С тех пор как команда «Лида» не играет в высшей лиге национального первенства, много пива утекло...
Этот город в моей памяти запечатлелся смеляковской девочкой: «Ее золотые косицы затянуты, будто жгуты. По платью, по синему ситцу, как в поле, мелькают цветы...» Город со славной историей, тихий, как будто немного настороженный, встречающий гостей могучими стенами древнего замка, он прельщает этой своей тихой неприступностью. Но раньше, ко всему прочему, здесь жил футбол. Больше того, был в городе полноправным хозяином, был любим и обласкан. Он добавлял Лиде шарма, будто «рыжий пройдоха апрель, бесшумной пыльцою веснушек засыпал ей утром постель». Потом все изменилось. Как–то враз, незаметно, но есть надежда, что не навсегда.
Время — река
С тех пор как команда «Лида» не играет в высшей лиге национального первенства, много пива утекло. Но бывший стадион «Обувщик», а ныне спортивный комплекс «Юность» с тех пор изменился мало. Подштукатурился, конечно, немного, пластиковыми сиденьями оброс, но старые «беговые дорожки» ужасными черными бесформенными и травмоопасными квадратами все еще на старом месте, как памятник времен упадка спортивной инфраструктуры города. Главным отличием стадиона от дней минувших и куда более удачных болельщики со стажем называют факт отсутствия на нем в свободной продаже пива во время игр. Не секрет, что раньше даже журналисты с удовольствием ехали сюда на матчи, чтобы набрать с собой потом в дорожку пару литров «лидского живого». Вместе с пивом высохла и некогда полноводная лидская футбольная река. Русло, правда, осталось, и это дает право думать о скором возрождении, надеются здесь и, надо признать, не без основания, что скоро речка эта станет вновь полноводной и вынесет местный клуб в элитный дивизион. Местная торсида давно этого заждалась.
Лида вытянула счастливый билет с этими «Дажынкамi». Так нам в один голос говорят все собеседники, а жители города молча кивают в знак согласия. Лида к предстоящему празднику преображается и хорошеет, обретая вторую молодость. Глядя на все это, глаз радуется, но манит нас в первую очередь футбол и все, что с ним связано. Визит в клуб, который плетется ныне на последнем месте в чемпионате первой лиги, оставляем на потом, а сразу выбираем стройплощадку. Совсем скоро здесь должны ввести в строй ледовый дворец и — вот он, объект нашего главного интереса — новый футбольный стадион!
Футбол, хоккей и шорт–трек
Здесь все под рукой и от центральной площади до стройобъекта 3 минуты на машине. Стадион строят рядом с ледовым дворцом (он уже почти готов) и залом игровых видов спорта — этакое спортивное сердце города. Предполагается, что поле будет с подогревом, а это значит, что эксплуатировать его можно будет круглый год.
Задумка хорошая, но пока трудно представить, как строители смогут уложиться в отведенные им до дня сдачи два месяца. Пока лишь на дальнем участке будущей арены Колизеем выросло бетонное основание одной из трибун, вторая, которая планируется с козырьком, из земли даже носу не показала. Поле колосится высокой травой, а покосившиеся ворота намекают на печальную реальность лидского футбола.
Начальник отдела по физкультуре, спорту и туризму местного райисполкома Иван Дубатовка, правда, в будущее смотрит с оптимизмом.
— «Дажынкi» для нас как спасение, они позволили значительно улучшить спортивную инфраструктуру города. В Лиде давно возникла острая необходимость в строительстве спортсооружений. Ведь у нас в распоряжении был всего один стадион «Юность» 1978 года постройки. Для стотысячного города этого, согласитесь, очень мало... Новый объект будет иметь категорию «D», что позволит принимать поединки высшей лиги и сможет вместить 3 тысячи зрителей. Пока будет две трибуны, но за воротами место позволяет со временем достроиться — возвести еще две и увеличить вместимость как минимум вдвое. Рядом построятся игровой зал, бассейн, три зала борьбы, зал аэробики и тренажерный. Возле стадиона расположатся и две мини–футбольные площадки с искусственным покрытием, теннисный корт и поле для пляжного футбола. Федерация давно нам предложила развивать у себя пляжный вариант футбола, так что займемся этим вплотную.
Планов, как видим, громадье, главное, чтобы они не остались планами, а реализовались в жизнь. Хочется, чтобы комплекс жил, а доступ в него получили детские спортивные школы, а не только те, кто платит и заказывает музыку, как это часто случается. Интересен и еще один вопрос. Если сегодня футбольный клуб «Лида», имеющий большие традиции, с трудом сводит концы с концами, то не загнется ли он окончательно, когда в городе появится хоккей? Этот вопрос в тупик Ивана Дубатовку не ставит. «Нет, — уверенно отвечает он, и я собеседнику верю, вспоминая, что в команде выступает на позиции защитника его сын, говорят, парень не без таланта. — В Лиде любят футбол. Хоккей лишь разнообразит жизнь города. Будем развивать и шорт–трек, как нам порекомендовали в Министерстве спорта...»
С вводом в строй нового спорткомплекса старый добрый «Обувщик» уйдет на пенсию, и жизнь его станет поспокойнее. Быть может, ему даже сделают пластическую операцию и заменят наконец эти уродливые черные куски резины, которые так портят его лицо. Они здесь со дня рождения стадиона и устарели не только физически, но и морально. А стадиончик хороший, и применение ему наверняка найдется. Вот пусть хоть детишки здесь тренируются из знаменитой местной СДЮШОР. Кажется, по совокупности эта школа вполне заслужила к себе уважительное отношение.
Живя надеждой
Родителем и бессменным главой лидской СДЮШОР является Иван Прохоров. Не в каждом городе есть такой человек–факел, горящий футболом, но там, где он есть, — светло. Иван Прохорович — человек уникальный, о котором есть смысл рассказать подробнее.
В 1989 году он привел к победе в чемпионате БССР клуб «Обувщик», а возглавил команду в 27 лет. Но даже не в этом его главная доблесть, а в том, что в 21, когда многие еще по дискотекам бегают и девочек по углам жмут, Иван Прохоров уже стал директором футбольной школы. Вся история лидского футбола нового времени завязана на нем. Он являлся главным тренером клуба и его председателем в бытность первых суверенных чемпионатов, умудряясь в те непростые годы организовать в Лиде профессиональное футбольное хозяйство, выстроить там структуру, к которой многие до сих пор не могут прийти: детская школа — стадион — клуб. И это приносило результат. Сегодня 5 лидских воспитанников играют в сборных разных возрастов. Это Александр Юревич, Дмитрий Ленцевич, Юрий Остроух, Игорь Карпович и Сергей Политевич. Были еще Алексей Сучков и Павел Шмигеро, выступавшие в финальной части молодежного чемпионата Европы в 2005–м. Совсем не мало, не правда ли?
Своего главного воспитанника, лидера БАТЭ и основного защитника национальной сборной Сашу Юревича, Иван Прохорович вспоминает с теплотой. «Он у меня с первого класса занимался. Что его отличало от других — он очень любил футбол. Непростой мальчик, как все талантливые, ершистый, но к делу серьезно подходил. Футбол для него был главным увлечением. Помню, соберется Сашка на дискотеку, штанишки наглаженные наденет, рубашечку белую, а по пути, проходя мимо стадиона, увидит мужиков, гоняющих в футбол. И забывает про все — до темноты с ними бегает. В наглаженных штанах...» Есть что рассказать Прохорову и про свою главную надежду, одного из последних выпускников лидского питомника Сергея Политевича. «Сколько работаю, а это уже ни много ни мало 30 лет, таких сконцентрированных и внимательных ребятишек, как Сережа, не встречал. Любое задание, даже самое скучное, он выполнял с такой ответственностью, будто от этого судьба мира зависела. Он, как натянутая струна, постоянно в готовности. Уверен, что Политевич не потеряется и во взрослом футболе. На этом этапе многим не хватает терпения, а у Сережи оно есть. Он уже сегодня показывает футбол хорошего уровня...»
