Жизнь спортсмена вне помоста-корта-ковра-поля — зачастую тайна за семью печатями. И понять, чем же они живут помимо спорта, отыскать разносторонне развитого спортсмена — та еще задача.
Прослушивая записи интервью с ведущей белорусской гимнасткой Мелитиной Станютой, каждый раз ловишь себя на мысли: а ведь ее речь обрабатывать литературно не нужно. Четко, ясно, ровно. Порядок на ковре, порядок в жизни.
Возможно, это гены. Известно всем, но повторить не помешает: 21-летняя Мелитина — правнучка знаменитой актрисы Купаловского театра Стефании Станюты, отдавшей сцене более 80 лет. Без сомнения, она бы гордилась сегодняшними достижениями наследницы.
Впрочем, на Белорусской неделе моды, где мы повстречали Мелитину, говорить о баллах, судьях и медальных планах хотелось меньше всего. Больше — о жизни.
— Вы часто посещаете подобные мероприятия?
— Приглашают знакомые дизайнеры, но из-за тренировок время ограничено. Последние два месяца был очень плотный график с частыми выездами. Восемь-девять вечера, как сегодня, — отличное время. После тренировки собираюсь и бегу сюда.
— Иными словами, свободное время гимнастки — что-то вроде оазиса в пустыне.
— Именно так, поэтому если я планирую какие-то встречи или интервью, то как минимум за десять дней. Я боюсь возвращаться домой! Каждый вечер и обед расписан, надо уделить время и себе, и учебе, и близким, и друзьям, которые без меня скучают.
— Но за модой следите?
— Не следить за ней не получается, потому что ходишь по магазинам, смотришь на витрины, видишь людей. Мимо нее как-то не получается пройти.
— Вам, кстати, какой стиль ближе?
— Классика. Давно дружу с Ирой Войтик, я как-то снималась в ее одежде. Ее стиль мне очень близок. У нее чудесные платья. Недавно познакомились с Олей Кардаш. Она оказалась очень талантливым дизайнером. У Оли получилась хорошая, как я ее называю, белорусская коллекция, где главным символом стали аисты, что весьма ценится за границей. Эти вещи еще будут представлены, но я их уже надевала: дали по дружбе.
— Можно ли сравнить новые элементы в одежде с новыми элементами в гимнастике?
— Думаю, что да. В моде уже многое придумано, как и в художественной гимнастике. Чтобы люди сказали «Вау!», без преувеличения, надо сломать мозг.
— Сами на подиум еще не выходили?
— Пока я только зритель. И иногда дизайнер, когда речь идет о моих костюмах для выступлений в художественной гимнастике.
— Но в рекламе вы снимаетесь. Кстати, сначала было несколько неожиданно увидеть гимнастку, рекламирующую воду. Но слоган «Совершенство чистой воды» вас соединил блестяще — удачная находка при всем журналистском критическом взгляде на жизнь.
— Сотрудничество с Bonaqua мне интересно. Люблю креативных людей с яркими идеями. Ну и потом, я всю жизнь мечтала стать знаменитой, и слава богу, что выбрала художественную гимнастику. Возможно, я бы стала профессором математики или открыла новый химический элемент, однако, согласитесь, это намного сложнее, чем стать знаменитым в спорте.
— Не пример ли знаменитой прабабушки повлиял?
— Не знаю, но еще в первом интервью я сказала, что хочу стать знаменитой. Может, действительно это гены. А может, это мои сумасшедшие амбиции, которые в спорте только помогают. Если бы не эти амбиции, думаю, после травмы (на чемпионате мира 2010 года в Москве. — Naviny.by) я бы не восстановилась, не стала бы тем, кто я есть, не шла бы дальше и дальше вопреки всему.
— Гимнастику можно назвать искусством?
— Это скорее коктейль спорта и искусства, где спорта немного больше. (смеется)
— Хорошо, гимнастика — это модно?
— Художественная гимнастика у нас — самая стабильная в плане медалей. Здесь нет волн интереса, но дети постоянно приходят. Я бы сравнила гимнастику не с модой, а с классикой, которая всегда будет востребована. Но, как и мода, субъективно оценивается.
— Многие маститые актеры признаются, что у них пересыхает горло перед выходом на сцену, как будто в первый раз. Вам знакомо это чувство перед выходом на ковер, или все стало рутиной?
— Я уже почти 19 лет в спорте. Кажется, что уже волноваться? На самом деле, как говорил боксер Майк Тайсон, кто не волнуется, тот дурак. Всегда есть волнение, особенно на крупных соревнованиях. И если я на разминке чувствую спокойствие удава, значит, что-то не то. Я знаю, что волнение должно быть и надо его правильно направить. Иногда, чтобы сконцентрироваться, хватает и глотка воды.
— Диетологи же рекомендуют целых два литра в день выпивать!
— Все должно идти от желания. Я слушаю свой организм. Если в плане еды нужно себя ограничивать, то в плане воды нет.
— Стефания Станюта служила в театре больше 80 лет. Гимнастки же заканчивают карьеру гораздо раньше. Что помогает вам держать марку?
— Наверное, опять-таки мои сумасшедшие амбиции и понимание того, что я еще не все сделала, что я еще многое могу. У меня еще есть идеи новых упражнений, есть запал, есть желание. И у меня получается. Если бы не получалось, я бы нашла что-то другое.
Сейчас, перед Олимпиадой в Рио, готовим новую программу. Подбираем музыку, образ, новые элементы. Это надо успеть сделать до конца ноября, чтобы в декабре и январе отшлифовать — а там и первые соревнования.
Прослушивая записи интервью с ведущей белорусской гимнасткой Мелитиной Станютой, каждый раз ловишь себя на мысли: а ведь ее речь обрабатывать литературно не...