Андрей Асташевич: время не ждет. 21.by

Андрей Асташевич: время не ждет

19.05.2010 14:15 — Новости Спорта |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Андрей Асташевич: время не ждет

Андрей Асташевич: время не ждет

Белые игры-2010 уже стали историей. Но если Ванкувер с его успехами и неудачами, медалями и поражениями остался за спиной, то на горизонте уже видны «контуры» зимней Олимпиады-2014 в Сочи. И о ней необходимо думать сейчас, во всех смысловых и тематических разрезах. В том числе и с позиции развития инфраструктуры. Отечественным флагманом, безусловно, является Республиканский центр олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи».

Вопросы о перспективах модернизации базы, расположенной в живописном уголке нашей страны — Белорусской Швейцарии, — поднимались как на совместной коллегии Минспорта и НОКа, на которой подводились итоги Ванкувера, так и на апрельском Олимпийском собрании. Общепризнано: будущее у комплекса есть, и оно обязано быть светлым. Однако надо переходить от слов к делу, о чем корреспондент «СП» и побеседовал с директором РЦОП по зимним видам спорта «Раубичи», новоизбранным членом исполкома НОКа Андреем АСТАШЕВИЧЕМ.

НАХОДИТЬ, А НЕ ТЕРЯТЬ

— В своих выступлениях на коллегии и Олимпийском собрании вами были подняты краеугольные вопросы развития «Раубичей»…

— Абсолютно верно. Но, к сожалению, процессы пока не запущены. Если называть вещи своими именами, то мы ждем соответствующих решений Минспорта. На мой взгляд, мяч находится на стороне руководства ведомства. Говоря простым и доступным языком, констатирую: нам всем надо быстрее шевелиться. Если так будет — проблемы получат свое решение, все нормализуется, и подготовка ко всем важнейшим соревнованиям, включая юношеские и взрослые Олимпийские игры, пройдет на высоком уровне. По всем позициям. Ничего невозможного в современной модернизации «Раубичей» нет. Но, разумеется, нужны финансовые вливания. Ведь та же лыжероллерная трасса устарела по всем параметрам. Кроме того, на кругах нет освещения, что укорачивает время проведения тренировок в зимний период. Солнце садится в полчетвертого дня — и все. Аналогично и со стрельбищем. Снег лежит, а работать можно лишь в ограниченный период. А есть еще вопросы контруклонов. Скорости лыжников и биатлонистов растут — люди вылетают с трасс. Дальше — реконструкция стрельбища. Нашим установкам уже 30 лет, они морально и технически не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Таких в мире, наверное, больше нет.

— К слову, это отмечал в интервью «СП» и Юрий Кашкаров, привозивший прошлым летом на сбор в «Раубичи» сборную Московской области.

— Вы правы. А ведь в то же время россияне после четырехлетней паузы вновь повернулись лицом к «Раубичам». Вернулись на нашу базу. В прошлом году провела сбор национальная сборная России, готовившаяся к Олимпиаде. Кроме нее, в «Раубичи» приезжали и лучшие казахстанские биатлонисты, которые также покинули Ванкувер с медальной добычей. Гостей устроило все: проживание, питание. Общее мнение однозначно: для летнего тренажа лучшего места просто нет. Так надо закрепляться на этой позиции! Для этого и необходимо развитие. Иначе опять про «Раубичи» забудут. Гости обратили внимание и на плохое состояние лыжероллерной трассы — ямки, трещины, — и на другие нюансы. Время не ждет! Ведь из-за плохого качества покрытия роликодрома «Раубичи» уже потеряли конькобежных клиентов — национальные сборные России и Казахстана, также приезжавшие к нам на летнюю подготовку. Но, разумеется, больше всего страдают белорусские спортсмены и команды. Например, наши конькобежцы теперь лишены возможности проводить совместные сборы с сильными командами, на которых ранее впитывали чужой опыт. То есть раньше развивались, тянувшись за более мастеровитыми, работая в спаррингах. Причем на реконструкцию роликодрома нужны минимальные затраты — миллионов 300 белорусских рублей. Цена вопроса по замене стрелковых установок — такая же.

