Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский считает, что из-за недостаточного внимания профильных министерств и ведомств, а также из-за позиции местных властей в Беларуси не развивается рекламный бизнес.
"Вы сворачиваете бизнес (рекламный - ИФ), а это условие дополнительного валового продукта. В результате мы налоги теряем", - заявил С.Сидорский на заседании президиума Совета министров в Минске при обсуждении вопроса о развитии наружной рекламы.
Обращаясь к министру торговли Александру Иванкову, премьер заявил, что "чиновники не понимают, что взялись регулировать".
"Вы взяли на себя госоператоров, но они не развиваются. В чем логика наращивания их мощи? Какая стратегия развития рекламного рынка?" - задал вопрос С.Сидорский. Он предложил смоделировать ситуацию прихода крупного игрока на рекламный рынок в Беларуси. "Я - инвестор, я приду в вашу страну и скажу: что хочу сделать, как хочу сделать и без участия чиновников. За сколько дней вы мне дадите ответ, куда я могу вкладывать деньги", - продолжил С.Сидорский.
В ответ на это вице-премьер Андрей Кобяков уточнил, что вопрос размещения рекламы на готовых рекламных носителях решается по принципу "одного окна" в течение 30 дней. Если же речь идет об установке новых рекламных носителей, здесь, по словам вице-премьера, возникают проблемы, которые обусловлены необходимостью согласования со многими государственными структурами. "Реклама - это часть архитектуры города, ее надо утверждать и согласовывать", - сказал А.Кобяков.
Вице-премьер также считает, что города "нельзя превращать в рекламную этикетку", хотя и признает, что рекламный бизнес в Беларуси не получил должного развития. Он также заметил, что "реклама импортных брендов стимулирует рост отрицательного сальдо".
Со своей стороны председатель правления Национального банка Республики Беларусь Петр Прокопович предложил разделить виды рекламы на идеологическую, социальную и экономическую. "Надо определить несколько государственных фирм, которые занимаются идеологической рекламой, несколько - социально-культурной. Что касается экономической рекламы, надо создать единые условия для всего рекламного бизнеса", - подчеркнул он.
По информации министра торговли, в 2007 году объем рекламных услуг составил Br153,9 млрд, на рынке наружной рекламы работают 10 рекламных государственных операторов, из них 8 - закончили год с положительными результатами. Сумма затрат отечественных производителей на рекламу увеличилась в прошлом году в 2 раза и составила Br57,7 млрд. В местные бюджеты от рекламы в 2007 году поступило более Br10 млрд.
Министр также заявил о недостаточном развитии наружной рекламы в Беларуси. По его данным, на 10 тыс. жителей Праги приходится 48 рекламных конструкций, в то время как на 10 тыс. жителей Минска - 6.
По информации министра, оборот рекламного рынка в Беларуси составляет Br 10 млрд.
На заседании президиума решено вернуться к данному вопросу 1 августа.