ею результата. Приняли соответствующие меры, кое-что подправили, и все получилось. Люда Волчек очень одаренная спортсменка, и с ней интересно работать.

— Скажите, судя по количеству медалей, что планировали, то в Канаде и получилось?

— Как вам сказать. Четыре медали — это смело! Люда уже в конце февраля вышла на пик формы, и задача стояла только одна: постараться эту форму сохранить. Она шла сильно, где-то на минуту улучшала время прошлого года, поэтому, не скрою, на медали мы рассчитывали. Считаю, золотых наград могло быть больше, если бы некоторые журналисты не вмешались…

— А что случилось? С вами беседует, кстати, тоже журналист…

— Перед эстафетой в одной из газет вышел материал — интервью с Людой Волчек, который ее сильно расстроил. Разговор был тет-а-тет, а ей даже не дали его предварительно вычитать. Кое-какие вещи, которые Люда доверительно рассказала корреспонденту, не были предназначены для массового прочтения. Она очень эмоциональный человек, два дня не спала и, считаю, если бы не это, могла выступить успешнее.

— Александр Сергеевич, я никого не защищаю, но, извините, зачем рассказывать журналисту то, что не желаешь предавать огласке? Согласитесь, это нелогично…

— Дело в том, что беседа была доверительной…

— Что ж, на ошибках учатся... Скажите, планирует ли ваша подопечная выступать в Лондоне-2012 в гребле и в лыжных гонках в Сочи-2014?

— Пока планируем. Как все сложится дальше, покажет время.

— Тогда такой вопрос: кто-то на подходе у вас есть — молодые и рьяные новички? Люда у вас умница, но спортивный век не такой длинный…

— У нас есть хорошая дивчина, такая же понятливая, из которой обязательно будет толк. По техническим возможностям вообще нет проблем. Лепить из нее можно, что угодно. Но пока эта спортсменка не прошла. Она у нас выступает в академической гребле — загребная.

— Мне рассказывали, что вы с Тамарой Николаевной в гребле планировали двойку попробовать?

— Пока не можем найти человека. Если перспективный напарник нашей загребной отыщется, толк будет обязательно. Уж поверьте моему опыту.

— Опять вернемся к вам с Тамарой Николаевной. Чисто внешне вы идеально дополняете друг друга. В семье такая же идиллия? Кто там у вас за старшего?..

— Руководим по очереди. (Улыбается.)

— Я не про это. В тени такой волевой и именитой жены оставаться не зазорно? Знаю, что вы человек скромный, но все же…

— Работа есть работа. Мы с Тамарой всегда поддерживаем друг друга.

— Какие планы на ближайшее время?

— Немного отдохнем. Затем снова работать и работать.

— А на чемпионате мира 2011 года в Ханты-Мансийске увидим ваших воспитанников?

— Да, выступать планируем, так что обязательно увидите. У нас есть несколько парней хороших…

— Это тоже будущие чемпионы?

— Время покажет. Во всяком случае, будем стараться.

— Еще одно интересное наблюдение. Вы с Тамарой Николаевной до старта своих подопечных оба такие скрытные. А вот после финиша — сразу же душа нараспашку…

— А чего раньше времени эмоции выставлять? Этого не любим ни мы, ни Люда Волчек. Заранее не даем никаких интервью…

— Вы, получается, парень суеверный?

— Да не так, чтобы очень сильно. Просто выработанные годами привычки дают о себе знать.

— Как вы оцениваете прошедшие Игры? Уровень мастерства спортсменов возрос?

— Я наблюдаю за всем этим с 2004 года. К примеру, итальянец Массело тогда едва входил в двадцатку. Сегодня он уже делает успехи в биатлоне, призер Паралимпиады. Но он уже в возрасте. Ему где-то уже под сорок. Много спортсменов, которые потихоньку подтянулись. Когда просматриваем записи 2004 года, то складывается впечатление, будто то была не Паралимпиада, а какой-то фестиваль. Смотрите, какие нынче скорости. Стали платить деньги, и инваспорт приблизился к спорту здоровых.

— Знаю, что при подготовке к Играм вы от Минспорта ни в чем не знали отказа?

— Никаких вопросов не было.

— С чемпионами работать сложно? К примеру, с Людой?

— Наоборот, легко. Она очень коммуникабельна, и такой другой больше не найдешь. Я уже говорил, у меня есть записи 2004 года. Когда Люда только начинала. Прошла километр на санках и сразу: «Ой, я уже устала». Я наблюдал ее и в лодке. Едешь на велосипеде вдоль акватории, а она гребет. Она-то меня не видит. Верите, ни разу не было случая, чтобы она весла бросила или попыталась отлынивать. Она все время работает, работает и работает. То же самое и на лыжах.

— С инваспортсменами трудно работать? Знаю, вы их на руках носите с лодки и на лодку…

— Помогаю немного. У нас для них ничего вообще не приспособлено. Даже гребной канал в Заславле. Когда его строили, то высокие руководители нам обещали, что эта база будет предусмотрена и для инваспортсменов. Куда там… Ничего не сделано. Медалей все хотят, а проявить реальную заботу об инвалидах способен не каждый.

— Что вас с Тамарой Николаевной объединяет, кроме, естественно, семейных уз?

— Так совпало, что сошлись два человека со схожими принципами, жизненными позициями, взглядами на спорт. Мы не можем работать спустя рукава, не следовать требованиям своей тренерской профессии. Не припомню, чтобы, к примеру, Тамара смалодушничала или объяснила свой невыход на тренировку сложными погодными условиями: морозом, дождем и т.д.

— Какой у вас график тренировок?

— Когда сезон, то шесть раз в неделю по две тренировки в день.

