ЛАТЫШСКИЙ ДРАЙВ
Латышский драйв
Константин ФИРСОВ http://www.belgazeta.by/20060515.19/500032981 Декларируемая дискриминация русскоязычного населения не имеет никакого значения для экономического роста. Такой вывод можно сделать на основе анализа экономики Латвии. Когда страна увеличивает ВВП темпами выше 10%, все чаще становится региональным и даже мировым центром культурной и спортивной жизни, пора иначе взглянуть на проблему языков и человеческого развития в Латвии. ЗА КРЕДИТЫ ДОПЛАЧИВАЮТ Между тем, современный финансовый рынок изменил многие бытовые привычки латышей. Исследование Hansabanka и OMD Latvia показывает, что 74% латышей вносят платежи через интернет-банки, 7% - через банкоматы и только 21% платит по старинке, в филиалах банков. Интернет-банки наиболее популярны у людей с высоким доходом и возрастной группе 20-40 лет. Латыши быстро привыкли к услугам банков. Благо латышские деньги являются одними из самых дешевых в ЕС. В Латвии средняя процентная ставка для юрлиц составляла в марте 2006г. 6,3%. С учетом ожидаемой инфляции Латвия - единственная страна ЕС, в которой средняя кредитная ставка имеет отрицательный показатель. В среднем по ЕС фактические ставки для предприятий составляют 2,5%, а в Латвии - минус 0,4%. Ставки по кредитам для физлиц в марте 2006г. в реальном выражении также были очень низкими - 1,2%. Латвия входит в тройку стран ЕС с самыми привлекательными кредитами для физлиц. Не удивительно, что при таких ставках в марте 2006г. годовой рост объема выданных кредитов составил в Латвии 64%, а месячный рост побил рекорд последних лет, составив около $600 млн. При такой денежной политике не удивительно, что в Латвии наблюдается настоящий бум на рынке недвижимости. МЕЖПОРТОВАЯ ПОЛИТИКА Лиепайский, Вентспилсский и Рижский порт составляют основу важнейшей для страны инфраструктуры по обслуживанию грузопотоков. Все три предприятия работают достаточно устойчиво, а Рижский порт за четыре месяца этого года сумел увеличить объем перерабатываемых грузов на 7%. Правительство Латвии и руководители портов надеются, что после вступления России в ВТО грузопоток через Латвию резко увеличится. Латышским компаниям приходится активно конкурировать с Клайпедским и Калининградским портами, в т.ч. за калийную соль «Беларуськалия». Латвийское предприятие LSF Holding готово передать «Беларуськалию» терминал удобрений в Вентспилсском порту. Когда речь идет о перевалке 6 млн. т удобрений в год, треть внешней торговли Латвии, естественно, порты продолжат активно обхаживать нашего крупнейшего экспортера. Пока же Вентспилсский порт переварил за четыре месяца года наименьший объем калийных удобрений за последние 50 лет. В прошлом году через Вентспилсский порт прошло 29,9 млн. т грузов - на 7,3%, или 2,1 млн. т больше, чем в 2004-м. В 2006г. ожидается падение объемов до 29 млн. т. В этом будут повинны, в первую очередь, белорусские калийщики. За январь - апрель через Вентспилс прошло всего 950 тыс. тонн данных удобрений, что на 46% меньше, чем за первые четыре месяца 2005 г. Беларусь потеряла большой кусок китайского рынка, который и обслуживал Вентспилсский порт. Несмотря на то, что условия работы в Латвии для белорусов лучшие, перевалка через Николаев и Клайпеду растут. В прошлом году украинцы обработали 1,5 млн. т калийной соли, а литовцы - 1 млн. т. Таким образом, конкуренция за грузы между Латвией, Литвой и Россией не утихает ни на день. Отдельные грузопотоки явно приобретают политический оттенок. Если между собой латыши, литовцы и эстонцы работают по рыночным правилам и стараются не прибегать к грязным трюкам, то в переговорах с другими странами традиционно работают межличностные схемы. Порой они оказываются сильнее экономической выгоды для самого экспортера. Впрочем, даже на Западе фактор личных связей играет огромную роль, особенно если речь идет о таких специфических рынках, как калийные удобрения, нефтепродукты или металлы. ЛАТВИЯ В ЦИФРАХ Население - 2275 тыс. Возрастная структура: 0 -14 лет - 14%, 15 - 64 года- 69,6%, 65 лет и старше - 16,4%. Средний возраст - 39,4 года (мужчины - 36,3, женщины - 42,4). Продолжительность жизни при рождении - 71,33 года. ВВП по ППС в 2005 г. - $29.7 млрд., ВВП по официальному обменному курсу - $14,64 млрд., ВВП на душу населения по ППС - $13000 (оценочно в 2005 г.). Секторальная структура ВВП: сельское хозяйство - 4,1%, промышленность - 26%, услуги - 69,9%. Рабочая сила - 1,11 млн. Занятость рабочей силы: сельское хозяйство - 15%, промышленность - 25%, услуги - 60%. Инвестиции в основной капитал - 29,9% ВВП. Бюджет: доходы - $5,65 млрд., расходы - $5,89 млрд. Госдолг - 12% ВВП. Экспорт - $5,75 млрд., импорт - $8,56 млрд. Основные экспортные товары - продукты деревообработки и древесина, машины и оборудование, металлы, текстиль, продукты питания. Основные экспортные партнеры: Британия (12,8%), Германия (12%), Швеция (10%), Литва (9,1%), Эстония (8%), Дания (5,4%). Основные импортные позиции: машины и оборудование, химические товары, топливо, транспортные средства. Основные партнеры по импорту: Германия (13,9%), Литва (12,2%), Россия (8,7%), Эстония (7%), Финляндия (6,3%), Швеция (6,1%), Польша (5,4%), Беларусь (4,8%). Число мобильных телефонов - 1,55 млн., интернет-хостов - 53,3 тыс., интернет-пользователей - 810 тыс. Торговый флот - 20 кораблей, три порта: Рига, Вентспилс, Лиепая. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Декларируемая дискриминация русскоязычного населения не имеет никакого значения для экономического роста. Такой вывод можно сделать на основе анализа |
|