Мурманск готов восполнить нехватку рыбы на прилавках. 21.by

Мурманск готов восполнить нехватку рыбы на прилавках

28.09.2014 18:16 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Москва, 28 сентября. На этой неделе стало известно, что к запуску готова федеральная программа содействию российским рыбакам. Дальневосточные уловы на европейскую часть России перевозить планируют по льготным ценам.

Нельзя не сказать, что именно рыба и стала предметом особых споров. В свете санкций с прилавков российских магазинов пропали норвежские семга и лосось, рассказывает корреспондент «МИР 24» Михаил Терентьев.

Село Териберка самый север Кольского полуострова. На улице плюс пять, в море и того холоднее, поэтому без шапки просто никуда.

Сложно представить, но это почти заброшенное поселение - главный рыбный порт страны. За мысом уже начинается Баренцево море. Именно отсюда уходят корабли добывать российскую рыбу.

«Прибрежная зона по закону определяется 12 миль от берега. Но треска и пикша передвигаются и не могут находиться в районе 12-ти миль. И мы с помощью региональных и федеральных властей добились того, что мы можем добывать рыбу и за 12-тью милями», - рассказывает председатель правления НО «Ассоциация прибрежных промышленников и фермерских хозяйств Мурманска» Анатолий Евенко.

Баренцево море богато рыбой. В нем добывают треску, пикшу, сельдь, морского окуня, зубатку, камбалу и палтуса. Все эти виды аборигенные. А вот 40 лет назад здесь появился камчатский краб. Его завезли ради эксперимента. А он взял и прижился.

Теперь его ареал обитания - южная часть Баренцева моря. Условия оказались настолько комфортными, что камчатский краб теперь есть и в соседнем Норвежском море.

Впрочем, сегодня цель - треска. Хороший улов, говорят рыбаки, зависит от многих факторов: температуры моря, течений, глубины и даже лунной фазы.

Точка вылова определена. Рыбаки кидают якорь, а вслед за ним ярус. Это длинный трос с десятком крючков и наживок. Он опускается на самое дно, а дальше остается только: ждать рыба сама клюнет.

«Экологически чистые виды лова - это пассивные. Трал тащится по дну, нарушает всю экосистему, да и рыба в трале не того качества, которая выловлена на крючок. Рыба, выловленная пассивным методом, на мировом рынке ценится и дороже», - говорит Анатолий Евенко.

Три часа спустя время поднять ярус, и вот он - улов трески. Попадается разная: от килограмма и до таких размеров, что и в руках сложно удержать. Впрочем, на крючок клюет не только рыба, но и тот самый камчатский краб. Но на этом судне он нелегал, точнее - контрабанда. Ловить их даже случайно нельзя. Поэтому краб отправляется за борт.

«Аукционы по этому виду прошли в 2004 году, тогда же он был введен в промысел. У нас долевой принцип: по таким объектам и пользователей ограниченное количество. А желающих ловить дорогостоящий объект, как всегда, много», - объясняет заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов.

Всю рыбу, что добыли, разделывают прямо на судне. Потом ее доставят на завод по переработке, а уже там сделают филе, заморозят и оправят по городам европейской части России.

Ежегодно в Мурманске добывают до миллиона тонн рыбы. Раньше она шла и на экспорт, и на внутренний рынок. Теперь рынок замкнулся. Чтобы обеспечить российского потребителя, весь улов остается в стране.

«Норвежцы назвали всю ситуацию «советизация рынка». Мы берем, попустим, по 20 килограммов рыбы на человека в год. Это получается, мы можем прокормить 30 миллионов человек», - говорит генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин.

Впрочем, эта цифра серьезная, добавляет глава Союза рыбопромышленников. Кроме Баренцева моря есть еще Балтийское, Черное, Белое. Плюс к этому - Дальний Восток. Но сейчас рыбаки переживают не за объемы добычи, а скорее за цену.

«Если цена на рыбу увеличилась за 10 лет на 50%, то цена на топливо выросла в четыре раза. То есть, составляющая топлива в цене как минимум 40%», - рассказывает Василий Никитин.

В свете продовольственных санкций эксперты полагают, что без красной рыбы мы уж точно не останемся. И российская семга все-таки прищучит норвежскую. На другой губе Баренцева моря располагаются садки, где выращивают семгу не хуже западной.

Место под пилотный проект рыбной фермы выбирали очень тщательно. Искали тихую бухту с постоянным течением. Садки здесь поставили год назад, запустили рыбу и процесс пошел.

Аквакультурные садки - это сложная система. Круглые поплавки диаметром 20 метров держат под водой сеть. Она похожа на большой сачок, который к низу принимает форму конуса. Крепится вся эта конструкция якорем ко дну. В такой подводной клетке могут жить до 150 тысяч особей.

Проект аквакультуры целиком норвежский. Все оборудование, корма и мальков закупают у соседей. Мальки, кстати, поначалу тоже были в санкционном списке, но потом в правительстве пошли на уступки рыбоводам. Сейчас процесс полностью отлажен, а за рыбной фермой наблюдают из центра управления.

По такой системе аквакультуры можно выращивать не только семгу, но и морепродукты. В общем, все то, в чем нуждается рынок. Проблема в одном: инвестиции в проект с нуля составят миллионы евро. Отдача в лучшем случае года через три. Так что пока проще исследовать обходные пути.

«Что касается экзотических рыб, таких как сибас, дорада это по большей части рыбы аквакультурные и поставляются к нам из других стран, причем есть возможность доставлять эту рыбу из других стран, которые не попали в санкционный список. Это такие страны как Турция, африканское побережье», - говорит руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.

В целом, местные работники рыбной торговли не унывают. Перебоев с продукцией нет, покупатель идет, одно плохо: цены почти как в Москве. Впрочем, тут же шутят: оно и понятно, ведь Мурманск тоже столица России, хоть и рыбная.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Мурманске запустили пилотный проект рыбной фермы, созданной по норвежской технологии. Mir24.tv
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика