КТО НА НОВЕНЬКОГО
Кто на новенького
Новые негосударственные театры Дмитрий ДОНСКОЙ http://www.belgazeta.by/20070528.21/360292301 Не секрет, что белорусский театр, четко придерживаясь общих тенденций отечественной государственной политики, был и остается в основном государственным. Бурный рост частной инициативы в этом секторе искусства, который наблюдался в начале диких 90-х, был благополучно остановлен методами законодательного «упорядочения» и «регулирования», и образование частных театров и антреприз быстро пошло на убыль. Впрочем, странное желание некоторых творцов делать спектакли вне гостеатров, где им, как говорится, созданы все условия, все-таки наблюдается. ПЕРВАЯ ВОЛНА Лидером самой первой волны частного театростроительства был приснопямятный «Альтернативный театр». Именно его многие считают настоящим прародителем отечественного частного театра и до сих пор с тоской вспоминают те времена, когда бизнес с радостью спонсировал искусство, не оглядываясь ни на какие постановления и указы. Создатели театра вспоминают, что деньги тогда лились рекой, а найти бюджет на спектакль не составляло никакого труда. Но любой «золотой век» когда-нибудь заканчивается. Для частных театров в Беларуси он закончился где-то в середине 90-х. Наступили непростые времена, все существование негосударственного театра свелось только к одной и единственной цели - выжить. Но, как известно из теории Дарвина, нет таких условий в природе, к которым бы нельзя было приспособиться. Неожиданно в Беларуси появилась новая волна частных театров, которые пришли на смену театрам 90-х. Пионерами среди них стали Современный художественный театр (СХТ), основанный Владимиром Ушаковым на руинах своей антрепризы «Виртуозы сцены», «Новый театр» молодых выпускников Академии искусств Олега Киреева и Татьяны Троянович, «Свободный театр» Николая Халезина, ставший отдушиной оппозиционной политтусовки и пугающий иностранцев ужасами белорусского режима, и очень тихо, но стабильно существующий антрепризный проект Владимира Волобуева «Театральный ковчег». Все они уже несколько лет работают в рамках выбранного формата и для своего зрителя, практически не пересекаясь друг с другом. Впрочем, довольно скоро стало понятно, что рынок частных театров в Минске готов к еще большему расширению. НЕОФИТЫ Сразу несколько коллективов весьма амбициозно заявили о себе в прошлом театральном сезоне, с самого начала постаравшись четко и ясно позиционировать себя по отношению к своим конкурентам. Наиболее ожидаемым можно считать появление «Мэджик-театра», который ведет свою родословную от «Малого театра» Игоря Забары, в свою очередь, вышедшего из знаменитого «Альтернативного театра». Прежде всего эти коллективы связывают два спектакля: легендарная «Комедия» Рудова и Андросика, без перерыва идущая с 1989г., и появившийся позже «Арт» Ясмины Резы в постановке Николая Пинигина. Именно эти спектакли после фактического банкротства «Малого театра» были переданы издателю и продюсеру Юрию Будько, который и основал новый театр, выбрав в качестве названия бренд своего издательского холдинга - «Мэджик». Для успешного продвижения своего театра у Юрия Будько есть то, чего нет ни у кого на рынке театральных проектов, - поддержка собственной коммерческой структуры и солидный рекламный ресурс. Кроме того, ему по наследству досталась огромная армия поклонников, образовавшая за десятилетия успешного проката этих спектаклей. Новым проектом «Мэджик-театра» стало продюсирование коллектива современной хореографии DOZKI, а также театральный спектакль, создаваемый с участием института Гёте в постановке немецкого режиссера Моники Добравлянской. Весьма многообещающей была и презентация другого нового театра - «Арт-проект», который появился благодаря нескольким молодым актерам Национального театра им. Горького. Лидером этого начинания стал актер Олег Коц. Проект изначально заявлялся как некий центр молодежного искусства, который занимался бы прокатом спектаклей и музыкальных групп, организацией разного рода выставок. Впрочем, реализовать из всех этих наполеоновских планов удалось не так много. Несколько последних спектаклей, уже заявленных в афише проекта, пришлось отменить, как поговаривают, из-за растущих долгов его организаторов. Не имея финансовой базы и собственной площадки, «Арт-проект» рискует довольно скоро прекратить свое существование. Гораздо радостнее выглядят перспективы театра «Компания», основанного режиссером и педагогом Академии искусств Андреем Савченко. В отличае от своих конкурентов он сразу определился со сценой - ею стал зал Дворца ветеранов. Несмотря на плохой имидж и чудовищное оснащение этой площадки, именно благодаря дешевизне ее использования театр «Компания» может рассчитывать хоть на какую-то финансовую устойчивость. Театр делает премьеру за премьерой, что говорит о невероятном упорстве его создателей. В репертуаре «Компании» уже пять пьес разных зарубежных авторов. Впрочем, последнюю премьеру - спектакль «Дура» - трудно назвать удачной… Самым последним в этом сезоне на рынок вышел продюсерский центр «Другое искусство», который организовал Игорь Овсянник. Первой же премьерой новый коллектив сразу заявил о своем кардинальном отличии от всех остальных антреприз, став первым негосударственным театром с 1989г., который вышел на рынок с белорусской пьесой. Этой пьесой стала комедия Андрея Курейчика «Исполнитель желаний», которая легла в основу сценария фильма «Любовь-морковь» с Гошей Куценко и Кристиной Орбакайте. Спектакль и фильм вышли с разницей всего в месяц, что сразу же подогрело интерес публики. Звезды белорусских театров более чем достойно ответили московским знаменитостям: зал Дворца профсоюзов был полон. На пресс-конференции Овсянник подтвердил, что «Другое искусство» станет первой белорусской антрепризой, изначально ориентированной на белорусскую драматургию. Так или иначе, в следующем сезоне ожидается усиление конкурентной борьбы в частном секторе белорусского театра, которое, возможно, наконец положит начало переходу количества спектаклей в их качество. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Не секрет, что белорусский театр, четко придерживаясь общих тенденций отечественной государственной политики, был и остается в основном государственны |
|