ЗДОРОВОЕ СЕРДЦЕ И ПЛОХАЯ КРОВЬ

— Но современная спортивная база не может обойтись без классного плоскостного сооружения…

— Мы это прекрасно понимаем. Увы, стадиона в «Раубичах» пока нет. А он, действительно, необходим. Ведь наша база должна быть по-настоящему комплексной и работать на полную мощь ради отечественного спорта. Мы ведь со строительством и введением в эксплуатацию крытого катка вышли на новые направления — хоккей, шорт-трек, фигурное катание. На Олимпийском собрании Президент страны и НОКа абсолютно верно сказал о том, что в стране должны быть созданы условия для подготовки атлетов элитарного уровня. Лето — это «Стайки», зима — «Раубичи». Но сейчас мы откровенно завидуем нашим коллегам. У них в «Стайках» все замечательно. Пора профильному министерству обратить внимание и на «Раубичи». Работаю директором комплекса шесть лет, и, кроме средств, выделенных на гостиницу N 2, других капитальных вложений не было. Остальные проекты — тот же крытый каток — это наши инициативы по привлечению частных инвестиций, поддержанные Президентом. А злободневных проблем в «Раубичах», как уже говорилось, предостаточно. Поэтому и завидуем по-доброму «Стайкам», да и базе конного спорта в Ратомке. Все понимают, какое значение для зимних видов спорта имеет наш комплекс, но те же коммуникации находятся в ужасном состоянии. Инженерные сети — головная боль. Появились новые сооружения, а они (сети) прежние. Проблемы с водой. Получается, что в здоровое сердце — плохая кровь. Забиваются краны — несоответствие санитарным нормам. Причины такого положения дел известны и устранимы. Неоднократно обращался по этому поводу в Минспорта — ответа нет. С приходом каждого нового министра создается перспективный план развития «Раубичей», он утверждается руководителем отрасли. Искренне надеюсь, что при Олеге Качане удастся от слов и обещаний перейти к конкретным и полезным для белорусского спорта делам.

— В принципе, понятно: объем работ, необходимых «Раубичам», большой. С чего начинать?

— Процесс реконструкции и модернизации можно и нужно вести комплексно. Например, роликодром не привязан к инженерным сетям. И, безусловно, нас в первую очередь волнуют спортивные сооружения. Для качественной подготовки белорусских спортсменов экстренно необходимо осуществить комплекс мероприятий. Во главу угла ставим именно объекты, обеспечивающие тренировочный процесс, — плоскостные сооружения, лыжероллерную трассу, роликодром и спортзал. В конце концов, «Раубичи» — это одна из визитных карточек страны, о чем также нельзя забывать. Как себя покажем, так и будут к нам относиться в дальнейшем.

— Кстати, о внешнем виде. Трамплины, мягко говоря, давно утратили товарный вид. Кроме того, как развивать и развивать ли вообще прыжки и двоеборье?

— Свою позицию не скрываю, озвучивал ее неоднократно. Министерству спорта и федерациям необходимо выработать единую политику по развитию этих видов спорта, чтобы окончательно расставить точки над «i». Во-первых, вопрос ребром: надо или не надо. Во-вторых, если надо, то эти виды должны получить доступное развитие. То есть школу и инфраструктуру вблизи, например, Минска или в самой столице, куда дети бы без проблем добирались. Тогда в «Раубичах» будем принимать спортсменов — мастеров уровня национальной команды, имеющих определенную подготовку. Поэтому один трамплин надо реконструировать. Его предназначение будет полностью осмысленно и логично. Остальные два трамплина… Кто-то должен взять на себя смелость и принять конкретное решение, которое нельзя больше затягивать. Уже и так вопрос завис, а «Раубичи» на самом деле теряют товарный вид.

ФРИСТАЙЛУ — ПРИОРИТЕТ

— После Ванкувера поднималась тема о создании в «Раубичах» закрытого цикла подготовки для наших лыжных акробатов, которые наравне с биатлонистами являются лидерами отечественного зимнего спорта…

— Для соответствия техническим требованиям элиты класса нужна реконструкция склона — увеличение горы разгона, освещение, — и проводи этап Кубка мира. Все можно сделать за лето, но, конечно, при наличии финансирования. Вначале стадия проектирования, затем — исполнения работ. Если нам это надо, а развивать фристайл необходимо — вопросов нет, то все в наших силах.

— Тем более что недавно посетивший Беларусь куратор фристайла в ФИС Джозеф Фитцджеральд озвучил идею о восточноевропейской концепции с цепочкой Украина — Беларусь — Россия. И ведь тот же главный тренер нашей сборной Николай Козеко еще в Ванкувере сказал о том, что для дальнейшего прогресса нам нужно проникать в судейские ряды и принимать у себя этап Кубка мира.

— Согласен. Отмечу, что господин Фитцджеральд ознакомился с «Раубичами», и его все устроило. Дело за реконструкцией склона. Ждем. А принять участников и гостей крупных состязаний мы можем. Правда, гостиниц не хватает, наблюдается дефицит спальных мест для спортсменов. Пытаемся решать проблему. Согласно указу Президента инвесторы возводят отель у катка. Но даже с его введением в строй мест хватать не будет: желающих с каждым годом становится все больше и больше. А есть недостроенная гостиница. Было бы разумно изыскать средства и завершить работы.

БАССЕЙН В 2012-м

— В «Раубичах» вскоре должен появиться и бассейн…

— Согласно указу срок сдачи — в 2012-м году.

— Существует план, кроме непосредственно бассейна, обустроить в этом здании помещение для тредбана с газоанализатором. То есть приобрести оборудование, на котором те же биатлонисты сейчас тестируются в австрийском Рамзау и которое жизненно необходимо всем циклическим видам спорта. Дело не только в тестах, но и в улучшении тренировочного процесса.

— В идеальном варианте такое оборудование должно быть в каждом регионе страны, на крупнейших спортивных базах. Вы правы: тредбаны выполняют не только медико-исследовательские функции, но и позволяют специалистам варьировать тренировочные нагрузки. Да, и селекция на детском уровне, выявление талантов и их профильного предназначения — важная задача, которую и поможет решить данное оборудование. Все эти функции и можно сочетать в «Раубичах». Как в том же Рамзау.

— Цена вопроса не шокирует обывателя?

— Не думаю — 240 тысяч евро. И, на мой взгляд, белорусскому спорту не надо ждать введения в строй бассейна в «Раубичах». Все равно одного тредбана на всю страну будет недостаточно. Он необходим в «Стайках», на базах в Бресте, Могилеве.

СПОРТ И ФИЗКУЛЬТУРА

— На коллегии был поднят вопрос о том, что «Раубичи» превращаются в туристическо-развлекательный центр…

— Не скрою, проблема есть: существуют интересы спорта, но есть и экономические показатели по оказанию населению платных услуг, которые надо выполнять. Пресловутая «вилка». Поэтому на Олимпийском собрании мне пришлось призвать определиться на правительственном уровне в приоритетах: что для страны важнее? Таких центров, как «Раубичи», в Беларуси немного. И Президент ясно дал понять: наша главная задача — создание условий для качественной подготовки спортсменов. Но сегодняшние правила игры инициируют определенный конфликт интересов. Кроме того, есть временной фактор, временной предел, за который уже невозможно выйти без ущерба для профессионального спорта. Поэтому надо определяться.

— То есть приходить к тому, что культивируется за рубежом?

