В новый год — с новым подходом к налогообложению
Наталия КАРПЕНКО
Как известно, в Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» были внесены изменения, касающиеся взимания местных налогов и сборов. Почему понадобилось эти изменения вносить? Какие моменты они затрагивают? Упорядочатся ли после этого условия исчисления и уплаты сборов с пользователей в пределах областей нашей республики и г. Минска? На эти и другие вопросы отвечает начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Республики Беларусь Александр Козляков.
— В Законе «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» действительно предусмотрены изменения, касающиеся местных налогов и сборов. В частности, отменен местный налог на приобретение бензина и дизельного топлива. Отмена этого налога, а также налога с продаж автомобильного топлива позволит существенно упростить порядок налогообложения реализации автомобильного топлива. При этом потери доходной части бюджета будут возмещены соответствующим увеличением ставок акцизов на автомобильное топливо. Отменен также сбор с физических лиц при пересечении Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска, потому что практика взимания данного сбора показала неэффективность его применения. Кроме того, с 4 до 3 процентов снижена совокупная ставка целевых сборов. Это изменение (наряду с иными мероприятиями) направлено на снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. При этом для создания условий по 10-процентному обновлению городского и пригородного пассажирского транспорта и выполнению соответствующего поручения Президента Республики Беларусь законодательно закреплено, что ставки транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, устанавливаются в размере не менее 2 процентов, а ставки сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) — не более 1 процента. С 2006 года право введения сборов с пользователей предоставлено только областным и Минскому городскому Советам депутатов, и соответственно, регулирование этих вопросов исключено из компетенции советов депутатов базового территориального уровня. Кроме того, законом установлено, что ставки сборов с пользователей являются едиными для всей территории области или г. Минска. Данный порядок как раз и должен обеспечить установление единых условий исчисления и уплаты сборов с пользователей в пределах областей Республики Беларусь и нашей столицы, что соответствует принципу проведения на территории государства единой бюджетно-финансовой и налоговой политики. — А какие налоги и сборы имеют право вводить районные советы депутатов? Сельские советы? — Районные советы депутатов в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» являются советами базового территориального уровня. Исходя из Закона «О бюджете» на 2006 год, советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить только курортный сбор. Сельские же советы относятся к первичному территориальному уровню и самостоятельными правами по введению местных налогов и сборов не наделены. — Обязательно ли согласовывать введение местных налогов и сборов с вышестоящими инстанциями? — Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются после принятия соответствующего нормативного правового акта (решения) местного Совета депутатов. Сами же местные советы депутатов действуют в пределах прав, предоставленных им законодательством... — В чей бюджет будут поступать налоги и сборы, вводимые на территории района? Поскольку, как вы уже сказали, сельские советы не наделены правами введения местных налогов и сборов... — Курортный сбор, который имеют право вводить на своей территории районные советы депутатов, будет зачисляться в соответствующие районные бюджеты. Финансовая же деятельность сельсоветов, прежде всего, будет зависеть от закрепленных за ними, если это предусмотрено решениями районных советов депутатов, отчислений от регулирующих налогов, а также дотаций от вышестоящего бюджета. — Часто приходится бывать на встречах с председателями районных, сельских советов. Местные налоги и сборы вызывают много вопросов, ставки в одном регионе иногда отличаются от аналогичных в другом. Это вызывает путаницу и нестабильность. Будут ли разработаны дополнительные рекомендации по этому вопросу? — Законодательством Республики Беларусь местным органам власти предоставлены большие полномочия в сфере налогообложения. Это и права областных, Минского городского Совета депутатов по установлению на своих административных территориях местных налогов и сборов, и право увеличивать или уменьшать ставки, устанавливать и изменять сроки уплаты ряда платежей, в полной сумме зачисляемых в местные бюджеты. Поэтому понятно стремление местных органов власти формировать на своих территориях систему платежей, которые в наибольшей степени учитывали бы интересы развития этих регионов, обеспечивали бы высокую наполняемость местных бюджетов. Недопустимо, на мой взгляд, создавать ситуацию, когда различия в интересах местных бюджетов всех уровней и территорий могут стать препятствием для осуществления предпринимательской деятельности по всей территории Беларуси и привести к необоснованному увеличению уровня налоговой нагрузки. Необходимо учитывать, что принцип проведения на всей территории республики единой бюджетно-финансовой и налоговой политики закреплен в статье 132 Конституции Республики Беларусь. Систематизация налогового законодательства и принятие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь позволят сформировать в республике единую правовую базу налогообложения, гарантирующую стабильность и предсказуемость налоговой системы. Основа этому уже есть — Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу 1 января 2004 года. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь, проект которой в настоящее время доработан и представлен в Правительство, состоит из двух разделов, один из которых посвящен республиканским налогам, сборам (пошлинам), а другой — местным налогам и сборам. Раздел Особенной части Налогового кодекса, касающийся местных налогов и сборов, определит их исчерпывающий перечень, четкий порядок установления, введения, изменения и прекращения действия данных налоговых платежей, а также установит по каждому из таких платежей обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объекты обложения, налоговую базу, предельные размеры налоговых ставок. Таким образом, в Особенной части Налогового кодекса будут определены основополагающие условия применения местных налогов и сборов, а все решения советов депутатов о местном налогообложении должны будут соответствовать принципам и подходам, заложенным в этом документе.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как известно, в Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» были внесены изменения, касающиеся взимания местных налогов и сборов. Почему понадоб
|
|