Минщина богата старинными дворцами и храмами
Минщина богата старинными дворцами и храмами
«Комсомолка» проехалась по бывшим имениям зажиточных белорусов Если сегодня мужчине достаточно построить дом, посадить дерево и вырастить сына, то белорусская шляхта не мелочась строила дворцы, сажала парки и оставляла после себя солидное потомство. Таких родовых имений осталось на Минщине несколько десятков. Мы проехались и заглянули в самые интересные уголки Минской области.
С XVI века Снов принадлежал Радзивиллам, Гарабурдам, с 1639-го - Рдултовским. Сновское имение формировал Казимир Рдултовский, который с ранних лет жил и учился в Англии. В Оксфорде он получил звание доктора философии. Казимир женился на собственной сестре Терезе (дочери отца от второго брака), уплатив Ватикану большие деньги за разрешение на родственный брак. Этот союз, несмотря на пересуды, оказался счастливым, пара имела троих детей. В 1811 году Казимира избрали новогрудским поветовым маршалком. Тогда же он поселился в Снове, где заложил сад и начал строительство дворца. Во дворце кипела светская жизнь. Здесь Казимир принимал именитых персон. Известно, что у него в гостях побывал брат Наполеона Бонапарта Иероним. Сын Казимира окончил Сорбонну, был дружен с Адамом Мицкевичем, переводил его творчество на английский, встречался с Пушкиным... Говорят, что во дворце ровно сто комнат. Он неплохо сохранился и считается одним из лучших в Беларуси памятников эпохи классицизма. До недавнего времени здесь был военный госпиталь, но пару лет назад дворец передали силовым структурам. Теперь там запрещают не то что ходить, даже фотографировать из-за забора...
Столетняя усадьба стоит на холме. Здание очень красивое, со своеобразным декором. Кроме самого дома сохранилась конюшня, дошел до нас и парк. Путешественник Андрей Дыбовский рассказывал, что однажды, когда он приехал в Лущики, к нему подошел человек в форме, показал удостоверение и сказал: «Я полковник местной охраны. Фотографировать запрещено!» Но следом за полковником показалась женщина в белом халате, которая объяснила, что этот человек уже десять лет, как «полковник». А все потому, что сейчас в усадьбе Ахреновских размещается... психлечебница!
Логойск известен с 1078 года. В 1517-м имение от князей Чарторийских перешло Тышкевичам. Первый владелец, Василь Тышкевич, получил титул графа от самого короля Жыгимонта Старого. А самым ценным экспонатом коллекции Тышкевичей считался крест, подаренный королем костелу в местечке Гайна. В 1531 году Тышкевичи выкупили право на владение всем Логойском. В 1708-м шведы разрушили деревянный замок Тышкевичей, и он перешел другим владельцам, также Тышкевичам. В первой четверти XIX века маршалок Борисовского повета Пий Тышкевич заложил усадьбу, руины которой сохранились до наших дней. Тышкевичи, как известно, основатели музейного дела в Беларуси. Поэтому уже тогда дворец стал известным музейным центром, где была также огромная по тем временам библиотека в 15 тысяч томов. Сгорел дворец в годы войны. Но величественные руины и таинственный парк привлекают туристов и сегодня.
Глядя на трехэтажный дворец, понимаешь, что Тышкевичи были крутыми ребятами! «Охотничий домик» - это только название. Руины дворца стоят на берегу реки Ислочь, в трех километрах от деревни Рудня (если ехать из Ивенца). Рядом с домиком находится заброшенный санаторий. Огромное пятиэтажное здание, абсолютно пустое, создает ощущение сюрреализма - хоть «Сталкера» снимай. Все потому, что здесь радиоактивное пятно после Чернобыля... И сейчас красный кирпич со светлой штукатуркой напоминает о былой красоте дома. В XIX веке здесь были загоны для животных и даже зверинец.
Красивый дом с башенкой. Похожий замок есть в чешских Подебрадах - тот, который описан в романе Франца Кафки «Замок». Построили Святские свое имение в стиле модерн. Дом отлично сохранился.
Принадлежала усадьба Радзивиллам, а потом Чапским: дочь Михаила Казимира Рыбоньки была замужем за Франтишком Чапским. Дворец не пережил войну - от него остался только подземный ход. Сейчас на месте усадьбы находится детский дом. Зато сохранился «скарбчик» - потрясающе красивый дом с четырьмя башнями. Настоящий маленький замок! Граф Чапский построил его специально как библиотеку и хранилище для коллекции. От «скарбчика» шел тот самый подземный ход к дому. Сохранились хозпостройки, брама. В 1937 году в имении снимали некоторые эпизоды фильма «Дубровский». Правда, определить что-то по старым кадрам сложно...