— Характер у Тамары Николаевны резкий, безапелляционный. Она всегда режет правду-матку в глаза. Естественно, наряду с друзьями у нее есть и тайные недоброжелатели. Вы понимаете, что если Шиманская и Попов не будут выдавать медали, вас начнут, мягко выражаясь, критиковать…

— Такой характер для спорта самый правильный. На Тамаре все держится. Как-то она приболела, так вся команда ее не могла дождаться. Что же касается критики, то отвечу так. Мы никому ничего плохого не делаем, но завистников хватает. Вот не так давно на этапе Кубка во Франции про нас с Тамарой опять какие-то небылицы стали рассказывать. Иногда становится даже смешно…

— Признаюсь, до редакции «СП» подобная негативная информация также докатилась. Если не ошибаюсь, речь шла о какой-то плитке, якобы вероломно вами похищенной…

— Ах вот вы о чем… Тогда мы троих спортсменов возили за свой счет. Взяли плиту у хозяина, где жили, чтобы, попросту говоря, подогревать харчи. Потом ее вернули. А злые языки чуть ли не о преступном умысле стали судачить. Обидно…

— Лидерам всегда тяжелей. На них равняются, им не всегда по-белому завидуют. Держитесь.

— Что мы и делаем.

* * *

Если беседа с рассудительным и обстоятельным Александром Поповым прошла в спокойном режиме, то заполучить в собеседники деятельную и неугомонную Тамару ШИМАНСКУЮ оказалось делом непростым. Наконец, удалось.

— Тамара Николаевна, вы с Поповым такие разные! Интересно, как вы уживаетесь и в спорте, и в жизни? Вы эмоциональная, волевая. А он добродушный, покладистый. Так?

— (Улыбается, пожимает плечами.) Да не знаю я…

— Хорошо, а кто в вашей семье лидер? Наверное, вы?

— Да нет. Мужчина есть мужчина. На нем все держится. Основные вопросы решает Саша. Он всегда принимает какое-то решение. Советуется со мной и выносит нужный вердикт.

— А кто в семье, к примеру, готовит обед?

— Как кто? Я. Муж ничего не готовит.

— А что ваш супруг предпочитает в плане кулинарии?

— Что приготовлю, то и ест. Он, кстати, непривередливый. По рождению россиянин, из Подмосковья, Саша поначалу считал, что картошка — это не еда. Предпочитал рис, вермишель.

— Драники-то любит?

— Конечно. Картошка сейчас на первом месте. Макароны практически не употребляет.

— А как вы познакомились?

— В сборной СССР. В 1967 году на сборах. Я ведь не знала, что он на меня издалека поглядывает, даже не предполагала. Мы с моей подругой Людмилой тогда гребли в одной лодке. А за ней ухаживал грузин — гребец каноэ, Саша жил с ним в одном номере. И вот приходит этот грузин к Людмиле вечером. Они беседуют, в карты играют. Потом мне подруга сказала, что я Саше нравлюсь. Тогда и я стала присматриваться. Так и подружились.

— Тамара Николаевна, какие черты характера присущи вашему мужу?

— Он очень ответственный. Если за что-то взялся, то обязательно доведет до конца. Его слово — стопроцентная гарантия. Очень скрупулезный, особенно когда работает с инвентарем. Ведет себя, как тот ювелир. У него должно все быть выверено, все соответствовать, чтоб комар носа не подточил. Я в эти дела вообще не вникаю. Все техническое оснащение на Саше. Кроме того, муж следит за техникой спортсмена, как он исполняет движения. Он знает такие тончайшие нюансы этой работы, что порой диву даешься. Очень любит вести статистику. Пересматривает материалы прошлых лет, анализирует их, вырабатывает рекомендации для спортсмена. Сам может конкретно показать, где ошибка, что необходимо сделать.

* * *

Мы еще долго беседовали с Тамарой Николаевной и, похоже, со временем тот разговор может превратиться в новое интервью. Но тут взор упал на Людмилу ВОЛЧЕК. Интересно, а что она думает о своих наставниках?

— Люда, вот твои тренеры Шиманская и Попов такие на первый взгляд разные. Что ты думаешь по данному поводу?

— И я другая… Могу высказать только большую благодарность за то, что они меня провели в хорошей форме на эти Игры и мне удалось завоевать эти награды.

— А с кем из них тебе работается продуктивнее?

— Вы знаете, они гармонично дополняют друг друга. Я не могу обойтись в равной степени и без Тамары Николаевны, и без Александра Сергеевича. Если Попов взял полностью на себя техническую оснащенность, то Шиманская бегает за мной по трассе и подсказывает где, что и как делать.

Еще раз повторюсь: они друг друга дополняют и как наставники составляют единое целое.

— Сложности какие-то есть в совместной работе?

— Не без этого. К примеру, мы по-разному можем оценить какие-то вещи или ситуации. Бывают и конфликты, но все это отступает перед совместной работой.

— Кстати, ходят разные слухи. Ты, надеюсь, из инваспорта на пике славы уходить не собираешься? Мы увидим Людмилу Волчек и в Лондоне-2012, и в Сочи-2014?

— Даст Бог, да. Надо немного отдохнуть, а потом будет видно.

— Спасибо тебе большое и успехов!

Евгений ВИКТОРОВ


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
<p>Этот тренерский дуэт заставляет говорить о себе не первый год. Не раз автору этих строк приходилось слышать, как одни с искренним восхищением, а другие с нескрываемой завистью говорят о Тамаре Шиманской и Александре Попове. Вот и на последней Паралимпиаде Попов и Шиманская — супруги в быту, тренерский тандем в спорте — заставили говорить о себе. Еще бы! Людмила Волчек, выступавшая в категории сидячих спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата, выиграла лыжные гонки на 5 и 10 километров, а также финишировала третьей в составе эстафеты и в спринте на 1 километр...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика