Предстоящие праздничные торжества начали вытеснять политическое волнение. И, тем не менее, страсти кипят. О том, как совместить полезное с приятным, наш разговор с депутатом немецкого бундестага от фракции ХДС/ХСС Георгом Ширмбеком.
— Господин депутат, вы отвлеклись от приятных рождественских хлопот и приехали в Беларусь. Причина должна быть очень веской.
— У депутатов не бывает выходных. Народный избранник должен работать каждый день 24 часа в сутки. Я прибыл для наблюдения за выборами. Именно мне была поручена эта миссия. В 2002 году (когда я впервые попал в бундестаг) представители белорусского парламента были у меня в гостях. Они наблюдали за ходом избирательной кампании в том округе, в котором баллотировался я. Между мной и белорусскими коллегами сложились очень теплые, дружеские контакты. Мы решили еще раз встретиться в Минске. Уже через полгода я был приглашен в качестве наблюдателя в Беларусь. С тех пор регулярно осуществляю мониторинг белорусских выборных кампаний. Кроме этого, я пять раз принимал участие в Минском форуме, который, как вы знаете, проходит ежегодно при участии специалистов из ФРГ. С вашей страной знаком хорошо.
Наблюдатели не назначают дату проведения выборов. Глава белорусского государства решил, что голосование должно пройти за неделю до Рождества. Это значит, что я должен был исполнить свою миссию именно в эти сроки. Раньше мне доводилось видеть зеленый Минск. Сейчас я познакомился с белым рождественским городом. Это тоже очень интересно.
Если говорить серьезно, то мы — западные эксперты — очень заинтересованы в том, чтобы Беларусь и далее развивалась в позитивном направлении. С этой точки зрения мой визит очень важен.
— По рекомендации западных экспертов белорусское избирательное законодательство претерпело ряд существенных изменений. На ваш взгляд, они оправданны?
— Да. Но лично у меня есть вопросы, касающиеся практики применения досрочного голосования. В Европе тоже часто возникают дискуссии вокруг этой темы. Многие склоняются к мысли об отмене досрочного голосования. Речь идет об очень простой вещи — каждый голос важен. Выборы должны проходить на протяжении короткого промежутка времени при равных условиях. Мне лично кажется не совсем оправданным, когда отдельные группы населения, скажем, спортсмены, голосуют во вторник, военнослужащие — в среду, студенты — в четверг и пятницу, в субботу — еще кто-то, а остальные граждане — в воскресенье по отдельности. Но, подчеркиваю, это мое личное мнение! Должен отметить, что в Европе много вполне демократичных стран, в которых процесс голосования растягивается на несколько дней.
Есть другие важные аспекты — доступ к участию в выборных кампаниях представителей различных партий, возможность распространять свою прессу, на равных условиях вести агитацию. Справедливости ради должен признать, что Александр Лукашенко сделал шаги в этом направлении. То, на что я обращал внимание господина Президента в ходе своего предыдущего визита, было учтено. Я лично видел, как альтернативные кандидаты проводили свою агитацию перед таким большим магазином, как ГУМ. Это показатель того, что белорусское общество стало более либеральным. Мы видели движение в правильном направлении, но потенциал для развития все же сохраняется.
— Вы сказали о наличии возможности для всех кандидатов вести предвыборную агитацию. Однако не целесообразнее было бы включаться в политическую работу не за несколько месяцев до выборов, а заниматься ею постоянно? О многих альтернативных кандидатах в президенты белорусский избиратель вообще ничего не слышал до последнего момента…
— Совершенно с вами согласен. Политическая борьба должна вестись постоянно, а не начинаться за четыре недели до выборов. Для того, чтобы участвовать в выборной гонке, политики должны быть узнаваемыми людьми. Если изначально игроки не равны — это неправильно. Для демократии важно, чтобы в политическом процессе участвовало как можно большее количество инициативных людей. Необязательно ведь баллотироваться только в президенты. Можно попытаться стать депутатом парламента или мэром какого-нибудь города.