Самая близкая от Минска усадьба. Это в десяти километрах за Сенницей (Слуцкое шоссе). Этому дворцу Чапских повезло больше, он сохранился довольно неплохо. По одной из легенд, дворец был перестроен из окутанного мифами «заколдованного замка» старого монастыря, стоявшего на этом месте... Усадьба в Прилуках известна с 1651 года. Но сегодняшний неоготический дом был восстановлен после пожара 1886 года. С тех пор здесь жил молодой граф Юрий Чапский. Здесь гостили Станислав Монюшко и Наполеон Орда. Великий художник сделал точный рисунок усадьбы. Остались и другие усадебные строения, пруд, чудесный парк. Усадьба восстановлена. Сейчас здесь научный институт.
Имение Смиловичи принадлежало Сапегам, затем - великому гетману Михалу Казимиру Огиньскому, автору бессмертного полонеза. Последним владельцем имения был Станислав Монюшко. Смиловичи при нем процветали, здесь работало много ремесленников... Знатный род Монюшко имел в Смиловичах две усадьбы. Одна разрушена, остались руины и уцелевшая башня - как в настоящем замке!.. А в уцелевшем корпусе второй усадьбы сейчас размещается сельскохозяйственный техникум. Он и не дает пропасть уникальному парку, высаживая здесь новые и редкие виды деревьев.
Усадьба Блонь принадлежала разным дворянам, пока царские власти не конфисковали ее после восстания 1863 года и не передали чиновнику Бонч-Осмоловскому. По иронии судьбы, сына Бонч-Осмоловского выгнали за участие в волнениях из петербургского университета и сослали в Блонь к отцу. Отец завещал усадьбу сыну без права продажи. Владели Бонч-Осмоловские Блонью до 1917 года, пока не пришла советская власть... В усадьбе обнаружили склад запрещенной литературы, которая поступала в Блонь из-за границы и передавалась в Петербург. Деревянной усадьбе посчастливилось дожить до наших дней. Место очень живописное.
Поместье нашего знаменитого ученого-естествоиспытателя Якуба Наркевича-Ёдка. Дворец был перестроен в 1820 - 30-х годах из старого радзивилловского бровара. Ученый проводил здесь опыты с молнией, в башне стимулировал рост растений при помощи электричества. У Наркевича-Ёдка была здесь даже своя метеорологическая станция!.. Сохранился склеп-усыпальня. А вот башня рухнула больше десять лет назад. Средь бела дня в деревне раздался страшный шум. Повезло, что никого не было поблизости... Дворец в свое время рисовал Наполеон Орда.
Грозов неоправданно обделен вниманием туристов и исследователей. А ведь здесь сохранился дом конца XVIII века. Он был сожжен в годы войны и восстановлен в 1952 - 53 годах. Здесь размещалась школа-интернат, но последние лет тридцать дворец стоит заброшенный. Но все равно величественный и красивый! Здесь, кстати, берет свое начало могучий Нёман.
С XVI века усадьбой владели Сапеги, затем Огиньские... У Михала Казимира Огиньского не было наследников. Поэтому фактически имением управляли арендаторы: Станислав Монюшко - дед известного композитора и Франтишек Ошторп - потомок осевшего в Беларуси шведского солдата. Благодаря родству с Огиньским, арендаторы имели полную свободу действий и вскоре всеми правдами и неправдами завладели имуществом гетмана. В 1791 году Монюшко и Ошторп решили поделить «нажитое» имущество и подбросили монетку. Деду композитора достались Смиловичи, Ошторпу - Дукора. Сын Франтишка Леон был избран минским губернским маршалком, люди очень уважали его за пышные балы с изысканными угощениями. У Леона было сто человек прислуги и отряд телохранителей. Для развлечения гостей в усадьбе содержались цирк и оркестр. Причем музыканты должны были каждый раз встречать хозяина при въезде в усадебный парк. Там сохранилась уникальная брама. Уникальная - потому что с часами. Такие «понты» могли себе позволить только дворяне уровня Радзивиллов. В 1851 году Леон утонул в Свислочи... До наших дней дошел флигель и бывший костел. А еще парк, который тяжело разобрать на кирпичи для коровника и разрушить как «символ буржуазии»...
Недалеко от Блони, по Гомельской трассе, находится географический центр Беларуси. Найти его можно, доехав до деревни Антоново. В поле стоит специальный знак и доска с информацией. Правда, недавно какие-то вандалы разбили доску...
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Комсомолка» проехалась по бывшим имениям зажиточных белорусов
|
|