Полоса отчуждения в 3,5 млрд. USD
Полоса отчуждения в 3,5 млрд. USD
Россиян хотят обязать платить за землю, где проходят подземные трубопроводы На совещании в Новополоцке 23 января Александр Лукашенко заявил, что из-за новых условий поставок энергоресурсов Беларусь теряет 3,5 млрд. USD по сравнению с прошлым годом. А чтобы компенсировать эти потери, следует "предложить России на принципах международного права заплатить нам за землю под трубопроводом". Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ Предложить-то можно, но вряд ли это принесет ожидаемый эффект. В лучшем случае ожидаемая компенсация окажется на порядок меньше желаемой. В худшем — введение арендной платы за участки на всем пути прохождения через Беларусь российских трубопроводов закончится тем же, чем и установление пошлин на транзит нефти. Каждый получил свое На заявление белорусского президента о необходимости обязать россиян платить за землю под трубопроводами, "Газпром" отреагировал довольно спокойно: земля под трубопроводом Ямал — Европа передана нам в аренду, за что мы и платим, а прозвучавшее 23 января заявление А. Лукашенко, мол, не что иное, как попытка вернуть вчерашний день. И действительно, незадолго до президентских выборов 2006 г. в Беларуси А. Лукашенко пошел на уступки и дал "добро" на скорейшее решение всех вопросов, связанных с оформлением права аренды "Газпрома" на земельные участки и регистрацию трубопровода как объекта недвижимости. Сегодня это можно рассматривать как плату за обещание газового концерна не поднимать цену на газ в 2006 году и за гарантии российского президента закрыть глаза на ход проведения президентских выборов. Напомним, что в апреле 2005 года в Сочи на встрече президентов Беларуси и России была достигнута договоренность, что ОАО "Газпром" сохранит существующий на 2005 год "уровень цен на газ для Белоруссии и на 2006 год". В свою очередь, белорусские партнеры "сделают все для того, чтобы обеспечить деятельность "Газпрома" на территории Белоруссии", отметил на итоговой пресс-конференции В. Путин. По его словам, речь шла "о помощи "Газпрому" в получении соответствующих прав на земельные участки под газоперекачивающими станциями, аренды земли под трубопроводом и некоторых других мероприятиях административного и хозяйственно-правового сопровождения и тех планах, которые имеет "Газпром" в связи со своей экспортной деятельностью". Таким образом, если бы не грядущие тогда выборы в Беларуси и третий президентский срок, то, возможно, "Газпрому" еще долго пришлось бы находиться в подвешенном состоянии. Ведь только после урегулирования всех земельных вопросов газовый концерн смог достроить компрессорные станции и стать полноправным собственником газопровода Ямал — Европа (соответствующий документ подписан в Берлине 29 декабря 2005 года). "Подземку" не считали Судя по отрывочной информации, которую удалось получить от белорусских специалистов и чиновников, госрегистрация белорусского участка газопровода завершилась примерно в мае 2006. К этому моменту были подписаны договоры аренды земельных участков под газопроводом. Таким образом "Газпрому" были развязаны руки и теперь он мог диктовать белорусской стороне свои условия и по ценам на газ, и по созданию СП на базе "Белтрансгаза", что, собственно и было сделано. Можно предположить, что белорусская сторона никак не ожидала такого поворота событий. И уж тем более введения ввозной пошлины на российскую нефть. Это явилось серьезным ударом не только по экономике Беларуси, но в первую очередь по имиджу ее руководителя. Поэтому заявления А. Лукашенко обязать россиян платить за землю под трубопроводами — единственная возможность как-то компенсировать потери. Но так ли уж легко это сделать? Здесь важно обратить внимание на то, что в аренду "Газпрому" переданы только участки, на которых расположены компрессорные станции и прочие объекты трубопровода, выступающие над поверхностью земли. При этом, как сообщили корреспонденту "БР" в департаменте пресс-службы "Газпрома", арендная плата была установлена отнюдь не льготная, как обещали белорусские власти, а в размере 11-кратного налога на землю, что оказалось весьма приличной суммой для "Газпрома". В Российской Федерации к таким объектам применяется однократная ставка земельного