— В ходе вашего визита вы встретились с белорусскими законодателями. Каковы, на ваш взгляд, перспективы межпарламентского сотрудничества между немецкими и белорусскими парламентариями?
— Те белорусские депутаты, с которыми мне довелось общаться, были не только милыми, приветливыми людьми, но и высококвалифицированными специалистами. Мне было легко находить с ними общий язык при обсуждении различных вопросов. Я очень ценю таких людей.
Кроме парламентариев, я встретился с высокопоставленными руководителями Министерства лесного хозяйства, с главой ведущего белорусского концерна по лесопереработке. Я непременно приеду в Беларусь следующим летом, привезу с собой многих ответственных чиновников, представителей бизнес-элиты, заинтересованных в развитии контактов. Это позволит усилить наше экономическое сотрудничество. Ведь что является самым важным? Что беспокоит людей? Они хотят получить образование, быть защищенными, иметь дом, одежду, еду. Если все эти потребности суммировать, их можно обозначить одним термином — люди хотят иметь работу. Именно «работа» — ключевое слово, которым мы должны руководствоваться в нашем взаимодействии. В Германии есть все то, что нужно белорусам, — наука, техника, передовые технологии. В сочетании с природными ресурсами Беларуси все это может принести пользу обеим странам.
— Некоторые ваши коллеги считают белорусский парламент нелегитимным. Это отчетливо проявилось в ходе дискуссий по поводу участия белорусских законодателей в парламентской инициативе программы «Восточного партнерства» «Евронест».
— Дискуссии ведутся. Парламент должен утверждать правительство, законы. Белорусское законодательство касается не только белорусов. Оно затрагивает и тех немцев, которые хотели бы наладить здесь бизнес. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы здесь создавались хорошие законы, процесс их принятия становился более демократизированным. Но я хочу быть абсолютно честным, поэтому задамся рядом вопросов. Является ли политическая ситуация в России или Украине более благополучной? Нет. Как обстоят дела с демократией и правами человека в Китае? Есть к чему придраться. Однако почему-то европейцы выступают активно и жестко только по отношению к Беларуси. Кто в Европе критикует Путина?.. Критерии оценки и подход ко всем странам должен быть справедливым и единым! Это мое глубокое убеждение! В Европейском союзе тоже далеко не все золото, что блестит. Скажем, «боксерские поединки» в итальянском парламенте — не эталон демократии.
— Каким вам видится будущее отношений между Беларусью и объединенной Европой?
— В Европейском союзе 27 стран-участниц. Его больше не стоит расширять. Внутри самой этой структуры существуют различные точки зрения о ее будущем. Должна ли Европа быть союзом национальных государств? Например, этого хотят англичане. Они желают жить обособленно на своем острове, но при этом пользоваться всеми благами интеграции. А может быть, Евросоюз должен стать единым федеративным государством? За такой сценарий выступает Германия. Но если мы примем в Европейский союз Турцию, Украину, Беларусь, у нас будет такое нагромождение государств, которым будет очень сложно управлять.
Однако в нашем распоряжении существуют другие возможности для взаимодействия. Без расширения интеграции мы можем работать над снижением таможенных пошлин, упразднением таможни и визового режима в будущем. В ходе имевшей место в прошлом встречи с министром экономики Беларуси мы обсудили перспективы экономического партнерства с другими соседними странами — Кубой, Венесуэлой, Китаем, Индией, Суданом, Сирией. Друзей никогда не бывает много. Это касается не только отдельных людей, но и государств. Чем больше сотрудничество, тем выше благосостояние, тем прочнее мир. Хотя, если рассуждать более конкретно, акцент должен делаться на взаимодействии. Мы географически расположены в одном регионе, у нас большое количество общих интересов. Например, на Украине одно время существовал запрет на вывоз пшеницы. Украинцы выражали большую обеспокоенность возможным повышением цен на хлеб в том случае, если зерно начнут вывозить. Но на базе технологий, научных разработок и техники, которые имеются в распоряжении Германии, можно было бы наладить взаимодействие между ФРГ, Польшей, Беларусью и Украиной в сельскохозяйственной сфере. Вместе мы могли бы кормить весь мир. И это не абстрактные теории! Это реально!
— А как быть с программой ЕС «Восточное партнерство»? Она работает?
— Нужны ли нам программы? Я и без всяких программ от себя лично сделал ряд предложений министру лесного хозяйства Беларуси. Предложил ему пригласить молодых специалистов на стажировку в Германию. Они познакомятся с нашими наработками, вернутся домой, и их собственные предприятия заработают в четыре раза эффективнее. Я не считаю, что нам необходимо говорить о каких-то программах. Все намного проще. Для того, чтобы построить курятник или свинарник по новой технологии, не нужно никаких декларативных инициатив. Нужно просто взять и сделать это. Если в Беларуси стояло бы такое же количество коровников, как в моем избирательном округе, то это принесло бы гигантские успехи белорусской экономике. И никакое «Восточное партнерство» здесь ни при чем. Беларусь — это не третий мир. Здесь живут очень образованные люди, умеющие не только читать и писать. Минск — это центр Европы, а не Африка. Все что нам нужно — это создать возможности для сотрудничества. Многие молодые люди, живущие в Беларуси, более инициативны, чем их сверстники в Германии, которые считают, что проснувшись утром и встав с постели, они уже совершили достаточное достижение на целый день.
— Значит, потребности в крупномасштабных образованиях нет?
— Именно так! Многие европейские программы ничем иным, кроме как «пропагандистской шумихой», не назовешь. Было бы куда более продуктивным заключать конкретные контракты между фирмами, объединять усилия конкретных людей, а не разводить демагогию. Если от сотрудничества получает выгоду только одна сторона, в нем нет смысла. Есть мой избирательный округ, есть соседний. В соседнем округе дела всегда идут хуже, чем в моем. Поэтому правительство всегда оказывало ему финансовую поддержку. Туда ехали грузовики с деньгами. Как вы думаете, какой округ на сегодня более успешный? Мой! Все зависит не от дотаций, а от людей. От того, какие у них в голове идеи и от того, насколько раньше, чем соседи, они встают.
Ни одна государственная программа не поможет, если нет труда, творческого подхода и активности. В моем избирательном округе безработица составляет 4 процента. В соседнем — 12-14 процентов. Там без конца происходит дискуссия. Но они только анализируют, они не действуют. Это не значит, что мы не анализируем, но если мы будем только размышлять, то никогда не начнем работать.
— На ваш взгляд, какие настроения сегодня преобладают в Минске — новогодние или выборные?
— Люди всегда больше интересуются праздничной стороной жизни, чем политикой. Для политиков это грустно, но ничего не поделаешь! Признаюсь честно, несмотря на то, что я депутат, сегодня тоже больше думаю о праздниках, о рождественском гусе и гирляндах. Я наконец-то смогу выспаться, встать не по будильнику, спокойно позавтракать, в тишине прочитать газету и подумать: боже, какую чушь там пишут. Я смогу отдохнуть душой. А 4 января поеду в Малайзию и Индонезию спасать тропические леса.
— В свете того, что новогодние и рождественские праздники в нашей стране совпали с выборной кампанией, не хотите ли высказать свои пожелания читателям нашей газеты?
— Желаю решительно идти вперед, ничего не бояться! Никакие политические преобразования никогда не приходят извне. Они должны быть претворены в жизнь активными гражданами своей страны. Везде трудно плыть против течения. Германия — не исключение. Но необходимо созидать!
— Очень решительно!
— Да! Но я предпочитаю, чтобы это было так. И, естественно, я очень бы хотел, чтобы мы все оставались здоровыми! Тогда у нас есть шанс кое-чего достичь!