Владимир Васильев: «Родина - это место, где ты любишь и тебя любят»Сегодня на нашу анкету отвечает Владимир Викторович Васильев. (Первый ответ на анкету-академика Н. П. Бехтеревой - см. в газете 7 мая) Сын шофера и служащей с фабрики технического волокна. Народный артист Советского Союза и России, лауреат Государственных премий СССР и России и многих-многих международных премий и званий. По опросу ведущих специалистов мира признан «Лучшим танцовщиком ХХ века».
Но на дворе XXI век, и Васильеву без малого 70 - а пойди-ка поймай его... То он в Бразилии, на первом выпуске балетной школы, в создании которой принимал участие, то в Италии, в жюри танцевального конкурса, то в Вологде, на Днях композитора Гаврилина, на чью музыку балет «Анюта», по Чехову, Васильев впервые поставил еще 25 лет назад, то в который раз в Воронеже. И опять нарасхват, и снова готовится в дорогу...
1. Что вам дорого и что ненавистно в недавнем прошлом?
- Мне дорог, безусловно, путь познания, обучения, образования, сопровождавший мое детство, отрочество. Все копейки, которые давала мама на завтрак, я тратил на книги. Увлечение книгой, литературой осталось на всю жизнь. Потом, в молодости, это, разумеется, творчество, танец, Большой театр.
А ненавистна мне в советском прошлом ложь. Ложь, которую в нас вбивали. Такое вдалбливание было с самого рождения, что мы ложь принимали за правду. Полное отсутствие подлинной информации, и мы верили: то, что происходит с нами, и есть самое лучшее. Представить трудно: даже в первые годы моих поездок за рубеж я там пытался доказывать преимущества нашей системы! Это зло страшное. Чудовищное зло. И чтобы там и кто бы там ни говорил о тех преимуществах, которые были в советском прошлом, я бы никогда не хотел, чтобы оно вернулось. Никогда.
2. Историческая личность, внушающая вам отвращение?
- Я был Иваном Грозным в спектакле Григоровича. С большим интересом работал над этим образом, читал, думал, пытался понять, что толкает человека на такие злодейства, старался показать, что нормальный человек не может не мучиться, совершая их. Мы жили тогда под лозунгом: «Сталин - это Ленин сегодня. Так вот Сталин - это Грозный вчера. Не случайно же «отец народов» считал царя своим учителем. Но есть и разница: «учитель» в редкие минуты просветления каялся о невинно убиенных, а «ученик» - никогда.
3. Историческая личность, вызывающая ваше восхищение?
- Восхищаюсь я людьми, как раз далекими от власти. Теми, которые, несмотря ни на что, ни на какие препятствия, часто вопреки существующему порядку вещей и устройству государственному делают свое маленькое большое дело. Свято выполняют свой долг. Несмотря ни на какие соблазны, которые предлагает сегодня жизнь, нравственно чисты.
Я всегда любуюсь художником Масловым - живет в Белом городке на Волге, пишет пейзажи. Но как поглощенно, самозабвенно! Со мной рядом - Катя*. Очень уважаю ее за чистоту и принципиальность. А работает с утра до ночи. Да сколько замечательных людей за станком, за штурвалом, у горячих печей! Они не на виду, не в лучах славы, но тоже для меня исторические личности.
4. Менялись ли ваши убеждения с течением жизни?
- Если человек с течением жизни, с получением неизвестной ранее ему информации не меняется, то он или больной, или безнравственный.
5. Считаете ли вы, что мы достойно простились с нашим недостойным прошлым?
- Мы, как всегда, оказались сильнее в разрушении, чем в созидании. Один пример: снесли памятник Дзержинскому. Не будем уж говорить о том, что это замечательное создание мастера. Памятник, рядом с мрачным зданием КГБ, очень точно ложился на площадь, на эту Лубянку, ставшую уже символической. Мне кажется, следовало бы окружить фигуру главного чекиста памятниками его жертв, пленников ГУЛАГа. Это было бы очень сильно. И страшно. Каким и должно быть напоминание о тех страницах истории, которые одни проклинают, другие пытаются забыть, третьи, молодые, вообще ничего не знают.
6. С чем связаны лучшие моменты в вашей сегодняшней жизни?
- С творчеством. У меня была главная дорога - танец, сцена. Но всегда рядом и тропинки - и туда пойдешь, и сюда. Поэтому, когда закончилась моя артистическая карьера, горечи, ужаса «Какой кошмар!» я не испытал. Я любил рисовать всегда, когда появилось свободное время, стал заниматься живописью серьезно. Сейчас я рисую каждый день. Выставки идут постоянно. У меня не бывает пустоты, времени, чтобы я не знал, что мне делать. Не живопись - так поэзия, не поэзия - так беллетристика, не беллетристика - так постановка спектаклей.
