Лучший игрок Беларуси времен суверенитета Валентин БЕЛЬКЕВИЧ — личность неоднозначная. Прессу он, мягко говоря, не жалует, зато на контакт с болельщиками, если судить по встрече в фан-клубе киевского “Динамо”, идет с удовольствием. В преддверии Нового года Валик в течение часа — по сути, полтора тайма — общался с фанатами самого титулованного клуба Украины. Причем, по свидетельству очевидцев, общался с удовольствием. Белькевич предстал вдумчивым и уравновешенным человеком со своими принципами, который четко разделяет окружающий мир на футбольный и личный — интимный, если хотите, куда посторонним доступ строго заказан. Думаем, то, о чем говорилось на ставшей уже традиционной встрече фан-клуба ФК “Динамо” (Киев) с капитаном команды, будет небезынтересно и читателям “ПБ”.
— Валентин, сильно ли изменились условия работы после того, как Анатолий Демьяненко заступил на пост главного тренера вместо Леонида Буряка?
— В подготовке практически ничего не поменялось. В клубе есть научная группа, которая работает над тренировочным процессом, а наставник просто корректирует нагрузки. А вот тактика изменилась. Каждый тренер проповедует определенную схему, причем она разнится в зависимости от того, с каким соперником предстоит играть. Кардинально же, повторюсь, практически ничего не поменялось.
— Расскажи вкратце о твоем пути в большом футболе.
— Первым моим тренером был Михаил Степанович Братченя. Мы с Сашей Хацкевичем у него занимались с семи лет. Когда я немножко подрос и начал играть в турнире “Хрустальный мяч”, меня тренировали Анатолий Иванович Боговик, выступавший в киевском “Динамо”, и Иван Иванович Савостиков, тоже известный футболист, игравший в олимпийской сборной Союза. Ну и, конечно же, Лобановский. В случае с Валерием Васильевичем вообще невозможно что-то добавить.
— А с кем из игроков нашего клуба находил общий язык проще всего?
— Чтобы добиться взаимопонимания с партнерами, нужно какое-то время поиграть в одной команде. Лучше всего взаимодействовали с Ребровым и Шевченко. В том числе и потому, что вне футбольного поля тоже много общались. А когда Сергей с Андреем сменили “Динамо” на другие клубы, потребовалось не очень много времени, чтобы наладить игровые связи с Максимом Шацких.
— Снятся ли тебе футбольные сны?
— Так сразу не припомню... Но пару раз снились, точно.
— Как твои родные и близкие отнеслись к переходу в киевское “Динамо”?
— В мае 96-го истекал срок контракта с минским “Динамо”. Оно не блистало на международной арене, и, чтобы пополнить клубный бюджет, руководство решило продать нескольких ведущих футболистов. Возраст у меня был “переходный”, звали к себе почти все московские команды. Позвонил и Григорий Михайлович Суркис, посоветовал не спешить, все как следует обдумать, взвесить… На одну из встреч чемпионата Беларуси приезжал Александр Федорович Чубаров, мы с ним также переговорили. Я подумал с недельку и склонился к тому, что киевское “Динамо” — лучший вариант. А как отнеслись к этому мои родные? Свой первый контракт я заключил в 18 лет, с той поры сам себя обеспечивал. Мама сказала: “Жизнь твоя, тебе и решать”.
— Советовался с кем-нибудь по поводу перехода?
— Нет, решения всегда принимаю сам. Прислушиваюсь к чужому мнению, но последнее слово остается за мной.
— Не жалеешь о годах, проведенных в киевском “Динамо”? Не было ли желания испытать свои силы в одном из ведущих европейских чемпионатов?
— Попробовать сыграть в другом первенстве, конечно, хотелось, но надо реально смотреть на вещи. Мы постоянно играем в Лиге чемпионов, я в команде на ведущих ролях. А куда-то переезжать — это кардинально менять жизнь. Считаю, если и переходить в другой клуб, то максимум в 28 лет. Несмотря на то, что предложения поступали и позже, не хотел покидать “Динамо”. Тем более что в Киеве меня все устраивает. Атмосфера, город, команда, болельщики. Одним словом, все.
— Судя по всему, ты не считаешь себя легионером на Украине.
— Я в Киеве уже десять лет, в любой момент могу получить украинский паспорт. Здесь и жить останусь.
— Представь, что ты поймал золотую рыбку. Обычно она выполняет три желания, но на этот раз согласилась только на одно. Что бы ты загадал?
— Главное в жизни — это здоровье. Все остальное наживается или покупается.
