Эксперт по продаже готовых фирм в Беларуси: У нас стадное развитие бизнеса
Эксперт по продаже готовых фирм в Беларуси: У нас стадное развитие бизнеса
Работающие фирмы и предприятия (с офисом, персоналом и т.д.) свободно продаются во многих странах. В России, на Украине есть даже специальные магазины готового бизнеса. Есть деньги - выбирай дело по вкусу: парикмахерскую, кафе, лесопилку - и работай. В Беларуси готовый бизнес тоже продается. Не так открыто, как у соседей, но продается. Поэтому и собеседник «Комсомолки», который руководит подобным проектом в Беларуси, свое имя раскрывать не стал. Назовем его Иван Иванович. - Это то же самое, что и обычный магазин, только вы выбираете не дрель или диван, а бизнес. - Так почему продажа готового бизнеса в стране не раскручена? - Многие люди, готовые вложить деньги в бизнес, боятся легализироваться, боятся открыто продавать-покупать предприятия. В других странах богатыми людьми гордятся, считают лицом нации. У нас это не принято, хотя люди с деньгами есть. Еще одна интересная деталь: приходит человек, который готов купить предприятие за 100 - 200 тысяч долларов, но он не готов заплатить 50 долларов за размещение объявления. Это просто жлобство. Они считают, что кто-то всё за них сделает бесплатно. Коммунистическая закалка. А многие просто плохо представляют, что такое бизнес. Мы как-то дали объявление в газету, так звонки были такие: «Здравствуйте, я из такой-то области, работал на заводе. Сейчас у меня две коровы есть, помогите мне бизнесом заняться». Ни одного серьезного звонка. - А кто тогда покупает готовый бизнес? - Приходит много молодых людей, они начинают с нуля, хотят вложить во что-то деньги. Не всегда эти деньги папа дает. Кто-то продает машину, кто-то за границей зарабатывает. Такие готовы вложить в свое дело около 20 тысяч долларов. Бизнесмены посолиднее хотят расширяться. К примеру, занимается фирма строительством домов, а тут продается производство дверей. Почему бы не вложить в это деньги? - Продаются в основном убыточные предприятия? - Не обязательно. Причины продажи могут быть самыми разными. Чаще всего это конфликты между учредителями, связанные с финансами. Случается и такое, что бизнес создавали муж и жена, а теперь они расводятся и хотят поделить имущество. Недавно к нам обратилась такая пара - продают фабрику по производству салфеток. Есть продавцы, которые себя в бизнесе не нашли. Кинулись по принципу «Вася на этом зарабатывает, и я смогу» - а что там делать, не знают. - Новые владельцы фирм старый персонал оставляют? - Бывают такие «горячие» хозяева с кучей идей, которые готовы сразу все ломать. Но я всем советую оставить прежний штат, который работал на предприятии до продажи. Хотя бы первое время надо поработать с тем же составом, с тем же технологом, главным бухгалтером, чтобы посмотреть, как это делается. - А иностранцы покупают белорусские предприятия? - Готовые предприятия у нас дешевле, чем в России, но россияне и тысячу долларов сюда не хотят вкладывать. Очень рискованно в Беларуси заниматься бизнесом. - Кто оценивает стоимость готового предприятия? Эксперты? - Как правило, сам продавец. Работа экспертов стоит очень дорого - в России это 10% от стоимости предприятия. - И какой бизнес в Беларуси сейчас самый популярный? - Больше всего интересуются складскими помещениями, строительными фирмами, СТО, недорогими кафе и парикмахерскими за 10 - 15 тысяч. Но парикмахерские - это развлечение. Как парикмахерская может стать солидным бизнесом? Сеть парикмахерских может им стать, а один салон - нет. - Ну, может, это для жен солидные бизнесмены дело покупают? - Может быть. Они же ходят в фитнес-клуб, в массажный кабинет. Почему бы самим такой же кабинет не открыть? Но хороший массажный кабинет стоит до 100 тысяч долларов. А в месяц можно заработать чистыми пятьсот долларов. Многие, узнав это, удивляются: почему так мало? А ведь это 6% годовых. 5% годовых для любого западного производства - хороший бизнес. Та же проблема с соляриями. Их спрашивают постоянно. Но потом оказывается, что хороший турбосолярий стоит 12 - 15 тысяч долларов. И когда подсчитывают прибыль за месяц, от идеи отказываются. - И сколько сейчас стоит свое дело? - Цены разные. Парикмахерская может стоить от 10 тысяч до 100 тысяч долларов. СТО - от 5 тысяч (за долю в бизнесе) до миллиона долларов. Но желающих купить сейчас много, а желающих продать - мало. То же самое и с кафе. Они стоят от 15 тысяч до 100 тысяч. Это хороший бизнес. Кафе многие готовы купить, но их очень мало продается. А если и продаются, то часто цены несоразмерны товару. - А какой бизнес сейчас чаще всего продают? - У нас какое-то стадное развитие бизнеса. Сначала все бросаются в одну сферу, потом - в другую. Одно время все кинулись заниматься деревообработкой, делянки покупали, за границу большие партии продавали. Вышел указ о том, что лес покупают только на аукционе, и цена древесины выросла. Теперь все хотят продать свой бизнес, банкротами себя объявляют, от оборудования избавляются. Не знаю, что государство от этого выиграло? Потом легло производство мясных и колбасных изделий. Частники, которые производили колбасу, покупали мясо в Польше. И когда повысили таможенные пошлины на мясо, это стало невыгодно. Не будете же вы покупать вареную колбасу за 20 тысяч рублей. В прошлом году притихли частные медицинские кабинеты. Но на продажу они не выставляются, как и аптеки. Возможно, пока выжидают. - А какой была самая дорогая покупка в вашем магазине? - За 600 тысяч долларов купили складское помещение. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Работающие фирмы и предприятия (с офисом, персоналом и т.д.) свободно продаются во многих странах. В России, на Украине есть даже специальные магази
|
|