21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Матрос Гробов запустил смертельный газ на глазах своего командира

26.08.2009 10:37 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На сегодня единственная официальная версия аварии атомохода - человеческий фактор (подробности). И имя этого фактора уже не скрывают: контрактник Дмитрий Гробов. Следователи пытаются добиться ответа: как он запустил ЛОХ (лодочную объемную химическую систему пожаротушения)? А главное - зачем?!   Наши источники, близкие к следствию, восстановили примерную картину действий контрактника.    Представьте себе заступившего на вахту матроса. Гражданские спецы бегают как сумасшедшие по всей лодке (ее нужно сдать до 1 января), а ему скучно. А рядом на стене - легкий способ победить скуку: прибор, похожий на большой калькулятор, - дублирующий пульт управления. Таких «калькуляторов» на АПЛ несчетное количество, чтобы можно было бороться за живучесть лодки и экипажа из любой точки корабля: дать сигнал на всплытие, пустить кислород в отсек или включить систему ЛОХ. Реальный шанс почувствовать себя капитаном.   - Доступ к пультам никто не охраняет. На страже стоит только пятизначный пароль, известный лишь офицерам. Но в тот момент проводили испытания кодовой системы, - рассказал наш источник. - И секретные коды были просто... написаны карандашом на всех пультах.   Это матрос и сделал. Набрал код и начал играться. Выбрал систему управления пожаротушением. Вообще надо признаться, что Дмитрий испытывал к ней большой и не совсем понятный интерес. Как-то, вспоминают, при учебной тревоге интересовался у гражданских спецов, можно ли запустить ЛОХ вручную. Такой шанс у него появился. Исследуя содержание пульта, матрос залез в блок управления датчиками температуры и давления в отсеке. И начал ради интереса менять их настройки. Не подозревая, что они очень тесно связаны с пуском фреона.   - Реальные 30 градусов, которые показывал температурный датчик, матрос поменял на 78. А уже при 64 градусах система начинает подозревать пожар, - говорит наш источник. - Но машина попросила подтверждения - включать ли ЛОХ. Раньше в подобной ситуации появлялся сигнал на центральном пульте управления. И только при подтверждении пожара оттуда подавался фреон в отсек. На новейших системах фреон подается даже по запросу с локального пульта.   - Конечно, там есть защита от дураков, - объясняет капитан 1 ранга Алексей СУХАНОВ. - Даже если матрос ввел все данные, система должна запросить подтверждение ввода. Судя по всему, матрос и нажал его. Видимо, не осознавал степень ответственности. Насколько я знаю, сейчас с личным составом инструктаж почти не проводят.   Подтвердив пуск фреона в свой родной отсек, матрос услышал рев сирены, извещающей о запуске системы пожаротушения, и тут наконец осознал, что натворил. Перепугался, сбежал на другую палубу и там надел кислородную маску.   Едва надев в 2005-м морскую форму, Дмитрий Гробов (подозреваемый) был очень горд... (Фото сделано старой любительской пленочной камерой, поэтому нерезкое.)   Гробов сейчас в шоковом состоянии, показания дает невнятные. Говорит, что кто-то ему сказал, мол, блок отключен и на кнопки можно нажимать.   Допустим, матрос-контрактник действительно не подумал о возможных последствиях своей игры с кнопками. Но следствие уже вызывало на допрос командира трюмного отделения Алексея Васильева, который видел, как Гробов нажимает на кнопки пульта, и... ничего не сделал. Да и после трагедии рассказал об увиденном не сразу - ведь он нес персональную ответственность за действия своего подчиненного.   По словам следователей, матрос - не конечное звено в ЧП. К ответственности будут привлечены и другие люди. Кликните для увеличения   ВОПРОС - РЕБРОМ   Почему во второй отсек пустили тройную дозу фреона?   На этот вопрос у следствия пока нет окончательного ответа. Но есть три версии:   1. Сбой в компьютерной системе, отвечающей за работу ЛОХ (такие случаи на «Нерпе» были еще до выхода в море).   2. Цифры, которые ввел матрос в показания датчиков, оказались настолько высокими, что система подключила к «тушению пожара» фреон из соседних отсеков.   3. Монтажники при установке баков с фреоном допустили ошибку и подключили их трубы только к одному - второму - отсеку.   Дмитрий сказал супруге Ольге, что пошел на вахту. А попал на допрос следователей.   ИДЕТ СЛЕДСТВИЕ   Жена Гробова, которого подозревают в запуске смертельного газа:   «Я узнала, в чем обвиняют Диму, по телевизору»   Жена матроса Гробова проводила мужа на службу еще в среду, 12 ноября. Но вечером Дмитрий домой не вернулся. Позвонил только в 22.30.   - Сказал, что заступил на вахту. Но я по голосу поняла: что-то не так! Спросила: ты не можешь говорить? И он ответил: мол, нет. К обеду мне позвонили: мол, не волнуйтесь, Дима в ФСБ. Я чуть с ума не сошла! - плачет супруга, а вслед за ней - их с Димой трехмесячная дочка.   Женщина увидела мужа только к вечеру - поговорить с Димой ей позволили, но в присутствии адвоката.   - В чем его обвиняют, я услышала по телевизору. Не верю в это!.. Дима рассказывал, что, когда пошел фреон, он первым закричал: «Надеть дыхательные аппараты!» Началась паника, маски, говорит, работали через одну (это и раньше рассказывали нам другие пострадавшие. - Ред.). Он помогал надеть их гражданским, потом отдал свой аппарат, начал терять сознание, кто-то отдал ему свой... Когда все закончилось, людей подняли на верхнюю палубу, там, на холоде, они стояли 10 часов: внизу-то все проветривали от газа. До 18.00 понедельника он стоял еще на вахте. Домой пришел сам не свой, спал очень плохо. Сильно болели почки, видимо, застудил. Во вторник утром пошел в госпиталь, но там только сделали снимок и отправили его обратно. А в среду забрали...   - Димка не мог этого сделать, - не верят сослуживцы. - Он такой добрый, отзывчивый. Мы его прозвали Свят - за справедливость. К тому же не новобранец - в армии был, потом - два года на флоте по контракту.   - Я сегодня получила SMS от Димы: «Все нормально, созвонимся завтра. Люблю, целую», - показывает Оля телефон. - Буду его ждать, что бы ни случилось!   Экипаж «Нерпы» в полном составе. Снимок сделан за год до трагедии.   РЕПОРТАЖ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА   Экипаж устал   «Нерпу» торопились испытать, чтобы получить премии?   В отделе безопасности мореплавания по Тихоокеанскому флоту - полупусто. Многие уехали участвовать в расследовании ЧП. На месте - инспектор ОБМ капитан 1 ранга в отставке Юрий Пищальников: он 11 лет командовал атомной подлодкой.   - Версия про матроса имеет право на жизнь, - рассуждает он. - Знаете, есть такие любознательные люди, которых тянет ко всему новому. А на этой «Нерпе» впервые на российском подводном флоте был установлен компьютер, управляющий противопожарной системой ЛОХ. Комбинация кнопок - и ЛОХ активизируется.   В злой умысел мой собеседник не верит.   - Получается, матрос, врубивший ЛОХ, ненормальный?   - Скорее всего, неадекватный, - поправляет Пищальников. - Но это обычно выясняется не до ЧП, а по факту. Я за свою службу на флоте встречал таких предостаточно.   Неадекватный. Это слово в последние дни слышится часто.   - Мичман К. до ЧП был нормальный парень, - говорят мне офицерские жены Вера и Ира, - а теперь бурно веселится, шутит без конца. Какой-то неадекватный...   Незадолго до выхода в море молодым женщинам устроили экскурсию - пустили на территорию завода и даже на борт «Нерпы» посмотреть, где это сутками пропадают мужья. Последнюю неделю экипаж безвылазно жил на лодке. Мужья общались с женами SMSками. А потом - ужасная новость. И с утра до позднего вечера 9 ноября - неизвестность: кто погиб, кто выжил?   - Мой вернулся домой в полночь, - рассказывает Ира. - Там, на лодке, говорит, был ад. Каждый, кто мог, помогал беспомощным выбираться из отсека. В голове одно стучало: «Надо жить! Надо жить!» Это его и спасло. Мы, наивные, думали, что нашим мужчинам дадут отдохнуть. Не дали. Уже утром, в 10.00, всем надо было явиться на лодку.   На ту самую лодку, которую начали строить 17 (!) лет назад, а достраивали, похоже, считая не годы, а дни и часы. Что также неадекватно. Может, и матрос Гробов просто устал. Вину человека доказывает лишь суд, а до суда, как сказали мне в УФСБ по ТОФ, как до луны - череда экспертиз и исследований. Однако именно матрос сегодня - «точка обстрела». За границами  «живой мишени» - спешка в сдаче подлодки. Если бы лодку удалось испытать до конца года, то всем - и судостроителям, и морякам - полагалась бы неслабая премия.   Впрочем, еще не вечер. По слухам, АПЛ «Нерпа», пройдя дегазацию, бодрыми темпами готовится к очередным ходовым испытаниям.   - Не до отдыха. Мы обязаны вывести лодку в море. Сроки поставлены. Не сделаем, тогда зачем мы нужны?   Выдав в четверг эту фразу, командир подлодки Дмитрий Лаврентьев дал экипажу команду на построение. После вынесли  гробы: хоронили погибших на «Нерпе».   Проводить покойных пришли около 500 человек.   