— Согласно опросу, проведенному белорусской газетой “Пресс- бол”, тройка лучших игроков страны на сегодня выглядит так: Александр Глеб, Ковба и Кутузов. Интересно было бы узнать твою точку зрения на этот счет. И еще, в высшей лиге чемпионата Украины выступают тринадцать легионеров из Беларуси. Но лишь двое из них — ты и Сергей Корниленко — были упомянуты в опросе газеты при определении лучшего игрока страны: Белькевич занял 14-е место, Корниленко — 16-е. В нем участвовало 50 тренеров, 16 капитанов, 25 арбитров, 116 журналистов. Всего же упоминались имена 43 футболистов.
— Вы назвали тех, кто участвует в голосовании. На мой взгляд, выбор респондентов немножко неправильный. Не в смысле персоналий, а в самом принципе голосования. Я об этом всегда говорил. 50 тренеров! Откуда? Кто они, эти полсотни тренеров? Далее. 16 капитанов команд. Ну, это понятно. Пусть еще 25 судей. Тоже вроде бы логично... Но 116 журналистов?! А газет в Беларуси сколько? Спортивных и не только... Ну, двадцать, тридцать пускай. Откуда 116 журналистов?
Я имею в виду, что в голосовании принимают участие далекие от футбола люди. Считаю, что это неправильно. Сам принцип. Просто так решила федерация...
А по поводу тройки футболистов... Согласен, сейчас один из самых сильных — Саша Глеб. Ведь лондонский “Арсенал” просто так футболистов не покупает. Глеб — будущее белорусского футбола. Ковбу я плохо знаю. Где он играет? Вроде за “Терек”… Он переезжал из клуба в клуб, полгода не играл. И то, что его выбрали вторым футболистом, для меня — новость. И Кутузов, да? (Обращаясь к залу). Виталия я назвал бы вторым, ибо он — тоже будущее. В итальянском чемпионате у него были сложности с адаптацией. “Милан” — это сложно, в нем еще нужно заиграть. Сейчас Кутузов постепенно освоился в серии “А”, в “Сампдории” находится далеко не на последних ролях.
— Почему вы приняли решение не выступать больше за сборную Беларуси?
— Отборочный цикл чемпионата Европы стартует в сентябре будущего года. У меня контракт с “Динамо” еще на год. Когда начнется отборочный турнир, будет конец сезона, а мне к тому времени исполнится 34...
Я могу еще играть, сил у меня достаточно. Но выступать на многих фронтах уже сложно. Я за сборную провел более полусотни матчей и понял: пора давать дорогу молодым. У нас есть прекрасная молодежь, а главная команда Беларуси — чемпион по товарищеским играм. (Смеется.)
Товарищеская встреча ничего не решает, футболисты действуют раскрепощенно. В официальных же поединках нам чего-то не хватает... Короче, я решил, что сосредоточусь на игре в клубе. Хочу еще несколько лет поиграть в киевском “Динамо” и здесь же завершить карьеру футболиста. В сборной к моему решению отнеслись с пониманием. Я пожелал ребятам успехов, пускай теперь проявляют себя те же Глеб, Кутузов, Ковба…
— Чего недостает вашей сборной для успешного выступления в отборочных турнирах чемпионата мира и Европы?
— (С улыбкой.) Побед… (Смех в зале.)
— А чего не хватает для этих самых побед?
— Может, везения… По мнению специалистов, мы неплохо играем, но чего-то нам постоянно не хватает. Как футболисту мне сложно сказать, чего. Отвечать на этот вопрос должен главный тренер. Я же — игрок, что мне наставник говорит, то и делаю. А он уже оценивает, хорошо или плохо выполняю его задание.
Говорят, Белькевич не хочет выступать за сборную. Я приезжаю и играю, как могу. И не делю поединки: тот за сборную, этот — за “Динамо”, поскольку и в клубе, и в национальной команде действую с полной самоотдачей. Но почему-то, когда сборная уступает в отборочном матче, виноваты двое: Белькевич и Глеб. Хотя не стоит забывать, что на поле в составе одной команды выходят одиннадцать футболистов!
— Как ты относишься к женскому футболу?
— Приходилось слышать, что этот вид спорта популярен в некоторых странах. Иногда смотрю с улыбкой на то, как женщины забивают, а у мужчин не получается.
Кстати, в сборной Беларуси есть Елена Белькевич. Мне звонили и спрашивали: кто она, сестра или жена? (Смеется.) А я никакого отношения к ней и близко не имею... К женскому футболу отношусь равнодушно. По-моему, это не женский вид спорта.
— Валик, как ты познакомился со своей супругой и когда в последний раз дарил ей цветы?
—Когда цветы дарил?.. (Улыбается.) Я не запоминаю... С Аней познакомились в парикмахерской. Я девять лет стригусь у одного и того же мастера. Девочки тогда не были так популярны, как сейчас. Короче, заходят в помещение Брежнева и Седокова, которых я особо не знал. Смотрю, все забегали — предлагают им чай, кофе. Спрашиваю у своего парикмахера: кто они такие? Говорит, что из “ВИА Гры”... Потом, через год, наверное, опять встретились с Аней, стали общаться чаще...
— Рассказывают, ты поддерживаешь тесные отношения с Йерко Леко, что он часто приезжал к вам с женой в гости...
— У меня хорошие дружеские отношения со всеми в команде, хотя с бразильцами немножко тяжелее. Но и с ними иногда встречаемся, ужинаем. Проблема в языковом барьере. Впрочем, Диого Ринкон уже неплохо по-русски говорит. Лигу чемпионов часто смотрим вместе с Леко, Марисом Верпаковским. Супруга Горана Саблича — крестная моего ребенка.
А уж с украинцами — Владиком Ващуком, Сашей Шовковским, Сергеем Федоровым, Олегом Гусевым, Сергеем Ребровым и другими — и подавно нет проблем. С Ребровым и Гусевым, например, вместе отдыхали на Мальдивских островах.
— Правда, что самый читающий в “Динамо” — Гусев?
— Читающий?
— Его постоянно на сборах видят с книгой…
— Может, он и читает что-то, но вряд ли Олег — самый читающий игрок в нашей команде... Не исключено, его видели, когда он просто кому-то подносил книги. (Смех в зале.)
— Ну, может... А кто самый певучий? По радио звучала песня Натальи Могилевской “Полюби меня такой”, а подпевал ей Каддури. Было быздорово выпустить их на сцену вместе, хороший дуэт получился бы... Ну, ладно, пусть не певучий, а самый веселый?
— Много у нас таких. Особенно когда заезжаем на базу в Конча- Заспу в преддверии матчей Лиги чемпионов. Смотрим вечером какой-нибудь матч в вестибюле, человек десять собирается, все много шутят...
А кто любит петь? Когда у нас вечеринка или праздник, то у Ващука микрофон не заберешь. (Смех в зале.) Самый же читающий — Шовковский. Он все время рассказывает о книгах, которые прочел.
— Кто из соперников-капитанов тебе больше всего импонирует? Не как игрок, а в плане поведения на поле?
— Каждый ведет себя по-разному. Но, думаю, капитан должен быть прежде всего выдержанным человеком. Некоторые горячие футболисты сначала делают, потом — думают. И роль капитана — вовремя их остановить. Ведь один чего-нибудь натворит, а потом вдесятером играть придется. Капитан же, который достойно держит себя на поле, — Рой Кин. Правда, он тоже “горячий”, его нередко удаляют.
— Из зарубежных игроков к кому питаешь симпатию?
— У меня нет футбольного кумира как такового. Я просто стремлюсь играть максимально хорошо в каждом матче. Иногда получается, иногда — не очень.
— Какие, на твой взгляд, необходимы изменения в футбольных правилах?
— Хотелось бы, чтобы футбол стал более зрелищным. Хотя... Допустим, мне как игроку линии атаки понравилось бы, будь ворота больше. (Улыбается.) Но вряд ли со мной согласятся вратари: “Как?! Они и так слишком большие!”
— Одни считают, что мяч из аута следовало бы вводить ногой...
— Может быть… Впрочем, некоторые аут вбрасывают так, будто ногой пробивают.
— Сколько в твоей квартире комнат, какая марка твоего автомобиля?
— Автомобиль “Мерседес”, комнат три. Возможно, и скромно, но мне хватает.
— Валентин, есть ли такая татуировка, которую ты хотел бы себе сделать?
— Пять лет назад я нанес тату в виде дракона.
— Любишь деловой стиль одежды?
— Нет. Костюмы надеваю редко, в основном на торжества: Новый год, свадьбу…
— Интересно, чем ты покорил свою супругу?
— Вопрос не ко мне, к Ане.
— А чем супруга покорила тебя?
— Это — личный вопрос, я на него не буду отвечать. Это же не просто так: увидел и сразу покорил... Нужно время, чтобы узнать друг друга.
— Как относишься к критике?
— Спокойно. У меня девиз: собаки лают, караван идет.
— В одном из интервью ты сказал, что “пока еще играешь в клубе”. Тебя посещают мысли о завершении карьеры?
— “Пока играю” — выражение образное. “Пока играют” и двадцатилетние... Не дай бог, ногу сломают и все — конец карьеры... Я буду играть столько, сколько смогу — пока здоровье позволит. Если перестану отвечать требованиям “Динамо” — закончу с футболом. Карьеру завершу здесь, в Киеве. Я не собираюсь никуда уезжать. Но сейчас у меня все хорошо.
Некоторые футболисты заканчивали и в 29 лет. Они же не думали, что будут вынуждены так рано это сделать. Павел Яковенко, например, завершил карьеру в 28. И отнюдь не по собственному желанию. А я говорю “пока” в 33...
— Есть ли у тебя неосуществленная футбольная мечта?
— Я не сыграл и, к сожалению, уже не сыграю в финальной стадии чемпионата мира или Европы…
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.