— Именно так. Создавать закрытые центры подготовки. Примеров — превеликое множество. В Финляндии, Германии, Словакии, наконец, в той же России. Вспомните о базах в Новогорске или на Озере Круглом. Классные центры, работающие исключительно на спорт. Там никто не мешает атлетам плодотворно развиваться и повышать свое мастерство. Да, это заборы, ограниченный допуск. Но такова мировая практика. Да и в нашем случае рядом с «Раубичами» хватает прекрасных объектов, которые могут работать на туризм, физическую культуру, организовывать шоу-программы: Логойск, Силичи. Наше же предназначение должно быть узкопрофилированным: делать все, чтобы представители Беларуси ковали медали на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы, чтобы на этих соревнованиях чаще, чем сейчас, звучал гимн нашей страны. Если есть амбиции в спорте, то надо понимать: богу — богово, кесарю — кесарево. И потом, в месяцы неполной загрузки, в пору межсезонья двери для организованных групп можно открывать. Но когда пик тренировочной работы, то — извините и подождите более благоприятного времени для нахождения на территории базы. Центр олимпийской подготовки — это спортивный объект закрытого типа. Так должно быть.

— Есть и другие нюансы, о которых вы говорили на коллегии…

— Да, например, мы очень рады, что «золото» Ванкувера Алексея Гришина числится и за нашим РЦОП. Но центр уже давно отпустил этого великого спортсмена в мир большого фристайла. Поэтому во всех «плюсиках», как и в «минусиках», надо также определиться. Если РЦОП отвечает за резерв, то и оценивать надо главное предназначение — юношеский, юниорский, молодежный пласты. Смена и должна числиться в центре, а члены национальных команд — это уже отдельный институт со своей бухгалтерией.

— Не будет ли разрыва?

— Все регулируется, ничего не нарушится. Система, в принципе, налажена, но в продолжении сопровождения центром возрастных спортсменов смысла не вижу.

— Актуален вопрос дефицита квалифицированных тренерских кадров, особенно работающих с резервом?

— В преломлении на РЦОП по зимним видам спорта, считаю, нет. У нас трудятся лучшие специалисты. Приходят они по рекомендациям федераций, согласование происходит на уровне Минспорта. В том же биатлоне идем в правильном направлении. Собираемся подключиться к активной работе с хоккейным резервом. Создадим детскую команду из 12-летних. Кроме того, с прицелом на юношеские Игры-2012 в Инсбруке, создается национальная сборная 14-летних хоккеистов. Возможно, ее пополнит и кто-нибудь из наших младших мальчишек.

— Какова структура?

— Обучение ребят в Острошицкой школе, замкнутый цикл — проживание, питание. Дальше — посмотрим. Не исключаю создания команд и других возрастов.

— Есть подозрение, что в остальных хоккейных школах не запрыгают от восторга. Вы ведь планируете собрать у себя все «сливки»…

— Родители будут отдавать детей туда, где лучшие условия. Это нормально. Пусть лучше едут в «Раубичи», чем в Россию. И, потом, это заставит всех шевелиться. Сработаем на пользу национальному хоккею.

— На Олимпийском собрании вы были выбраны в новый состав исполкома НОК…

— На мой взгляд, прежде всего надо на уровне идей определиться со стратегией, взаимодействиями. Надеюсь, что исполком будет работать конструктивно, обращая внимание на новые варианты работы во благо всему белорусскому спорту. Причем, пусть это прозвучит пафосно, нельзя упускать из виду патриотизм. На Играх в Ванкувере убедился в том, что у наших соперников он зашкаливает, не является наносным, искусственным. К этому необходимо стремиться и белорусам, впитывая с детства гордость за страну, прививая ответственность перед государством за свои выступления. Тогда и задача на Сочи-2014, поставленная Президентом — пять медалей, — никого не смутит своей амбициозностью.

Руслан ВАСИЛЬЕВ


 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белые игры-2010 уже стали историей. Но если Ванкувер с его успехами и неудачами, медалями и поражениями остался за спиной, то на горизонте уже видны «контуры» зимней...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Спорта)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика