На прошлой неделе белорусские парламентарии довольно бурно обсуждали проблемы, создаваемые так называемой «картой поляка». Два года, которые прошли с момента введения Польшей этого документа, позволяют сделать определенные выводы. И, к большому сожалению, выводы эти неутешительны.
Уже на стадии обсуждения проекта закона о «карте поляка» возникли споры и сомнения не только у соседей Польши, но и в самом польском обществе. Почву для дискуссий создавал опыт Венгрии, обзаведшейся такой картой для собственной диаспоры и тем самым существенно осложнившей свои отношения с рядом государств, где проживают этнические венгры. Зачем повторять такой опыт Польше, претендующей, во всяком случае, по словам ее руководителей, на роль моста между Западом и Востоком, государства, связывающего Евросоюз с его восточными соседями, было непонятно. Тем не менее, даже когда 7 сентября 2007 года закон был все-таки принят, еще теплилась надежда, что его реализация будет все же ограничиваться гуманитарной сферой. Примирительные заявления прозвучали и со стороны Беларуси, Литвы и Украины. Однако оптимистическим прогнозам не суждено было сбыться.
Получение «карты поляка» означает, говоря языком политологии, двойную лояльность. То есть человек, являясь гражданином одного государства, фактически принимает целый ряд обязательств перед другим. Несмотря на уверения польских официальных лиц в том, что своеобразное этническое удостоверение не является аналогом двойного гражданства, процедура оформления «карты» мало чем отличается от получения общегражданского паспорта, а сами два документа очень схожи. Безусловно, это не могло не вызвать озабоченности в соседних странах. Проблемы, связанные с «картой поляка», постоянно рассматриваются в литовском сейме, они стали предметом обсуждения даже в Конституционном суде Литвы. Обеспокоенность по данному вопросу выражают и украинские политики. И это не удивительно. Ведь сам принцип действия «карты» оставляет больше вопросов, чем ответов. Она распространяется исключительно на государства, ранее входившие в состав Советского Союза. Возможно, это связано с тем, что в других странах, где проживают миллионы поляков, проблемы уже решены. По всей видимости, польское руководство не беспокоит процесс тотальной ассимиляции, охвативший огромную диаспору в различных государствах Америки. Наверное, польских граждан не оскорбляет тот факт, что в Соединенных Штатах поляк Ковальский — один из самых популярных персонажей анекдотов, этакий (как бы помягче сказать?) недотепистый человек. Вероятно, не волнует польское общество и оскорбительный типаж польского сантехника, активно использовавшийся во Франции во время последних президентских выборов как символ угрозы с Востока. Очевидно, что все эти примеры оставлены без внимания и польскими политиками, да и простыми гражданами.
Так какие же цели преследует «карта поляка»? Согласно официальным заявлениям, во главу угла поставлена консолидация польского меньшинства в соседних странах. Но это какая-то странная консолидация. Представьте, что вы считаете себя поляком, говорите по-польски, ваши родители являются поляками. Но этого вовсе недостаточно, чтобы поляком вас признало собственно само Польское государство. Какой-то чиновник в посольстве будет решать, на сколько процентов вы поляк, первого сорта или второго, в той ли польской ассоциации или союзе вы состоите. Разве может быть что-то более унизительное для человека? Но и этого мало. Без пресловутой «карты» урожденному поляку, оказывается, и на историческую родину к родственникам съездить почти невозможно. Современная Республика Польша, которая гордится тем, что входит в Европейский союз, на практике использует старый советский принцип. Дескать, мы тебя отправим за границу, но ты сначала собери ворох справок, получи две рекомендации и ответь, в каком году было восстание Спартака.
Впрочем, подобное отношение к польской диаспоре неудивительно. По словам директора Кресового института в Кракове Р. Вышинского, многие в Польше считают поляков, живущих на территории бывшего Советского Союза, отсталыми в культурном и цивилизационном плане. Для них придумали даже специальное прозвище – «забуголи» (живущие за Бугом).
Поэтому все рассуждения по поводу заботы о диаспоре следует отбросить. «Карта поляка» — это очередное проявление тех фантомных болей, которые очень многие польские граждане, включая и руководство страны, испытывают по утраченным на Востоке территориям. «Кресы всходне» стали идеей фикс польской политики. Элита соседнего государства буквально фонтанирует доктринами, публикациями, заявлениями об особой миссии Польши, Четвертой Речи Посполитой и т.д. Польские политики и общественные деятели находятся на переднем крае борьбы с русским империализмом. Но только по одной простой причине — они активно продвигают собственную модель империализма. Речь Посполитая от моря до моря (от Балтийского до Черного) — вот она — модель Великой Польской империи. А для ее осуществления подойдут и «забуголи», которые подлежат надлежащему учету и контролю.
Впрочем, случай с «картой поляка» вовсе не уникален в истории. Комментируя журналистам ситуацию, возникшую вокруг этого документа, заместитель председателя Совета Республики Анатолий Рубинов высказал такую мысль: «Если мы начнем делить по национальностям, давать привилегии для одних или других, то это будет неправильно — это фактически элемент нацизма». Белорусский парламентарий абсолютно прав. В нацистской Германии внешнюю экспансию поначалу оправдывали именно заботой о немецком меньшинстве в соседних странах. Был выдвинут печально знаменитый лозунг: «Одна нация — один рейх — один фюрер». Гитлеровцы тоже вводили специальные удостоверения для своих «фольксдойче», создали и особую «гау» (партийно-государственный округ) для диаспоры. Чем это закончилось, мир очень хорошо помнит. Жертвой той «восточной политики» стала, кстати говоря, и сама Польша.
Введение карт венгра, поляка — опаснейший прецедент. Депутат белорусской Палаты представителей Михаил Орда заявил: «Если так пойдет дальше, то завтра могут появиться карты грузина или армянина». За грузин и армян говорить не будем. А вот идея «карты русского» уже активно обсуждается в Российской Федерации. Более того, инициативной группой разработан проект федерального закона «О карте русского для соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации», а фонд «Русские» в июле 2009 года начал самостоятельно выдавать подобные карты. Это уже напоминает снежный ком и может привести к существенному обострению межнациональных отношений в Европе.
Что же касается Беларуси, то ущемление прав польской диаспоры на нашей земле может заметить только самый предвзятый наблюдатель. Любой, кто хоть раз бывал на фестивале полонеза в Слониме, выставке-ярмарке «Казюки» в Гродно или хотя бы слышал о них, подтвердит, что никакого неприятия по отношению к польскому меньшинству в Беларуси нет. В нашей стране действуют польские школы и гимназии, культурные центры, почитаются выдающиеся деятели польской истории и культуры, родившиеся в Беларуси: Костюшко, Мицкевич, Манюшко, Сырокомля. Да и не только родившиеся здесь! Республика Беларусь в следующем году примет активное участие в мероприятиях, посвященных 200-летию рождения Фредерика Шопена. Уже сейчас одна из минских школ искусств названа именем великого польского композитора. Подобные договоренности были достигнуты во время недавней встречи министров культуры Беларуси и Польши.
Так сложилось, что в польской истории, наверное, как и в любой другой, немало примеров безрассудных политических решений, которые имели крайне пагубные последствия. «Nihil novi» («Ничего нового») — расхожее название Радомской конституции 1505 г., которая фактически законсервировала на долгие десятилетия шляхетскую анархию в Польше. «Liberum veto» — право свободного запрета, воспользовавшись которым любой шляхтич мог сорвать работу сейма. «Nierz№dem Polska stoi» — «Польша держится беспорядком» — так говорили о первой Речи Посполитой. Похоже, «карта поляка» может стать очередным сомнительным вкладом в мировую историю безрассудств, а польские власти рискуют внести существенный беспорядок в свои отношения с соседними странами и собственной диаспорой за рубежом.
Вадим ГИГИН