— Живу надеждой, — говорит Иван Прохорович, когда мы заканчиваем с воспоминаниями и переходит к делам насущным, непростым. — В последнее время к футболу в районе повернулись лицом, так что есть повод для умеренного оптимизма. Я уверен, что при серьезном подходе «Лида» может вернуться в высшую лигу уже очень скоро...
Разговор с Прохоровым, который всю жизнь в футболе, не хочется запирать в тесные рамки городской команды. Тем более когда на телеэкранах чемпионат мира. Естественные вопросы: «Почему в ЮАР нет нас?» и «Чем мы хуже?» — в воздухе не повисают, а выливаются на меня словами неожиданной тренерской мысли:
— Пример для всех — Сергей Гуренко. Я прекрасно помню, как проходило становление этого игрока. Данные у него были средние, настолько обычные, что таких ребятишек тысячи! Сергей всего достиг за счет трудолюбия и терпения. И это наш путь... Нынешнее поколение детей сильно изменилось, как изменилась и сама жизнь. Но компьютеры и комфорт, которые называются причиной лени нынешнего поколения и его нежелания работать, не оправдание для тренеров. В Швейцарии неужели жизнь хуже, а компьютеров меньше? Но футболисты там играют с такой самоотдачей, о которой нам только мечтать. И на чемпионат мира регулярно попадают. Видно, что люди там работают, и в этом их главное отличие и преимущество. Значит, «разруха в головах» и научно–технический прогресс тут ни при чем. Нам нужно менять подход. Во всем мире пришли к пониманию, что на подготовку спортсмена влияют три фактора, всего три. Вот они: 1) материально–техническая база; 2) квалифицированные тренеры; 3) соревновательная практика. Если эти три условия соблюдаются, будет результат. Наш футбол пока не поспевает за развитием жизни, отстаем. Хотя федерация — и этого нельзя не признать! — в деле развития детского и юношеского футбола шагнула заметно вперед. Начинает работать институт сборных, есть ответственные тренеры в областях, а это уже немало...
Локомотивы и кочегары
На вопрос: «Что однажды случилось с лидским футболом, что отбросило его назад?» — точного ответа здесь дать никто не может. Иван Прохоров, например, говорит, что для развития футбола в каждом городе должны быть локомотивы. В Лиде он раньше был, Василием Ивановичем Васильевым звали.
Бывшему директору лидской обувной фабрики с чапаевскими инициалами и крепкой хваткой Васильеву Прохоров предлагает поставить на стадионе памятник. Это именно благодаря его усилиям, его помощи и фанатичной любви к футболу эта игра в Лиде в 1980–х годах стала приоритетной. «Обувщик» в те годы гремел, был чемпионом БССР в 1983, 1985, 1986, 1989 годах, становился бронзовым призером в 1987–м и 1988–м. «Он даже свой летний домик на нужды команды отдал, — вспоминает Иван Прохорович и улыбается тем приятным временам, когда футбол в Лиде был по–настоящему любим и лелеем. — В наших условиях это очень важно для команды — внимание к ней людей с мудрым государственным мышлением. Сейчас таких единицы, почти нет, а именно они двигают футбол вперед, они те самые локомотивы. Их места сейчас заняли все больше люди прагматичные, живущие в своей скорлупе...»
Опека властьимущих, безусловно, важна. Тут за примерами далеко ходить не надо, они у всех на устах. Но суть большинства наших проблем, и не только футбольных, а вообще — жизненных, в непрофессионализме. Это — наш бич, наша зараза, вирус, который поражает общество и парализует волю. Не своим делом люди занимаются, а работают с полной отдачей вообще процентов 20. И Бог бы с теми остальными 80 процентами, которые не работают, пусть бы хоть другим не мешали!
