21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Экономический ликбез TUT. Приватизация не должна сводиться к смене вывески

26.08.2009 15:50 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

22 апреля 2009 Экономика и бизнес
Александр Заяц, TUT.BY Приватизация (от лат. privatus - частный) - это процесс передачи государственной собственности в частный сектор. Приватизация осуществляется посредством приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Для многих рядовых граждан первая ассоциация, которая возникает при слове "приватизация", отбрасывает их в постсоветские времена, когда значительная часть госимущества перешла в собственность небольшой группы людей, близкой к власти. В народе их стали называть олигархами, а сам процесс "прихватизацией". Сегодня приватизация является одной из мер по реформированию экономики Беларуси.

Впрочем, более 10 лет приход частных инвесторов в Беларуси не поощрялся. А главным "пугалом" являлся институт "золотой акции" Однако после того, как в отношениях с Россией наметилось охлаждение отношений, правительство вынуждено было вернуться к поиску потенциальных инвесторов. Были отменены "золотая акция" и мораторий на отчуждение акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации. Кроме того, в минувшем году правительство Беларуси приняло трехлетний план приватизации. Впрочем, как показало развитие событий, трехлетний план — это скорее план акционирования, а не приватизации. В 2008 году было акционировано около 190 объектов госсобственности, при этом были проданы акции только трех предприятий.

В феврале правительство высказывало недовольство ходом реформирования госсобственности. Премьер-министр Сергей Сидорский потребовал от Госкомитета по имуществу ускорить приватизационные процессы, а не только менять вывески предприятий. Затем президент Александр Лукашенко говорил о том, что "за бесценок в Беларуси ни один объект продан не будет", а предприятия будут приватизироваться, если инвесторы выполнят 25 условий в части адекватной цены, модернизации предприятий, сохранения рабочих мест, участие в социальных программах страны.

17 апреля в ходе конференции "Приватизация и рыночная либерализация в Беларуси" начальник управления госсобственности Министерства промышленности Людмила Белоусова заявила, что "сегодня мы уже согласны рассматривать вопрос привлечения инвестиций на крупные предприятия и вести диалог по продаже пакетов акций. Это может быть продажа и контрольного, и даже всего пакета акций государства". Правда, пока государство полностью продало пакеты своих акций только двух предприятий: австрийская "АТЕС" купила мотовелозавод и Экспериментальный завод им. Гастелло приобрел минский "Амкодор", который однако находится в собственности государства. Впрочем, не состоялся конкурс по продаже акций Минского подшипникового завода. Из-за отсутствия инвестора акционирование ПО "Гомсельмаш" было решено перенести на 2011 год.

В свою очередь замдиректора Фонда государственного имущества Владимир Ковалевский сообщил, что уже подготовлен проект распоряжения президента о продаже акций 44 предприятий: пакеты 16 предприятий будут проданы по конкурсу, 28 - на аукционах. Это предприятия "Беллегпрома", Минпрома, Минстройархитектуры. "Когда найдем понимание с потенциальными инвесторами, когда интересы государства сблизятся с возможностями инвестора, будем готовить следующий транш, следующее решение главы государства о продаже очередных пакетов акций государства", - отметил
Управляющий партнер юридической фирмы "Власова, Михель и Партнеры" Константин Михель выделил следующие формы приватизации: создание ОАО путем преобразования государственного предприятия с участием инвестора; участия инвестора в аукционе/конкурсе по продаже предприятий как имущественных комплексов; участия инвестора в конкурсе/аукционе по продаже акций; приобретения инвестором пакета акций дополнительного выпуска.
В.Ковалевский. Он также напомнил, что акции 151 ОАО не будут продаваться на льготных условиях членам коллективов или за приватизационные чеки. "Это решение было принято для того, чтобы не распылять акции, а сохранить консолидированный пакет и продавать его стратегическому инвестору", - пояснил В.Ковалевский.

Он сообщил, что Фонд направил на согласование в органы госуправления ряд важных документов - проект закона "О приватизации" и проект указа президента о распоряжении госимуществом. Концепция нового закона основана на отказе от безвозмездной приватизации госимущества. Вместе с тем он позволит расширить способы приватизации.

Белорусский экономист Ярослав Романчук убежден, что несмотря на все заверения властей в стране пока идет "номенклатурная прихватизация". "Прихватизация, потому что приватизация предполагает открытый и прозрачный процесс. Пока же мы видим не широкомасштабный процесс, а точечный".

Представитель Европейского банка реконструкции и развития в Беларуси Дмитрий Миклуш полагает, что успешная приватизация позволяет привлечь значительные инвестиции, модернизировать производство и повысить его эффективность. По его словам, "исследования экономистов ЕБРР свидетельствуют, что существует причинно-следственная связь между уровнем приватизации и показателями экономического роста - в странах с переходной экономикой компании с иностранным капиталом наиболее эффективны".

Кстати, сам ЕБРР входил или входит в состав акционеров некоторых предприятий или банков. Сначала покупает 10-15% акций предприятия. Затем в течение двух-четырех лет на правах акционеров участвует в управлении предприятием. На заключительном этапе банк может организовать процесс приватизации.

Одним из подвижников в процессе привлечении инвесторов является банковский сектор, где были зафиксированы примечательные сделки с участием капитала из России, Евросоюза и Азии. Более того, Нацбанк созрел до того, что готов был продать контрольные пакеты двух крупных госбанков - "Белинвестбанка" и "БПС-банка", а также пакеты акций до 25% в "Беларусбанке" и "Белагропромбанке". Правда, инвесторами должны быть банки, входящие в мировой Топ-25. Впрочем, находились и такие, кто серьезно проявлял интерес к этим структурам. Однако, как признался начальник главного управления банковского надзора Нацбанка Беларуси Сергей Дубков, сложившаяся экономическая ситуация несколько поубавила оптимизм в данном вопросе, с учетом того, что "сейчас происходит реальная национализация банковского сектора во всем мире". Вместе с тем, по его словам, "сейчас нет официальных отказов от тех сделок, которые прорабатывались".

Директор департамента инвестиционной компании "Юнитер" Роман Осипов говорит, что процесс приватизации в Беларуси может замедлиться из-за наличия у потенциальных инвесторов свободных денежных ресурсов. Впрочем, по его словам, для инвестора важно, чтобы в стране было и стабильное правовое поле. Однако нынче все же существуют нерыночные механизмы управления рынками: перекрестное субсидирование, трансфертное ценообразование, централизованное планирование, межотраслевое директивное перераспределение ресурсов etc, что не может не настораживать инвесторов.

Прямая речь

Замдиректора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований Академии наук Беларуси Георгий Гриц


- Настолько ли страшна приватизация, как нам часто пытаются представить, напоминая, в том числе, о российском опыте 90-х годов?

- Смена собственника - это долгий процесс, включающий в себя разные аспекты экономической деятельности. Наивная вера, что можно провести эффективную приватизацию в формате "шоковой терапии" только при использовании административного ресурса. Более того, в ряде случаев попытки ее реализации таким образом создают еще больше проблем, чем хотелось бы решить.

Есть много примеров, когда в экономике важную роль играл государственный сектор. Например, в США в предвоенный период (время Великой депрессии) и во время войны значительная часть мощностей была создана на государственные деньги, например, практически с нуля судостроительная промышленность. И для Америки, где никогда не было заметного госсектора, это было необычное явление. Правда, после войны они все распродали, и это также очень характерный пример того, в какой момент и насколько длительным должен быть процесс непосредственного вмешательства государства в экономику. Да что там далеко ходить - посмотрите на тот набор средств, которые используют практически все правительства ведущих западных государств в борьбе с мировым финансовым кризисом сегодня.

Вывод из вышесказанного следующий - нельзя сказать, что плановая приватизация это однозначно плохо или хорошо. Просто успеха добивается не тот, кто напрямую идет к этой цели, как можно быстрее и не сворачивая, а тот, кто находит свой собственный путь, соответствующий специфике национальной экономики и национального характера.

- Есть ощущение, что у власти нет четкого понимания, что с этой приватизацией сейчас делать. Сначала дана команда за бесценок не продавать. Затем премьер упрекает Госимущество, почему приватизация никуда не движется.

- Мне кажется не совсем верное и утверждение и, как следствие, вывод. В соответствии с первоначальными планами правительства в Беларуси в 2008-2010 годах должно акционироваться 519 предприятий, в том числе в текущем 2009 году - 213 и в 2010 году - 130 предприятий. Перечни именно с такими количественными показателями были утверждены постановлением правительства № 1021 от 14 июля 2008 года.

Другое дело, что сегодня правительство работает в достаточно сложных условиях мирового финансового кризиса. Его жертвами в первую очередь стали не только инвестиционные банки и различные фонды, но и подавляющее количество ведущих зарубежных компаний так называемого "реального" сектора экономики, которые рассматривались еще недавно в правительстве, как потенциальные инвесторы для белорусских "голубых фишек".

Да и конъюнктура сегодня не самая благоприятная. Золотое правило финансового спекулянта - продавать на подъеме и покупать на спаде. К сожалению, бюджету не просто нужны, а остро необходимы значительные финансовые ресурсы и желательно сегодня. А "за окном" глобальный кризис. И в этих условиях лучше руководствоваться принципом "поспешай не спеша".

Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли "Форекс Клуб"


Я поясню свою мысль. В Беларуси около пятидесяти крупных предприятий формируют почти половину доходной части бюджета. Естественно и потенциальная стоимость каждого из этих предприятий не один миллиард американских рублей. Другое дело, где найти инвестора, который в сегодняшних условиях не только "даст" хорошую цену, но и возьмет на себя обязательства по их технологической модернизации и желательно обеспечит сбыт готовой продукции. Можно было бы конечно раздробить эти гиганты на более мелкие и продавать по частям. Но беда в том, что в совокупности цена этих составляющих будет на порядок меньше. Почти как в той шутке про раков: по три рубля сегодня, но мелкие, по пять - крупные, но завтра.

Более того, как бы в погоне за плановыми показателями не забыть про главное - процесс реформирования республиканских унитарных предприятий не должен сводиться только к смене вывески на акционерное общество - во главу угла должен ставиться принцип - "собственность должна приносить доход".

- На конференции по приватизации прозвучало мнение, что приватизация - это политическое решение. Свежий пример: правительство Чехии исключило российский "Аэрофлот" из числа претендентов на приватизацию Czech Airlines, мотивировав это тем, что владельцем "Аэрофлота" является государство, что может быть небезопасным для самой Чехии. Согласны с этим мнением?

- Еще Владимир Ильич говорил, что политика является концентрированным выражением экономики. С этим трудно не согласиться. Практически все социальные и политические процессы в любом обществе развиваются под влиянием экономики, которая диктует свои неумолимые законы обществу. А процесс, в результате которого происходит смена собственности с государственной на частную, причем достаточно часто это частник - резидент иностранного государства, по своему определению приобретает политическую окраску.

В условиях Беларуси особенно политизирует этот процесс определенное противостояние между целым рядом зарубежных компаний, заинтересованных в покупке ведущих белорусских предприятий, за которыми не просто стоят, а активно лоббируют их интересы правительства этих стран. И в этих условиях, главная задача, которую сегодня необходимо решить правительству, это воспользоваться сложившейся ситуацией с целью максимально возможного в существующих условиях решить не только свои экономические, но и потенциальные социальные проблемы.

- Инвесторы жалуются, что их настораживает нестабильная законодательная база, имеются проблемы с госрегулированием, чрезмерной социальной нагрузкой.

- Жалобы бизнеса, причем не только местного, но и иностранного, на власть это процесс естественный и не надо делать из него сенсацию или проблему. Каждая сторона старается выторговать себе определенные преимущества, причем желательно проблемы оставить оппоненту. Другое дело, если в попытке поиска консенсуса, устраивающего и государство и бизнес, одна из сторон ведет себя по принципу "кто сильней, тот и прав" - с такой ситуацией мириться нельзя.

Конечно, в последние десять лет у нас в стране во взаимоотношениях государства и бизнеса хватало всякого. Фактически это был период в лучшем случае противостояния. Но давайте говорить о сегодняшнем дне - ситуация изменилась радикально. Даже западные эксперты говорят, что за прошедший год в Беларуси сделано столько для либерализации экономики, сколько за предыдущие все 15 лет. В качестве примера можно привести результаты последнего опроса руководителей предприятий с иностранными инвестициями, которые работают у нас в стране. Из перечня факторов, которые наиболее препятствуют работе иностранных инвесторов в Беларуси, фактически выпали названные вами. Хотя в течение целого ряда лет они назывались в качестве наиболее проблемных. Сегодня наиболее настораживает иностранных бизнесменов система управления хозяйственных споров, уровень макроэкономической стабильности, возможные проблемы с социально-политической ситуацией.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
22 апреля 2009 Экономика и бизнес Александр Заяц, TUT.BY Приватизация (от лат. privatus - частный) - это процесс передачи государственной собственности в частный сектор.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика