От законов к понятиям
От законов к понятиям
Редкая публикация “Сектора права” в прошедшем году обходилась без критики действующего законодательства. Даже если какой-то нормативно-правовой акт был вполне хорош сам по себе, то либо госорганы не всегда корректно его применяли, либо его действие в существующей правовой системе оказывалось до обидного ограниченным. Да и отнюдь не позитив определяет в стране правовой климат. Соотношение прогрессивных и антирыночных, откровенно лоббистских, да еще и юридически некорректных нормативных актов далеко не в пользу первых. Опять же, во многих случаях решения принимаются настолько непродуманные, что в самые свежие нормативные акты приходится вносить многочисленные изменения. В этом, безусловно, одна из основных причин так утомившей всех нестабильности белорусского законодательства! Еще хуже получается, когда ведомства, стремясь сохранить лицо, отказываются исправлять даже самые явные ляпы, — как, например, с тотальным запретом на использование безвозмездной помощи. В целом ситуация на правовом поле выглядит довольно странной. Власти контролируют все законотворчество и, казалось бы, могли создать правовую систему, какая им нужна: пусть жесткую, несправедливую — не могут же они в самом деле уравнять в правах частную и государственные виды собственности, — но достаточно стройную и непротиворечивую. Не получается. И в общем-то понятно, почему. С одной стороны, когда от чиновника требуют в первую очередь не профессионализма, а полной политической благонадежности да к тому же заставляют готовить нормативные акты, не вписывающиеся ни в одну правовую концепцию (посему студентов ныне ими особо и не мучают, предпочитая теории механическое заучивание норм указов и декретов), то качество госаппарата априори не может быть высоким. А каковы “писатели”, таковы и “произведения”. С другой стороны, вся государственная политика сегодня пронизана идеями запретительства и ограничений. Наделавшие столько шума нелепые запреты на торговлю косметикой вряд ли не были очевидны авторам Декрета № 11 и других документов. Только ведь за лишнюю жесткость ничего страшнее публичного президентского сетования о необходимости ему самому исправлять чужие ошибки (и как вовремя, аккурат накануне объявления дня выборов они делаются!) чиновникам не грозит, а за малейший либерализм и головой можно поплатиться. Но главная проблема, конечно, — сам предмет регулирования. Поставив цель создать жестко управляемую, по всем параметрам контролируемую, фактически плановую, лишь с элементами рынка, экономику, власти загнали себя в тупик. Правовая система под такую модель оказывается настолько сложной и противоречивой, что сама модель — в основном за счет благоприятных внешних факторов — еще как-то функционирует, а вот исполненная под нее правовая система дает все больше сбоев, порождая стойкое ощущение, что уже в ближайшее время власть откажется от всякого права как ненужного и только мешающего достигать все новых успехов и будет жить исключительно по понятиям, источниками которых станут речи президента вкупе с программами “БТ”. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Редкая публикация “Сектора права” в прошедшем году обходилась без критики действующего законодательства. Даже если какой-то нормативно-правовой акт бы |
|