Уверен, что проблемы «Лиды» в том числе и в этом «абыякавым» подходе. Сейчас–то ситуация, говорят, улучшилась, а раньше... Про «раньше» в футбольных кругах Лиды существует анекдот. Назначили однажды в клуб директора. Бравого, подтянутого, с выправкой. За дело он взялся с энтузиазмом, засучил рукава и часто даже объяснял футболистам, что играют они неправильно, что надо бы играть по–другому. Так прошло несколько месяцев, пока директор вдруг вслух не задался одним вопросом. Он спросил: «Скажите, а разрешают ли футбольные правила забивать защитникам голы?» Бравый и подтянутый, он, может, футбол и любил, но разобраться в нем не смог...
Те же, кто разбирался и желал футболу добра, задержаться в родном гнезде не сумели. Виталий Рашкевич много лет был лидером лидской команды, а когда закончил — перешел на тренерскую работу. Рассказывают, тоже горел футболом, на работе засиживался допоздна, была в нем Божья футбольная искра, но характером обладал несахарным: за словом в карман не лез, употреблял для связки и крепкие. Не всем это пришлось по душе, молодой тренер с места вынужден был сорваться, уехать... Уже четыре года он работает в системе молдавского «Шерифа», руководит тамошней футбольной академией, которую Йозеф Блаттер назвал как–то одной из лучших в мире...
Спасение утопающих
Немало за последние годы начудили в лидском футболе, были скандалы даже и криминального толка, о которых сегодня рассказывать не хочется. Сегодняшние дела у ФК «Лиды» тоже далеки от идеальных — команда тонет, опустившись на самое дно турнирной таблицы. Почти полностью укомплектованная своими воспитанниками, под руководством Сергея Петрушевского — тоже лидского птенца, она пока никак не может зацепиться за спасательный круг и, судорожно хватая воздух, мечтает выплыть, прибиться к берегу, чтобы потом, передохнув и набравшись сил, начать новый путь. Председатель клуба Валерий Скробук не скрывает, что нынешнее положение дел здорового сна ему не добавляет, но утверждает, что «в первом круге не было провальных игр», а главная проблема в «реализации созданных моментов у ворот соперника».
Петрушевскому непросто, но Прохоров, например, в него верит, говорит, что тренерское чутье у Сергея есть. Он возглавил команду за две недели до чемпионата, и ему непросто вывести ее из пике, в которое она вошла, неудачно, как видно, пройдя межсезонную подготовку. «Думаю, что в первой лиге останемся, только не известно, на каком месте...» — печально мечтает Валерий Скробук, хотя в начале сезона цель ставилась посерьезнее — быть в шестерке.
И команда–то вроде неплохая, с перспективной молодежью, с опытными футболистами. Один Дмитрий Макаренко чего стоит! Совсем безусым пареньком он начинал свой путь еще в «Обувщике» в первом национальном чемпионате. Судьба его здорово помотала, в минском «Динамо» поиграл, но вернулся доигрывать на родину. Теперь ему уже не 17, а 37... «Макаренко — образец отношения к футболу, первый в Лиде футболист, выполнивший норматив мастера спорта, — дает характеристику своему воспитаннику Иван Прохоров. — Если такие люди будут в футболе, то все у нас будет хорошо. Главное, чтоб он не уехал потом тунгусский или киргизский футбол поднимать, а остался работать здесь, дома...»
Прожекты, планы, слова, надежды... Лидскому футболу по–прежнему нужна помощь, ему необходимо протянуть руку. «В спорте главное — результат, все остальное — разговоры. А результат может быть только при поставленной системной работе. «Лида» никогда богатой не была, но система существовала», — говорит на прощание Прохоров, и с ним нельзя не согласиться.