7. Какая социально-нравственная проблема вас мучает сегодня?
- Как сделать так, чтоб каждый человек был на своем месте? Как дать понять людям, что каждый в своей профессии имеет возможность для творчества? Но ведь люди на 80, а то и на 90 процентов заняты не своим делом! Они занимаются чем угодно, только не тем, чем призваны, чем должны заниматься. Вот наши земледельцы - ведь их мастерство потеряно. Строители далеки от строительства. Те, кому бизнес просто противопоказан, почему-то бросаются в него, как в омут. Отсюда дикое количество обманутых людей, которые быстро, в одночасье хотят быть богатыми и благополучными. Сколько несчастных у нас... Как дать эту возможность всем без исключения людям, как разбудить желание человека сделать то, что ему положено на своем месте честно, самозабвенно, творчески? Вот если эту задачу решить, тогда все будут счастливы.
Понимаю, что это лишь мечта, идеал. Идеал всегда недостижим, но это не значит, что не следует к нему стремиться.
8. Имеет ли патриотизм национальность?
- Нет, конечно. Patria - это родина. А Родина включает в себя людей не одной национальности. Или одного цвета кожи. Ко мне, как к чисто русскому, как-то обратились люди, следующие принципу: «Россия для русских». Давай, мол, к нам, Володя, надо бороться за нас, истинно русских. Господи, да что вы такое говорите? Вы же не ребенок несмышленый - жизнь прожили, и такие бредовые идеи. Что, среди русских нет хамов и человеконенавистников? И идти за них бороться? Но это же абсурд!
Патриотизм - это любовь к своему, а не ненависть к чужому. Родина, если говорить совсем просто, это место, где ты любишь и тебя любят.
Когда я неожиданно по радио услышал, что отстранен от должности директора Большого театра, я без всяких выяснений и объяснений уехал в Щелыково. Считаю это место под Костромой своей малой родиной, хотя родился в Москве. Приехал в Кострому, пошел, как всегда, на рынок и вдруг слышу: «Ой, наш приехал!» И эти люди, продавцы, торговцы, имен которых я даже не знаю, кинулись ко мне: «Да плюнь ты, не переживай, не беспокойся - мы тебя прокормим!» Вот это Россия...
9. Можно ли победить ксенофобию?
- Есть же законы, перед которыми должны быть все равны - их надо соблюдать. Не вводить же смертную казнь в конце-то концов.
10. Существует ли связь между денежным богатством и душевной бедностью?
- Выдержать испытание материальным благополучием дано единицам.
11. Существует ли общественный запрос на лидеров, которые умеют управлять, а не просто править нами?
- Запрос есть, был и будет. Только мы умудряемся его обойти. Была преемственность от царей до генсеков, и теперь она есть. А как это можно назвать, когда на пост президента баллотируется обыкновенный хам? Многие говорят: Жириновский умный человек. Но мне казалось, умный человек перестает быть им, когда становится хамом! За него голосуют несколько миллионов человек, и это очень опасно.
12. Есть ли современники, которыми вы восхищаетесь?
- О, да! Но я уже ответил на этот вопрос (см. третий ответ).
13. Считаете ли вы, что есть вещи важнее политики? Что это?
- Творчество. В любом его проявлении. Культура в широком смысле этого слова. Сейчас все ругают массовую культуру: «она действует разлагающе». Но каждый человек имеет право на проявление себя в любом виде искусства. Это самодеятельность, в которую вовлечены миллионы людей. Занимайтесь своей самодеятельностью, но не выводите ее в ранг большого искусства. Беда не в культуре массовой, а в ее массовом признании. В том, как она преподносится нам на телевидении, в СМИ. Там правит не талант, а деньги. Все это действительно действует разлагающе. Путь один: показывать, пропагандировать лишь высокие образцы. То творчество, в котором есть процесс соединения мысли и чувства. Я этого процесса сейчас не нахожу, и это для меня болезненно. Потому что только через подлинное искусство мы можем соединить огромное количество душ наших.
14. Что для вас свобода?
- Да хотя бы то, что можно уже не шушукаться по кухням. Свободы слова мы худо-бедно добились. А вот свободы мысли - нет. Мысль наша несвободна, даже по себе чувствую. Бьется она и бьется о решетки, возведенные прошлым...
* Екатерина Сергеевна Максимова - выдающаяся балерина, постоянный партнер В. Васильева, его муза, народная артистка и лауреат Государственных премий СССР и России. Ныне педагог.
Инна Павловна Руденко ждет ваших откликов на сайте.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
|
|