Как отыскать свою родословную до XVIII века и кем в ВКЛ были бояре. 21.by

Как отыскать свою родословную до XVIII века и кем в ВКЛ были бояре

08.08.2018 09:05 — Разное | Партизан  
Размер текста:
A
A
A
Возможность отыскать свою родословную и составить родословное дерево на несколько столетий могут не только потомки выдающихся магнатских родов. И это даже несмотря на многочисленные войны и лихолетья, которые прошлись через Беларусь.

Как отыскать свою родословную до XVIII века и кем в ВКЛ были бояре
 Об этом в беседе с генеалогическим порталом Radawod.by и христианским информационным порталомKrynica.info рассказывает поэт, учитель по скрипке, генеалог-любитель Афанасий Ботяновский.

— Как давно Вы решили заниматься генеалогией? Что подтолкнуло к поиску собственных корней?

– Мечта заняться генеалогией — это моя давняя мечта, чуть ли не со времен детства. Я всегда любил историю, в свое время зачитывался Дюма, Вальтером Скоттом, Генриком Сенкевичем. Потом стал серьезно интересоваться белорусской историей, поэтому решение пойти в архив не было спонтанным. Сначала я действовал, как и многие: расспрашивал родственников о предках, собирал информацию. А затем, когда созрел, пошел в архив… Раньше я думал, что найти документы по предкам за 18-19 века — это вообще нереально, ведь на нашей земле столько было войн и социальных потрясений! Но, к счастью, я ошибся: по Минщине документов сохранилось довольно-таки много… А подтолкнула меня к походу в архив одна семейная история. Помню, лет десять назад отец рассказал мне, что одна наша родственница, тоже Ботяновская, в далекие 60-е годы копалась на своем огороде и нашла старинную саблю («шаблю»). Саблю она выбросила в речку (такими запуганными были люди при Советах!), но предание об этой сабле в семье сохранилось. Неизвестно, конечно, чья это была сабля: фамильная или чужая, войн ведь было много и чужеземных воинов тоже, однако эта история меня вдохновила. Так что, можно сказать, всё началось с сабли…



Как, с помощью кого и чего Вы исследовали свою родословную? Возможно, у Вас есть какие-то свои секреты или ухищрения в этой сфере?

– Поначалу я работал самостоятельно. Но вскоре я понял: один в архиве не воин; чтобы найти документов как можно больше, чтобы сделать качественное исследование рода, необходимо расширить свой круг общения.  Я познакомился (а с некоторыми и подружился) со многими профессиональными генеалогами: Вадимом Врублевским, Юрием Снапковским, Василием Юршей, Змитером Дроздом и Змитером Юркевичем. Брал консультации у Дениса Лисейчикова, Виталия Макаревича, Витольда Ханецкого. Среди генеалогов-любителей хотел бы выделить Валентина Калечица-Калицкого, который в некоторых вопросах генеалогии (в частности, в вопросе социального происхождения бояр-земян) не уступает профессионалам. Калечицу я очень благодарен: он нашел для меня (причем совершенно случайно) несколько очень важных документов, которых я сам, возможно, и не нашел бы. Что касается моих секретов в области архивной работы, то секретов два: труд и терпение. Других секретов нет.

— Насколько глубоко и широко удалось раскопать род Ботяновский?

– Довольно глубоко и широко. Свой род «по мечу» я исследовал до 10 колена. Это что касается глубины рода. А что касается широты: на сегодняшний день мне известно, что к середине 18-го века линий рода было три и что все Ботяновские, которые жили по соседству (в таких деревнях как Рудня, Усяжа, Рудомейка, Багуты (Смолевичский район – ред.)), были в той или иной степени родственниками. Это я могу заявить с полной уверенностью. Благодаря ревизским сказкам и метрическим книгам, я знаю не только корни рода, но и его ветви.  На Минщине очень много Ботяновских, этот род очень обширный. Я бы сказал, Ботяновские — это целый клан…

— Насколько я знаю, Ваши Ботяновские — это боярский род. Расскажите, пожалуйста, кем были бояре в ВКЛ? Чем они отличались от других групп населения и от бояр России?

– Я немного уточню: Ботяновские — это боярско-земянский род. Да, в первую половину 18-го века мой предок Аухим Ботяновский действительно был записан в инвентаре боярином, но во вторую половину века Ботяновские носили уже земянское звание.  Впрочем, как я понимаю, в 18-м столетии слова «боярин» и «земянин» нередко использовались как синонимы, поэтому Ботяновских можно смело называть и боярами, и земянами…

Что касается бояр ВКЛ и бояр России, то, несмотря на схожесть в звучании, разница между ними была огромная. В России боярами звали русских вельмож, которые после правления Петра Великого вошли в дворянское сословие и, по сути, в нем растворились. С боярами ВКЛ все сложнее.

Изначально боярами на нашей земле называли как крупных феодалов, так и мелкое рыцарство: бояр панцирных и путных. Со временем под влиянием Польши бояре-феодалы стали зваться на польский манер: панами-шляхтой; что касается дробных бояр, то их судьбы разнятся: одни из них стали шляхтой, другие не сумели войти в шляхетское сословие и жили в вассальной зависимости от своего пана, сохраняя свое старинное звание (бояре) вплоть до 18-го столетия, при этом часто (особенно со второй половины века) звались земянами. Следует добавить, что к началу 19-го века боярами также могли называть чиншевых крестьян, которые обычно не имели отношения к служивым людям.