налога. Правда, в России ставка налога устанавливается исходя из кадастровой стоимости участка. У нас базовые ставки налога весьма невысоки (в 2006 г. — от 390 USD/га в деревнях до 10.500 USD/га в Минске). Они не привязываются к результатам кадастровой оценки, которая проводится с учетом рыночной стоимости участков. Так или иначе, судить о том, насколько неподъемной оказалась для "Газпрома" арендная плата, — сложно. Кстати, кроме арендной платы за предоставленные в аренду участки, "Газпром", судя по инструкции Министерства по налогам и сборам, утвержденной на 2006 год, обязан был заплатить налог на недвижимость в размере, как минимум, 1% со "стоимости основных средств магистрального газопровода Ямал — Европа с инженерными (технологическими) системами, сооружениями, компрессорными станциями и обслуживающей техникой, расположенными на территории Республики Беларусь и находящимися в собственности у ОАО "Газпром" (Российская Федерация)". Но возможно, реальная ставка больше. По белорусскому законодательству местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Отвечая на вопросы корреспондента "БР", сотрудник пресс-службы "Газпрома" Татьяна Голубович также уточнила, что участки, где магистральный газопровод проходит под землей, в аренду не передавались. И именно на эти участки, судя по всему, А. Лукашенко предлагает ввести арендную плату. Необходимо менять законодательство И по российскому, и по белорусскому законодательствам земли, где прокладываются подземные трубопроводы, не рассматриваются как земельные участки, не выводятся из оборота и в аренду собственникам трубопровода не предоставляются. Например, согласно белорусскому Кодексу о земле (статья 17), земельный участок — часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации. Кроме того, по действующим правилам (Указ от 28.01.2006 г. № 58), строительство подземных линий электропередачи, трубопроводов и иных линейных сооружений, осуществляемое в срок до одного года без удаления растительности, а также их реконструкция в границах охранных зон этих сооружений производятся без изъятия у землепользователей соответствующих земельных участков. То есть для того, чтобы обязать "Газпром" и владельцев российских нефтепродуктопроводов платить арендную плату за участки в местах прохождения магистралей под землей, необходимо вносить изменения в законодательство, включая Земельный кодекс. Как полагают белорусские специалисты, даже если такие изменения и будут приняты, например, декретом, то реализация их на практике может оказаться весьма трудоемкой из-за множества процедурных вопросов, связанных с отводом и изъятием земельных участков. Специалисты также отмечают нецелесообразность изъятия и передачи в аренду таких участков, поскольку это может затруднить использование прилегающих территорий. Только представьте: вся территория Беларуси окажется разделена полосами отчуждения (трубопровод Ямал — Европа и 3 нефтепродуктопровода), которые будут находиться в аренде иностранных юридических лиц. А ведь во многих местах трубопроводы проходят под дорогами, населенными пунктами и т. д. К тому же полосы могут оказаться немаленькими — около 100-200 м шириной — в пределах установленных для таких объектов охранных зон (постановление СМ РБ от 11.04.1998 г. № 584). Сами охранные зоны устанавливаются в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 50-100 метрах от оси трубопровода (осей крайних трубопроводов вдоль трасс многониточных трубопроводов) с каждой стороны. Правда, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землевладельцев и землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований действующих правил. Кстати, аналогичные нормы действуют и в России. В то же время в российском и белорусском законодательствах предусматривается установление сервитута — права ограниченного пользования земельным участком, по которому проходят трубопроводы. Однако процедура установления сервитута для подземных линейных сооружений, установление платы за сервитут — все эти процедурные моменты пока не отработаны четко ни в РФ, ни в РБ. Вот как комментирует данную проблему Михаил Бочаров, начальник отдела земельного законодательства департамента имущественных и земельных отношений экономики природопользования МЭРТ РФ. Некоторые линейные объекты, как, например, отдельные участки трубопроводов высокого давления и электросетей, требуют полного владения земельным участком. Это должно быть обеспечено правом, исключающим права пользования другого лица: арендой, постоянным пользованием или правом собственности, отмечает М. Бочаров. В то же время подземные трубопроводы и линии связи, надземные кабели и провода не является препятствием для использования земельного участка по целевому назначению, хотя их наличие на участке порождает определенные неудобства для собственника земли. Приемлемым решением данного вопроса, по мнению специалиста, было бы размещение линейного объекта на условиях сервитута — не требовалось бы ни межевания земель, ни решения о переводе земельного участка в иную категорию, ни многократной регистрации перехода прав. Но установление сервитута не до конца урегулировано российским законодательством. Как результат — на 1 июня 2005 года зарегистрировано менее тысячи сервитутов (на 40 млн. земельных участков и общей протяженности всех линейных объектов примерно в 1 млн. км). Не только чести ради Все это лишь часть вопросов, которые придется решить белорусским властям, если они захотят ввести плату за все земли, по которым проходят российские трубопроводы. А на это может уйти не один месяц. Но даже если будут грамотно внесены изменения в действующее законодательство, определены механизмы реализации нововведений, проведена кадастровая оценка полос отчуждения, то получить желаемую сумму 3,5 млрд. USD уж точно не удастся. В соответствии с Указом Президента РБ от 7.02.2006 № 74, с 1 марта 2006 года базовые ставки ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяются местными исполнительными и распорядительными органами исходя из кадастровой стоимости этих участков с применением коэффициентов в зависимости от их целевого назначения. Для трубопроводов установлен коэффициент 0,12. По состоянию на начало текущего года максимальная кадастровая стоимость земельных участков для промышленных территорий в сельских населенных пунктах (по городам российские трубопроводы не проходят) — на территории Боровлянского сельского Совета: 62,74 USD/кв. м. Это после переоценки, проведенной в 2005 году, и в результате которой стоимость увеличилась примерно в 5 раз (за счет роста рыночных цен на земельном рынке). Таким образом, если бы газопровод и 3 нефтепродуктопровода (общей протяженностью около 2 тыс. км при максимальной полосе отчуждения 200 м) проходили по территории Боровлянского сельсовета, то тогда размер отчислений за землю составил бы 3,3 млрд. USD (это с учетом сумм, которые уже платит "Газпром" за предоставленные в аренду участки). Но беда в том, что территории (сельские населенные пункты, леса, сельскохозяйственные земли и т. д.), по которым, проходят трубопроводы, имеют намного меньшую кадастровую стоимость, так что сумма, которую можно будет снять за землю с собственников российских трубопроводов, окажется в несколько раз меньше ожидаемой. Хотя вводить арендную плату за земельные участки, где расположены, в частности, поверхностные объекты тех же нефтепродуктопроводов, безусловно, нужно. А то, что это не было сделано раньше, лишний раз говорит о бесхозяйственном отношении белорусских властей к государственной собственности — той же земле. Справка "БР" Общая протяженность белорусского участка магистрального газопровода Ямал — Европа составляет 575,5 км. По состоянию на июнь 2005 года его линейная часть введена в эксплуатацию, действовала одна из пяти запланированных компрессорных станций — "Несвижская", велось строительство компрессорных станций "Крупская" и "Слонимская". Разрешение по КС "Оршанская" выдано только 15 июня. Обеспечить отвод земли и выдачу разрешения на право проведения работ на КС "Минская" белорусская сторона обязалась не позднее 15 августа 2005 года. В РБ функционируют также три российских магистральных нефтепродуктопровода: Унеча — Полоцк, Унеча — западная граница и Полоцк — Минск (Фаниполь). Их общая протяженность, судя по неподтвержденным данным, составляет 1.453 км. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На совещании в Новополоцке 23 января Александр Лукашенко заявил, что из-за новых условий поставок энергоресурсов Беларусь теряет 3,5 млрд. USD по срав
|
|