А В ЭТО ВРЕМЯ   Москва простилась с погибшими на «Нерпе»   Игорь Шутов, Андрей Власов, Илья Егоров были сотрудниками московского предприятия «Агат», которое разрабатывало электронные «мозги» субмарины. Всем им не исполнилось и 30, у каждого были большие планы, которым не суждено уже осуществиться, - 8 ноября жизни мужчин оборвались. Около 500 человек пришли вчера на Николо-Архангельское кладбище проститься с ребятами.   writeFLVideoPlayerCode("player_type=compact&clip_path=http://kp.ru/upfile/flv/387153.flv&clip_link=http://kp.ru/video/387153/&video_title=Похороны москвичей с подлодки "Нерпа" &default_volume=25&logo=http://kp.ru/upimg/logo/450916.png&preview_picture=http://www.kp.ru/upfile/flv_banner/387153.jpg&ad1_location=http://www.kp.ru/upfile/swf/1.flv&ad1_link=http://kp.ru"); В 10.00 утра к крематорию, к залу для прощания, подъехали автобусы с телами погибших. Из здания вывезли каталки для гробов. Ни слова, ни звука, люди стояли, не шевелясь.     Вдруг тишину разорвал крик девушки:   - Почему так медленно!   И тут же толпа забурлила. Девушку, жену одного из моряков, обступили родные и принялись утешать.   - Я так тебя ждала! - рыдала она.   - Мы понимаем, что никакие деньги не восполнят этой потери, но мы будем помогать родным погибших, - пообещал один из руководителей «Агата».   О том, что произошло на лодке, никто старался не говорить. После отпевания Андрея Власова опустили в крематорий - так решили родные. Илью Егорова похоронили на Преображенском кладбище, а Игоря Шутова - в подмосковном селе Пыхтино.   ПРОЧИТАНО В БЛОГАХ   Это были неудачные учения?   В Живом Журнале u-96.livejournal.com моряки-подводники обсуждают возможные причины трагедии.   Tambourine155:   Скорее всего, испытывали ЛОХ... Фреон, если просто открыть клапаны, сам в отсек не потечет, его вдувают сжатым воздухом. Если перекрыть клапаны (которые не пускают воздушный поток в баллоны с фреоном. - Ред.), то можно сколько угодно включать ЛОХ, наблюдать, как включается сигнализация, проверять, открываются ли клапаны, реакцию экипажа и т. д. Но фреон при этом в отсек не поступает. Вот этот механический клапан и посылают закрывать матроса. Только грамотный начальник одного пошлет перекрыть клапан, а затем пошлет второго - проверить, правильно ли перекрыто. По всей видимости, этот клапан и не перекрыли по ошибке, или перекрыли, но не тот, или перекрыли только один, а про остальные забыли.   Navydiver:   Играли в учебную тревогу, отрабатывали действия из центрального (поста), и кто-то врубил (подачу фреона. - Ред.) фактически. Тогда все сходится.   Таким Иван Жуков пришел в «Комсомолку». ПРОЩАНИЕ   Жуковский взгляд   Ушел из жизни бывший зам главного редактора «Комсомолки» Иван Иванович Жуков - писатель, журналист, литературовед. Одного из этих трех талантов, коими щедро одарила его природа, многим с лихвой хватило бы на всю жизнь. Но Иван Жуков жадно спешил успеть в жизни все. Смолоду сотрудничал с саратовской «молодежкой». Именно там он впервые стал пристально вглядываться в лица и судьбы простых людей, с уважением относиться к плодам их труда, обрел особый, жуковский, взгляд на жизнь: мудрый, отмеченный глубиной, но не лишенный крестьянской хитринки и здравого смысла.   Этим взглядом он потом покорял  читателей и «Комсомольской правды», и «Учительской газеты», в которых работал долгие годы, и позже - читателей его книг. Исследования Ивана Жукова о Михаиле Шолохове стоят в первом ряду изысканий отечественных шолоховедов. Жуков одним из первых отмел все спекуляции на тему о том, кто является истинным автором «Тихого Дона», и убедительно доказал, что лишь личность такого масштаба, как Шолохов, была в состоянии поднять и исследовать огромный пласт судеб казачества двадцатых годов прошлого века.   В издательстве «Воскресенье», где Иван Жуков проработал последние пятнадцать лет жизни, он стал воистину незаменимым научным редактором. В собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гумилева, Достоевского, Бунина, Чехова вошли его подробные комментарии и авторские статьи.   Сотрудники издательства «Воскресенье» и «Комсомольской правды» приносят искренние соболезнования родным и близким Ивана Ивановича Жукова.   Уважаемые читатели!   Если у вас есть дополнительная информация о ЧП на подлодке «Нерпа», пожалуйста, звоните в «КП» по тел. (495) 777-02-82 (с 10 до 21 часа по московскому времени) и оставьте ваше сообщение  или высказывайтесь на нашем сайте.
 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Продолжение расследования трагедии на АПЛ «Нерпа»
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика