"Отборное" образование
"Отборное" образование
Ровно два года продержались без изменений "неизменные", как было обещано, — по крайней мере, на протяжении пяти лет, — правила приема в вузы. Ирина КРЫЛОВИЧ Изменения и дополнения в Указ № 80 от 7 февраля 2006 года "О правилах приема в высшие и средние специальные заведения" внесены Указом № 70 от 8 февраля 2008 года. Из наиболее заметных нововведений, бурно обсуждаемых в течение последнего года, — обязательное платное тестирование при поступлении для всех (причем для большинства специальностей теперь потребуется сдать три теста) и введение предварительного отбора абитуриентов на некоторые специальности. Оба эти изменения как-то не очень вяжутся со статьей 49 Конституции РБ, где сказано: "Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях". В данном случае обращают на себя внимание два момента. Во-первых, гарантированная возможность бесплатно получить образование на конкурсной основе. И конечно же, когда писалась и принималась Конституция, вряд ли кто-то подразумевал, что конкурс для получения бесплатного образования может превратиться в платную процедуру. Но если здесь еще могут быть какие-то разночтения, то незыблемость самой конкурсной основы для получения, по крайней мере, бесплатного образования в государственных вузах прописана вроде бы четко. Между тем утвержденные Указом № 70 новые правила гласят: "В конкурсе на получение высшего образования по специальностям, по которым предъявляются особые требования к специалистам, "государственное управление", "государственное управление и право", "государственное управление и экономика", "международные отношения", "международное право", "правоведение", "экономическое право", "журналистика", "международная журналистика", "таможенное дело", имеют право участвовать лица, прошедшие профессионально-психологическое собеседование или тестирование в вузах в порядке, установленном Министерством образования". То есть подразумевается именно доконкурсный отбор на ряд специальностей. Причем все выглядит так, словно и до сих пор было известно, что к перечисленным специальностям должны предъявляться особые требования. Кем, когда и где они утверждены? Какие вообще могут быть особые требования к гражданским специальностям, кроме профессиональной подготовки, которую и должен давать вуз? И почему для учебы на журналиста или юриста (ведь еще даже не для работы) у гражданина Беларуси должны быть какие-то особые данные и навыки, а психологический портрет будущего врача или учителя никого до поступления в вуз не интересует? Вероятно, суть особых требований можно будет понять из порядка проведения пока совершенно непонятной процедуры профессионально-психологического собеседования или тестирования, который будет утверждаться Министерством образования. А почему не правительством? Не говоря уже о том, что документ, который ограничивает граждан в получении высшего образования, как минимум претендует на уровень закона. О том, что речь может идти о фактическом запрете на получение высшего образования по отдельным специальностям для отдельных граждан, говорит тот факт, что данное положение не ограничено государственными вузами или бюджетными формами обучения, а следовательно, касается всех вузов, как государственных, так и частных, а также любых форм получения образования, как платного, так и бесплатного, как на дневных отделениях, так и на вечерних и заочных. То есть без соответствующей бумажки, которую будут выдавать вузы по результатам профессионально-психологического собеседования или тестирования, гражданин Беларуси на территории собственной страны не сможет получить образование по вышеуказанным специальностям даже за деньги, если ему захочется изучить, например, международное или экономическое право просто для собственного развития. Интересно также отметить, что проводить это собеседование или тестирование будут люди, которых в свое время никто предварительно не тестировал на их способность получить образование по "уникальным специальностям". И есть большие опасения, что во всех без исключения вузах страны все преподаватели вышеназванных специальностей обладают достаточными моральными и профессиональными качествами, чтобы правильно разглядеть не только будущего сотрудника МИДа, который будет писать проекты международных договоров, но и обычного юриста или экономиста небольшого предприятия, который будет оформлять типовые договоры внешнеэкономической деятельности. И можно просто позавидовать прозорливости будущих участников отборочных комиссий, которые готовы после одного собеседования разглядеть в выпускнике школы будущего спортивного обозревателя. И пока неясен порядок проведения процедуры доконкурсной оценки абитуриента (а исключить субъективный подход одних людей в оценке субъективных качеств другого вряд ли удастся), во всем этом просматриваются лишь новые возможности для развития коррупции в системе высшего образования. Ведь определенные объемы наборов на данные специальности в вузах (как на платные формы, так и на бесплатные) все равно сохранятся. И если не принимать во внимание политический аспект нововведения, то есть исключить случаи, когда участвовавшему в каком-нибудь несанкционированном митинге выпускнику школы по результатам профессионально-психологического собеседования будет закрыт путь на журфак (хотя возможно он там находился, чтобы сделать свой первый репортаж), то цель доконкурсного отбора выглядит весьма утилитарной — просто снизить конкурс на некоторые популярные специальности. То есть отсеять одних, чтобы другим легче поступалось. И тут "входной тариф" может оказаться куда выше платы за тестирование. (Абитуриентам остается рассчитывать на честность "беседующих" и "тестирующих", а также на бдительность госконтроля.) Что же касается платности самих вступительных испытаний в форме ЦТ — в указе это называется платой "за прием и оформление документов", то стоимость этих "услуг" и порядок их внесения будут определяться правительством. Надеемся, что правительство хотя бы освободит от этой платы (весьма сомнительной с профессионально-психологической точки зрения любого экономиста-бюджетника) многодетные семьи, инвалидов и некоторые другие социально незащищенные слои населения. В связи с этим стоит напомнить членам правительства, что сами они никогда не платили "за оформление документов" при поступлении в вуз, хотя и в советские времена работы у приемных комиссий тоже было немало. Для письменного экзамена нужно было подготовить конкурсные задания, раздать всем бумагу с печатями, потом это все проверить вручную (перечитать все сочинения, внимательно проверить все задачи), причем в гораздо более сжатые сроки, чем сегодня проверяются результаты тестирования, а на устном экзамене и вовсе лично каждого абитуриента нужно было выслушать. Да и экзамена было четыре, а не три. Но как-то удавалось обойтись бюджетными деньгами. Просто тогда желающих поступить в вуз было меньше — у некоторых ведь денег даже на поездку до самого вуза не всегда хватало, а теперь благосостояние белорусских граждан настолько выросло, что все норовят получить высшее образование (это ж сколько бланков на тестирование нужно напечатать!), а за диплом юриста и вовсе готовы выкладывать немалые деньги. Так пусть лучше заплатят за диплом инженера. Чтобы, невзирая на свою профессионально-психологическую предрасположенность (о таком понятии, как человеческая мечта, и вовсе надо забыть), строить мосты, дороги, жилые дома и способствовать тем самым процветанию государства для народа, которым будут управлять, отстаивать его интересы на международной арене и распространять информацию о его жизни, только те, у кого специфические способности к такой деятельности проявились еще в юношеском возрасте. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ровно два года продержались без изменений "неизменные", как было обещано, — по крайней мере, на протяжении пяти лет, — правила приема в вузы.
|
|