Отделение собственности от ответственности
Отделение собственности от ответственности
Белорусские предприятия становятся все более зависимыми от государственных дотаций Уходящий год не стал для отечественной промышленности годом реализации прорывных решений, зато продемонстрировал стремление властей к усилению государственного влияния и контроля в сфере производства. Ирина КРЫЛОВИЧ Умеем прощать долги Интуитивно понимая, что эффективность производства определяется прибыльностью, еще в начале года президент поставил перед реальным сектором задачу снизить количество убыточных предприятий на 75%. Несмотря на такие радикальные планы именно на 2005 г., их реализация проходила с использованием уже отработанных в прошлые годы способов. Это, прежде всего, присоединение убыточных предприятий к прибыльным, а также улучшение финансовых показателей хронических должников за счет реструктуризации или ликвидации долгов прошлых лет. Причем второе часто бывает необходимым при применении первого, потому что прибыльность из убытков, как оказалось, не появляется даже при наличии хорошего менеджмента. Так, например, присоединенный к МАЗу ранее убыточный “Могилевтрансмаш” поставил под угрозу программу по переоснащению самого МАЗа. После чего понадобился указ президента, который не только освободил бывшее убыточное предприятие от прошлых долгов республиканскому бюджету, но еще и предоставил “Могилевтрансмашу” и МАЗу очередные бюджетные субсидии для организации производства на бывшем убыточном заводе чего-нибудь конкурентоспособного. Все это заставило внести корректировки в республиканский бюджет,— основной финансовый закон для любой приличной страны, но в нашей он поддается корректировке по каждому незначительному поводу. Например, почему бы не простить за счет бюджета долги госпредприятию “Белмедпрепараты”, которое еще не так давно было акционерным обществом — тоже с долгами. Акционеры в свое время предлагали варианты погашения задолженности Беларусбанку, но государство в прошлом году отобрало собственность, а в этом, внеся очередным указом очередные изменения в бюджет, долги эти не только реструктуризировало и частично выплатило за счет бюджета, но и предложило тому же банку открыть предприятию новую кредитную линию. Но если такие отрасли, как производство медпрепаратов или автомобилей, еще можно признать стратегически важными для государства, то уж переписывать бюджет из-за долгов фарфорового завода наверняка не стали бы ни в одном другом государстве. В конце концов, есть же процедура санации и банкротства, варианты поиска инвестора и прочие механизмы вывода из кризиса предприятия, которое занимается выпуском вовсе не критического для страны ширпотреба. Но когда завод предлагает государству собственность — отказаться невозможно. И в очередной раз республиканский бюджет был подкорректирован указом за счет списания долгов в обмен на акции. Персональная “заинтересованность” Во всем мире, чтобы топ-менеджмент предприятия был заинтересован в успешной работе, ему дается возможность приобрести акции своего предприятия, дабы потом доход по этим акциям зависел от работы самого менеджмента. Что же происходит в нашем случае? Выглядит похоже. Государство ведет себя как топ-менеджер, только с гораздо более широкими возможностями: берет себе пакет акций и росчерком пера в бюджете резко улучшает финансовые показатели предприятия. Да еще и кредиты льготные находит. Решение эффективное, но краткосрочное. А как обеспечить такой же эффект на перспективу? Не менять же в самом деле экономическую модель государства в угоду каждому отечественному предприятию так, чтобы оно могло развиваться самостоятельно в условиях свободной конкуренции. Поэтому чтобы “заинтересовать” менеджеров более низкого уровня в дальнейшей прибыльной работе предприятий, теперь при оказании господдержки в каждый указ записывается обязательный абзац о персональной ответственности руководителей предприятий, концернов и министерств, курирующих данное предприятие, за последующее выполнение прогнозных показателей. Причем если в начале и середине года фраза “прогнозные показатели” не имела временных рамок, то два последних указа, подписанных президентом на прошлой неделе, в своем тексте устанавливают персональную ответственность руководителей за выполнение прогнозных показателей на три-пять ближайших лет. Так, в указе по мерам господдержки, оказанной Гродненской табачной фабрике “Неман”, персональная ответственность распространяется на 2005-2008 гг. Поддержка заключается в отсрочке по налоговому кредиту и задолженности по уплате акцизов в бюджет. Так как фабрика государственная, то в обмен на поддержку кроме персональной ответственности ничего не требуется. А вот еще одно предприятие — на этот раз ОАО “Гроднохлебопродукт” — за реструктуризацию задолженности бюджету, естественно, в очередной раз расплатилось акциями и персональной ответственностью аж до 2010 г. Отметим, что в прошлом году не удалось провести через парламент мечту президента об уголовной ответственности за невыполнение прогнозных показателей, но этот пробел вполне может быть ликвидирован в наступающем году. Переходящие проблемы Без этого, может оказаться, в 2006 г. прогнозные показатели будет выполнить сложно. Уже в текущем году в экономике появилась настораживающая тенденция. В стане валообразующих предприятий, которыми в этом году были назначены 113 производителей различных отраслей, появились такие, которые допустили снижение темпов производства. По итогам 11 месяцев их оказалось 17. А еще в октябре заместитель премьер-министра Андрей Кобяков говорил о 13 по результатам 8 месяцев. Тогда же вице-премьер раскрыл секрет и некоторых высоких показателей, например уровня рентабельности, который, по его словам, обеспечен в основном за счет топливной и нефтехимической отраслей. Но самый неприятный симптом — это потери по некоторым экспортным позициям, прежде всего на российском направлении. Премьер-министр Сергей Сидорский даже поехал в конце года по российским регионам, чтобы разобраться с возвратом НДС прямо на местах и хоть как-то улучшить показатели по экспорту, хотя правительство до сих пор отметает всякие попытки некоторых руководителей сослаться на изменение условий уплаты НДС с Россией, когда речь идет о выполнении показателей конкретных предприятий и отраслей. Впрочем, нет худа без добра. За счет дополнительного НДС во многом в этом году и удалось оказать господдержку некоторым предприятиям, решая попутно таким образом вопросы реприватизации. Где же будем брать дополнительные доходы в будущем году в случае необходимости, ведь на этот раз бывший российский НДС уже учтен и расписан по статьям расходов? Ну, есть еще калий. В этом году мы наконец-то разобрались с этой государственной собственностью и с нового года начнем экспортировать его исключительно самостоятельно без всяких необоснованных посредников (правда, с участием российских партнеров, и еще не совсем понятно, через какие порты), а это, как обещал А. Лукашенко, даст дополнительно, как минимум, 100 млн. USD. Только бы политическая конъюнктура не подвела и не подпортила конъюнктуру экономическую. А то ведь если Россия начнет опять давить на газовые цены, а ЕС — пересматривать пошлины и квоты для белорусского экспорта, то Беларусь вполне может слететь с “доски почета” передовиков роста производства среди стран СНГ. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Уходящий год не стал для отечественной промышленности годом реализации прорывных решений, зато продемонстрировал стремление властей к усилению государ
|
|