Шанс на перемены
Шанс на перемены
Лидер белорусских демократических сил встретится с первыми лицами Европы У претендента на пост президента Александра Милинкевича есть возможность коренным образом изменить политику Европейского Союза относительно Беларуси. С 30 января по 2 февраля во время его визита в Брюссель он встречается с ключевыми фигурами европейской политики. Затем политик отправится в Берлин, где встретится с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. О подробностях поездки в эксклюзивном интервью для “БР” рассказали председатель делегации Европарламента по Беларуси Богдан КЛИХ и сам Александр МИЛИНКЕВИЧ. Мария САДОВСКАЯ Поездка белорусского лидера проходит в чрезвычайно важное для Беларуси время: определяется позиция Европейского Союза накануне белорусских президентских выборов. 30 января в рамках Совета ЕС белорусская предвыборная ситуация включена в повестку дня встречи министров иностранных дел всех 25 стран — членов ЕС. В компетенции министров принять решение о санкциях, которые могут грозить Беларуси в случае несоблюдения международных норм по проведению выборов, либо о других серьезных мерах, которые может применить Евросоюз в отношении как власти, так и структур гражданского общества. В понедельник до заседания Совета ЕС министры иностранных дел запланировали встречу с Александром Милинкевичем. Затем запланированы встречи претендента с Хавьером Соланой (верховным представителем ЕС по внешней политике), Жозе Баррозу (председателем Еврокомиссии), комиссаром ЕС по Европейской политике соседства Бенитой Ферреро-Вальднер, представителями комитета по внешней политике и трех основных фракций Европейского парламента. “С момента своего избрания в Европарламент я не припомню визита политика из какой-либо страны вне Европейского Союза с такой всеобъемлющей программой”, — заявляет Богдан КЛИХ. Евродепутат считает, что встречи А. Милинкевича на высшем уровне позволят Европейскому Союзу донести до общественности в Европе и Беларуси два основных послания. Первое заключается в том, что “Европейский Союз серьезно заинтересован в будущем Беларуси как своего главного соседа на восточной границе. Европейские политики воспринимают Беларусь как европейскую страну, а белорусский народ — как членов европейской семьи народов”. Второе послание — это то, что “европейские политики высоко ценят инициативу объединенных демократических сил Беларуси, которые честным и открытым путем избрали единого претендента”. Отвечая на вопрос, возможно ли после визита А. Милинкевича коренное изменение политики ЕС в отношении Беларуси в сторону большей гибкости, Б. Клих отметил, что “результат зависит прежде всего от силы аргументов г-на Милинкевича, его активности”, однако “мы верим, что изменение политики ЕС будет одним из основных результатов этой поездки”. В первую очередь, европарламентарий надеется, что “Европейская комиссия изменит либо пересмотрит свою политику в отношении Беларуси в сторону большей открытости и более сильной позиции”. Б. Клих считает, что не дело европейских политиков или депутатов оценивать шансы объединенной оппозиции на предстоящих выборах: “Ответственность за будущее Беларуси лежит на самих белорусах, это будущее зависит от их желания перемен”. Однако с точки зрения Б. Клиха, нынешние встречи оппозиционного политика могут дать Восточной Европе и Беларуси, которая является ее частью, возможность “стать на шаг ближе к демократическому сообществу Европы”. Депутат подчеркнул, что “нет другой страны, которой за последние полтора года Европейский парламент уделил бы столько внимания”, и в качестве примера привел то, что только в 2005 г. по Беларуси было принято четыре резолюции. Сам Александр МИЛИНКЕВИЧ перед отъездом в Брюссель рассказал “БР”, о чем именно он собирается говорить в Европе. Претендент отметил, что видит в Европе два подхода к политике в отношении Беларуси: “Первый — это пытаться активно влиять на демократизацию Беларуси через тесное сотрудничество с нею. Второй — отойти в сторону и ждать, пока ситуация изменится эволюционным путем: люди сами поймут необходимость перемен и придут к демократии”. “Я — сторонник первого варианта, варианта активного сотрудничества”, — подчеркивает политик. При этом А. Милинкевич выступает за дифференцированный подход к сотрудничеству: “Я всегда говорю, что существует две Беларуси. Первая — это власть. За эти годы белорусская власть получила много предложений и авансов: президент был изначально избран демократическим путем, имел кредит доверия от народа и мог проводить важные для будущего процветания реформы. Однако был выбран путь отката от реформ, регресса. И все предыдущие попытки Европы наладить диалог с нынешней белорусской властью не привели к какому-либо успеху. Но есть вторая Беларусь — это общество, которое фактически является заложником белорусской власти. И наиболее активная его часть — это гражданское общество. И именно с этой Беларусью Европе нужно как можно более активно контактировать, поддерживая неправительственные организации, партии, независимые СМИ и профсоюзы...”. А. Милинкевич подчеркивает, что его позиция встречает понимание и поддержку в Европе. “Европа нуждается в стабильном партнере у своих границ, — говорит политик. — А любая диктатура потенциально нестабильна, так как подавление достоинства людей в любой момент может привести к взрыву”. В конкретной помощи белорусам со стороны Европы А. Милинкевич выделяет несколько приоритетов. Во-первых, это поддержка информирования населения о том, что на самом деле происходит в стране и за ее пределами: помощь существующим независимым изданиям, интернет-проектам, вещанию из-за рубежа на территорию Беларуси. Во-вторых, это поддержка так называемого “третьего сектора” — неправительственных организаций и инициатив. Политик понимает, что до последнего времени Европейский Союз как структура мог оказывать такую поддержку лишь ограниченно — и в первую очередь потому, что, согласно процедурам, он обязан работать по программам, согласованным с правительством той страны, которой оказывается поддержка ЕС. “Но такие механизмы работают только в странах, которые стремятся к демократизации. В случае с Беларусью нужно учитывать специфику ситуации и менять политику Евросоюза в сторону большей гибкости, учитывая положительный опыт двустороннего сотрудничества с белорусским обществом отдельных стран — членов ЕС”, — считает А. Милинкевич. “Если режим самоизолируется, то нужно его в этой изоляции и оставить, — добавил он. — Зачем с ним все согласовывать?”. Еще один способ поддержки, который может оказать белорусам объединенная Европа, — упрощение визового режима для различных групп населения, особенно для молодежи. Несмотря на опасность более массовой миграции либо репрессивных мер со стороны белорусских властей, нужно инвестировать в будущее: лучше познакомившись с тем, как живет Европа, получив современное образование, белорусская молодежь затем сможет более активно влиять на ситуацию в стране, считает политик. По словам А. Милинкевича, важно, чтобы у Европы была консолидированная позиция по Беларуси. При этом он предостерегает европейские институты от излишней резкости: “Я всегда искренне советую быть чрезвычайно осторожными при обсуждении вопроса об экономических санкциях. Я не припомню много случаев в истории, когда они действительно помогали бы демократизации страны. Наоборот, их введение было бы прекрасным поводом в условиях нынешней пропаганды в очередной раз внушить белорусам, что в Европе они никому не нужны”. А вот к введению визовых ограничений для чиновников, которые могут быть замешаны в фальсификациях, претендент относится положительно: “Власть должна быть предупреждена, что она не сможет безнаказанно влиять на результат выборов или жестоко репрессировать участников мирных протестов”. По мнению А. Милинкевича, важно, чтобы Европа также постаралась убедить Москву занять более жесткую позицию в отношении официального Минска. Еще одно послание в адрес Европы со стороны самого Милинкевича и поддерживающей его коалиции демократических сил, — не забывать о том, что “жизнь не заканчивается 20 марта”. “Даже если в нынешних условиях перемены произойдут не так быстро, как мы бы хотели, нельзя допустить повторения ситуации 2001 года, когда и во внешней политике Европы в отношении Беларуси, и у нас в стране наступила апатия”, — предупреждает он. Со своей стороны политик заверяет, что интенсивность его работы с населением по подготовке к переменам не спадет, даже если 19 марта формально принесет победу нынешней власти. “Я никуда не уйду, не эмигрирую, я буду продолжать работать с людьми во имя нашего общего будущего. Люди хотят перемен, и я верю, что перемены наступят. И мы будем бороться за то, чтобы это произошло как можно раньше”, — добавил А. Милинкевич и выразил надежду, что объединенная Европа также верит в неизбежность изменений в Беларуси и будет способствовать их ускорению. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
У претендента на пост президента Александра Милинкевича есть возможность коренным образом изменить политику Европейского Союза относительно Беларуси.
|
|