На чемпионате Европы в Минске спортсмены продолжают сражаться за награды. На ринг вышли и белорусские бойцы. И если Виктору Зуеву поединок против венгра Шаболша Диила удалось завершить техническим нокаутом еще до окончания первого раунда, то Сергей Лобан подарил болельщикам драматичную и красивую победу в непростом поединке против призера чемпионата Европы 2008 года — молдаванина Александра Рискана. Вчера бои продолжились, сегодня спортсменов ждут четвертьфинальные поединки, победитель которых гарантирует себе как минимум бронзовую награду. Однако сам чемпионат уже попал в историю.
Проходящий в Минске турнир — своего рода полигон. Переходный этап не только между олимпийскими циклами, но и между двумя эпохами мирового бокса. Новые правила уже вступили в силу, новые требования к экипировке и перчаткам будут приняты на следующем чемпионате мира. Но их плюсы и минусы обсуждают уже сейчас. И мнения на этот счет не так однозначны, как может показаться. Больше всего вопросов — к системе оценки боев. Предсказуемо. Досконально понять, какими критериями судьи руководствуются при определении победителя, кажется, не всегда могут даже искушенные в нюансах бокса специалисты. Многие из них в ответ на просьбу расставить точки в судейском вопросе лишь разводят руками: «В гимнастике и фигурном катании, наоборот, стараются исключить человеческий фактор, а мы возвращаемся обратно».
Азы новой системы оценок президент Европейской конфедерации бокса Франко Фальчинелли объяснил так:
— Результат будет оцениваться не общей суммой нанесенных ударов, а по 10–балльной системе оценки. Абсолютная новость в том, что результаты будут, например, такими: 10:9, 10:8, 10:7, 10:6. Из пяти судей, присутствующих у ринга, будут выбираться результаты только трех судей. Это делается для того, чтобы избежать разных нечестных комбинаций, которые иногда присутствовали в боксе.
По словам чиновника, перемены должны положить конец субъективизму в судействе, за который в последние годы нередко критиковали бокс. Однако на первый взгляд система не кажется такой уж прозрачной, что подтвердили и начавшиеся бои. Нередко, услышав вердикт арбитров, боксеры и их команды лишь недоуменно смотрели друг на друга. Белорус Рустам Одинаев, прессовавший на протяжении трех раундов и едва не отправивший в нокаут армянина Ару Пулужяна, выбыл из турнира уже после первого дня. Говорят, «за грязь». Судьи да и, откровенно говоря, болельщики не оценили желание Рустама идти к победе по головам, нередко игнорируя правила. С другой стороны, «ошибки» украинца Дмитро Булгакова, то и дело смешивавшего бокс и борьбу в поединке против Сергея Новикова, вопросов у судей не вызвали. Недоумение у голландской стороны вызвала и победа Павла Костромина. А ведь по–настоящему эмоции начнут бурлить только сейчас, когда на кону окажутся медали, и подобные недопонимания могут запросто вылиться в громкий скандал.
Об этом, например, говорит ныне проживающий в Латинской Америке бывший российский тренер Юрий Лурье.
— Новые правила подразумевают возврат к прежнему, визуальному, судейству. Вроде того, которое существует в профессиональном боксе. Но кто сказал, что система выявления победителя по очкам в профессиональном боксе совершенна? Напротив: мы сплошь и рядом видим бои профессионалов, в которых решение боковых судей сомнительно, а иногда и просто скандально! Но там, во–первых, большое число раундов, что затрудняет заинтересованным судьям использовать свои возможности. Во–вторых, у боксера есть возможность решить исход боя нокаутирующим ударом. Но у любителей ситуация несколько иная. И при определенном сценарии боя победа может быть запросто отдана бойцу, который уступал на протяжении всего поединка. Другими словами, применяющаяся ныне система не адаптирована к условиям любительского трехраундового бокса, и мы пришли к тому, с чего начали в борьбе за объективность судейства, когда и был введен электронный подсчет очков.
Участники проходящего в Минске чемпионата напрямую о возможных подводных камнях если и говорят, то вскользь. Главный тренер сборной России Александр Лебзяк, например, полушутя подначив противников усов у спортсменов (их тоже заставили сбрить в приказном порядке), скептически отнесся к самой тенденции сближения любительского и профессионального бокса.
— На мой взгляд, эта идея с объединением не очень хороша. Боксировать по 10 — 12 раундов в профессиональных лигах и три на Олимпиаде — очень разные вещи. Мне кажется, это — коммерческий проект АИБА, к которому все относятся по–разному.
К слову, со шлемами все тоже не так однозначно. За отмену дружно ратуют практически все любители бокса и особенно зрители, проводя аналогию с поединками профессионалов. Там картинка действительно куда эффектнее. Да и вероятность снятия судейских вопросов одним ударом возрастает. Однако при этом стоит вспомнить, что в отличие от любителей профи проводят одиночные поединки и рассечения на начальных стадиях любительских турниров могут значительно сказаться на выступлении спортсменов. Об этом, например, говорил украинский тяжеловес Егор Плевако, которому уже завтра предстоит сражаться за минимум бронзовые награды чемпионата с белорусом Виктором Зуевым.
— Да, в прежние времена спортсмены уже боксировали без шлемов. Но тогда был совсем другой бокс. Более игровой и менее атлетичный. Тогда бойцы не наносили столь мощных ударов. Сегодня же может получиться так, что рассечение, полученное в первом поединке турнира (возможно, даже случайное, от неудачного движения локтем во время клинча), может перечеркнуть надежды даже идеально готового спортсмена.
На стороне изменений выступил Сергей Пыталев. Белорусский тренер, воспитавший немало бойцов как на любительском, так и на профессиональном ринге, советует не опасаться грядущих и уже случившихся перемен и попытаться рассмотреть в них черты нового, куда более интересного и непредсказуемого бокса.
— Нюансов, конечно, хватает. Бокс — субъективный вид спорта. Таковым он останется, как ни меняй правила. И профессиональная система, к которой постепенно пытаются приблизить любительское судейство, также далеко не идеальна. Но она определенно лучше той, которая существовала до сих пор. Да, человеческий фактор присутствует, но компьютер отсекает оценки двух судей из пяти. Вдобавок изменения коснулись и критериев оценки. Помимо точности ударов, рефери оценивают еще и активность спортсменов. То есть прежние варианты, когда боксер мог отсиживаться «в домике», изредка отвечая одиночным выпадом на пять ударов соперника, уже не проходят. Более того, когда снимут шлемы, то сидеть в таком «домике» может оказаться весьма болезненно. Понимая это, бойцы уже сейчас начинают искать новые методы ведения боев. И уже сейчас поединки становятся более динамичными и умными. А то, что спортсменам будет доставаться больше, — так это ведь бокс. Зрители приходят на трибуны за дракой и нокаутами. И они получат и то и другое.
Советская Белоруссия №101 (24238). Среда, 5 июня 2013 года.