НЕ АРЕНОЙ ЕДИНОЙ
Не ареной единой
«У нас много сооружений, которые построены довольно утилитарно» Ася КАЛИТИНА http://www.belgazeta.by/20080128.4/080243251 «Как до Пекина...» - машет рукой знакомый архитектор, показывая, как далеко Беларуси до того, чтобы называться «самой большой строительной площадкой на планете». Почти ежедневно в столице Поднебесной начинается строительство какой-нибудь новой высотки, отчего городской горизонт меняется ежемесячно. Уезжая всего на пару недель, местные жители, вернувшись, не могут узнать окрестности. «Только к Олимпийским играм, планируют китайцы, будет построено 19 спортивных объектов, включая стадион на 80 тыс. мест, культурный и спортивный центры на 20 тыс. мест и множество других объектов на $3,2 млрд.», - приводит он последние данные. Но нам есть что противопоставить: мы тоже не плетемся «позади планеты всей». За последние годы построено много спортивных объектов. И не меньше будет еще построено: многопрофильный культурно-спортивный комплекс «Минск-Арена», спортивно-туристический гольф-комплекс, крытый конный манеж в Ратомке... Над некоторыми из этих объектов работает архитектор проектов УП «Минскпроект» Виталий РУЦКИЙ. Он рассказал корреспонденту «БелГазеты» о стереотипах в проектировании спортивных сооружений, о принципах, которыми руководствуются ведущие архитекторы, и о том, как могла бы выглядеть «Минск-Арена». - Какими принципами чаще всего руководствуется архитектор при строительстве спортивных объектов? - Как повторял известный исследователь-проектировщик: «Польза, прочность, красота». Это, пожалуй, основные принципы в архитектуре. - А если пожертвовать одним из этих принципов в пользу другого? - Тогда ничего не получится: если здание нерационально, оно не может быть красивым. Даже в основе культовых сооружений лежит конструкция: купольное пространство, подпоры, раскосы, арки, контрфорсы - это все конструктив и прочность здания. Поэтому и получается красиво. Элементы декора - всякие зверушки на фасадах - конечно, могут присутствовать, но в сравнении со всей конструкцией они составляют малый процент архитектуры здания. - Западные архитекторы, планируя спортивные объекты, все чаще обращаются к принципам зеленой архитектуры... - Не только они, мы тоже прибегаем к зеленой архитектуре. Приведу пример. В свое время оказалось, что наш Футбольный манеж не обеспечен автомобильными стоянками. Нам пришлось решать задачу: как, с одной стороны, сохранить зеленую зону вдоль Свислочи, а с другой - обеспечить манеж автостоянками. Чтобы убить двух зайцев, нам пришлось устроить т.н. площадку для массовых мероприятий, на которую положили специальные газонные решетки. А через них растет трава. В итоге площадка используется только на период проведения больших соревнований или выставок, и тогда там можно припарковать машину. А в остальное время на этом месте растет трава. Так мы позаботились о сохранении существующей прибрежной зоны и одновременно смогли использовать эти площадки. - Считается, что функция спортивного сооружения значительно ограничивает фантазию дизайнера: как правило, это всегда арена... - Я бы сказал, что технологические параметры есть у любого сооружения. Если это, допустим, футбольное поле и зал на определенное число зрителей, то в нем должны быть вестибюли, гардеробы и т.д. - нормы учитывают все, чтобы не было лишнего, ненужного. Параметры - размеры поля, количество мест для зрителей - обусловливают многое, вплоть до количества туалетов. - Предпринимали ли архитекторы попытки отказаться от традиционного размещения зрительских мест вокруг арены и попробовать выстроить пространство иначе? - И не один раз! Но дело в том, что иногда принимается более рациональное решение, в силу многих факторов - стоимости, сроков и т.д. Когда мы подавали предложение на «Минск-Арену», у нас было совершенно другое решение. Мы предлагали организовать пространственную ферму, которая использовалась бы как пути эвакуации. А в пределах пространственной фермы наверху этого сооружения устраивали ресторан, где можно было бы через стеклянный пол наблюдать действо, которое проходит под ногами. Мы пытались сломать определенный стереотип, но в пользу рациональности было принято другое решение. - Насколько при строительстве спортивных объектов архитектор ограничен заказчиком? - На любом этапе проектирования существуют не ограничения, а степени возможности закладывать те или иные материалы, назовем это так. Допустим, многие материалы не выпускаются в Беларуси, поэтому, чтобы применить какой-то хороший отделочный материал, как для фасада, так и для интерьера, приходится либо рисовать красивые картинки, либо убеждать: говорить об уровне здания, определенном контингенте зрителей... Если ты сможешь доказать свою позицию, то сможешь и применить необходимые материалы. - Предъявляются ли претензии к архитектурному облику? - Только если конфигурация здания очень сложная. Но, как правило, у спортивных объектов таких сложных конфигураций практически не бывает, здесь решение выносится в пользу рациональности. - Очень многие спортивные сооружения возводятся из стекла и бетона... - А некоторые - только из стекла. У нас, например, был проект аквапарка, который мы хотели построить возле Футбольного манежа. Нечто похожее, если я правильно понял, собираются скоро построить в Минске. В принципе, он будет сделан на базе нашего объекта: по габаритам, по размерам очень похоже. Единственное, что наш круг превратился в более свободную конфигурацию. Так в нем почти нет бетона. - Самое главное в спортивном сооружении - арена, считают некоторые... - Да, и поэтому у нас так много сооружений, которые построены довольно утилитарно: каркас и скатная крыша - все. Что у меня вызывает противоречие, так это ледовый стадион на Притыцкого. Не хватает эстетики конструкций, эстетики пространства, конструктивная система оказалась доминирующей. - Этого можно было избежать? - Можно было. Приемов много. Например, вот это Футбольный манеж, снимок из космоса: таким это здание никто не видел. Видите, в его пространственной структуре заложены объединенные объемы. Плоскость крыши разрывается, и она получает такую аморфную форму, которая в пространстве интерьера распадается и не читается как объем - этакая «живая оболочка». Такими приемами можно добиться определенного эффекта, хотя конструкция здания очень простая. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Как до Пекина...» - машет рукой знакомый архитектор, показывая, как далеко Беларуси до того, чтобы называться «самой большой строительной площадкой н
|
|