Итак, можно сказать, слово «бояре» на белорусской земле в разные века имело разный смысл: до конца 16-го столетия бояре — это было некий общий термин, применяемый как для феодалов, так и для служилых людей; в 17-м и 18-м веке боярами (и земянами) звали, в основном, представителей военно-служилой категории населения, приближенной по своему положению к шляхте, а в начале 19-го века так иногда звали крестьян, плативших помещикам чинш.

Вообще, вся наша шляхта имеет боярское происхождение. Паны-шляхта имели в предках бояр-феодалов, дробная шляхта – часто – панцирных и путных бояр.  Вообще, шляхетское сословие не было замкнутым, поэтому проникновение в него служивых бояр (равно как и выбранцев, служек и др.) было частым явлением…

Что касается отличия бояр-земян от остальных групп населения ВКЛ… Бояре-земяне были людьми вольными, стояли выше крестьян, по своему положению приближались к шляхте, нередко называли себя шляхтой, часто сливались с нею, хотя отличия от «полноценной» шляхты, конечно, существовали: например, бояре-земяне не имели права участвовать в сеймах,  не имели родовых гербов, в мирное время исполняли всевозможные повинности: возили листы (письма), сопровождали подводы, сторожили имение своего пана и так далее. Но все же это не были крестьяне по своему менталитету: они имели право носить оружие (вот откуда, кстати, могла взяться «моя» сабля!), участвовали в учениях, должны были принимать участие в посполитом рушании, то есть шли в обязательном порядке на войну…

— Были ли в Ваших поисках какие-нибудь интересные находки, о которых бы могли рассказать?

– Честно говоря, всякая находка для меня является интересной и важной… Что бы я выделил… Ну, наверное, документы, которые являлись своеобразными вехами в судьбе моего рода: это инвентарь имения Прилепы за 1748 год, где упомянут мой пращур боярин Аухим Ботяновский; это Акт Либертации 1769 года, выданный митрополитом Володковичем Никодиму Ботяновскому, земянину Прилепской волости;  это, конечно,  Дворянский Список 1822 года, поданный в Минское Губернское Правление «чиншевым шляхтичем Минского повета  Базылем Ботяновским», сыном земянина Никодима; это, наверное, Указ  Казенной Палаты за 1823 год, которым мои предки были причислены к государственным крестьянам…


Еще я добавил бы сюда некоторые записи о шлюбах за 19 век… Они достойны интереса. Дело в том, что Ботяновские, имея неоднозначное происхождение, женились не только на казенных крестьянках, но и на дворянках, и на мещанках. Выделил бы также двух Ботяновских, ставших унтер-офицерами царской армии: один – капралом, другой – фельдфебелем. Говоря о веке 20-м, упомянул бы Дорофея Киприановича Ботяновского, командира партизанского отряда в 1943-44 годах…

— Насколько я знаю, недавно во время благоустройства на Военном кладбище в Минске волонтеры нашли потерянную могилу Вашего родственника? Готовы взять шефство над его могилой?

– Да, это правда. Гилярий Ботяновский, чей могильный камень был недавно найден, является моим дальним родственником по линии прабабки – Антонины Петровны Ботяновской. Он упомянут в ревизской сказке 1858 года, имя его, довольно редкое, и возраст (на момент смерти: 63 года) подходят… К сожалению, волонтеры нашли не место могилы, а лишь поваленный могильный камень, который валялся между чужих могилок, поэтому я так точно и не знаю, где именно располагалась могила пращура: пока есть только могильный камень. Я постараюсь сделать всё возможное, чтобы место могилы было найдено и могильный камень возвратился на свое законное место…


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Возможность отыскать свою родословную и составить родословное дерево на несколько столетий могут не только потомки выдающихся магнатских родов. И это даже...
 
 
 


Архив (Разное)

21.by в социальных сетях

Свежие газеты

18.09.2018
Mir24.TV Belarus
Івацэвіцкі веснік
Кобринский вестник
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Днепровская правда (Дуюровно)
Патриот (Ушачи)
Чырвоны прамень
Герой працы
Газета Авангард
Новости Ветки
Калiнкавiцкiя навiны
Лоевский край
Mlife
Чырвоны Кастрычнiк
Петрыкаускiя навiны
Хойницкiя навiны
Новости Волковыска
Вороновская газета
Ивьевский край
Полымя
Lida.Info
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кировец
Голас Касцюкоушчыны
Асiповiцкi край
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Перамога (Дятлово)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)
19.09.2018
Mir24.TV Belarus
Івацэвіцкі веснік
Кобринский вестник
Навiны Палесся
Полесская правда
Пинский Вестник
Двинская правда (Верхнедвинск)
Гарадоцкi веснiк
Днепровская правда (Дуюровно)
Лепельский край
Новости Полоцка
Герой працы
Газета Авангард
Новости Ветки
Лоевский край
Чырвоны Кастрычнiк
Петрыкаускiя навiны
Хойницкiя навiны
Новости Волковыска
Вороновская газета
Полымя
Заря над Неманам
Свислочская газета
Светлы шлях
Единство
Новости Дзержинска
Нясвижскiя навiны
Слуцк Город
Смалявiцкi край
Soligorsk News
Маяк Преднепровья
Радзiма
Горецкий вестник
Савецкая вёска
Кричевская жизнь
Асiповiцкi край
Новости Хотимска
Новы дзень (Жлобин)
Святло кастрычнiка (Мстиславль)

© 2004-2018 21.by
Яндекс.Метрика