Страсти вокруг скандала на «Еврофесте» не утихают. О конкурсе спорят профессионалы и обыватели. Среди тем дискуссий возникла и такая: если песню напишет англичанин, продюсером выступит болгарин, номер поставит россиянин, то что мы показываем на «Евровидении» — уровень отечественного шоу-бизнеса или платежеспособность Беларуси? И почему за все годы ни один наш посланец не исполнил на «Евровидении» песню на белорусском языке? В чем причина? Мы так стесняемся своего родного певучего языка или дело в глобализации, а посему без иностранного участия не обойтись?
У нас нет специалистов даже в районных ДК
«На самом деле во всем мире во время подготовки каких-то важных проектов приглашают специалистов, добившихся в своем деле значительных успехов. У нас «Евровидение» — долгая и больная тема, — говорит заслуженная артиста Беларуси Инна Афанасьева. — Мы почему-то все время думаем о призовых местах, забывая, что это красочное шоу, праздник музыки. Мы имеем полное право приглашать для подготовки конкурсантов людей, которые имеют успешный опыт. Это нормально.
Ненормально, что за столько лет участия в «Евровидении» мы не вырастили своих специалистов, способных сделать шоу, которое не стыдно показать в Европе.
На совещании по итогам «Еврофеста» президент высказал негативное мнение о том, что пригласили чужих артистов, заплатили им большие деньги, лучше бы дали выступить своим. Я с ним согласна! К сожалению, мы, белорусы, не ценим себя. Мы только начинаем ценить своих артистов, когда они уедут в Россию, Украину, Европу, там быстро добьются успеха, вот тогда мы радостно кричим: так это же наши! А почему, когда они были на родине, их не замечали, не любили, хаяли?
Я не за то, чтобы вариться в собственном соку — это бесперспективный путь. Нужно учиться, развиваться. Если сегодня есть возможность пригласить Филиппа Киркорова в качестве продюсера, значит, нужно приглашать. Он пришел к той ступени, когда может взять на себя ответственность и сказать: нужно делать так. У него есть успешный опыт, ему можно доверять.
Я обожаю голос Петра Елфимова, считаю его талантливым и хорошим человеком. Жаль, что он не сработался с приглашенными специалистами, это очень досадная ошибка.
Нам нужно учиться, в том числе на своих ошибках, обязательно делать выводы, может, нелицеприятные, чтобы идти дальше, развиваться и добиваться успеха.
Думаю, необходимо отправлять наших специалистов на стажировки, сегодня без новых знаний невозможно продуктивно работать. В последнее время районные дома культуры купили хорошее звуковое и световое оборудование, но, приезжая на гастроли, мы не можем его использовать. Парадокс: миллион на технику есть, а нет сто тысяч, чтобы отправить звукорежиссера на курсы. Если боитесь, что он после них не вернется в ДК, заключите контракт, пропишите, сколько времени он должен отработать, штрафные санкции — так делают во всем мире».
У нас боятся экспериментов, стремятся угадать «формат»
«За нынешний отбор на «Евровидение» я присудил бы всем участникам этого спектакля «Оскар». Это гениально: привлечь к рядовому событию внимание всего населения, включая руководство страны, — восхищается продюсер Владимир Кубышкин. — Александр Тиханович и компания провели колоссальную работу, снимаю шляпу. Но выбор песни, выбор участника, голосование — это не их компетенция.
У нас при отборе на «Евровидение» никогда не применялись профессиональные критерии. Понимаете, выбирают песню не для «Евровидения», а для вышестоящей инстанции. Поэтому там и национальный колорит присутствовал — на всякий случай, чтоб подстраховаться.
Национальный колорит — это инструмент, который можно использовать, а можно и не использовать, но на результате это никак не отразится. Это не самоцель. Основным критерием должен быть креатив, идея. Но это всегда риск. А какой администратор захочет рисковать, ради чего?
«Евровидение» — конкурс песни, а не вокала, что ярко продемонстрировал Саша Рыбак. Нет у него никаких вокальных данных, но парень написал хит! И сам по себе мистер Обаяние. А у нас выбирают какие-то гимны… Потому что решает комиссия, над которой есть еще одна комиссия, а в нее входят люди, ничего не смыслящие в современной музыке. И в жюри сидят люди — авторы этих же гимнов. О какой объективности может идти речь?
Национальный колорит используют, как запасной вариант, когда за неимением оригинальных идей приходится «продавать лапти». Считается, что это — беспроигрышный вариант. Но тогда пошлите «Троицу», я не уверен, что они победят, но за их выступление хоть стыдно не будет. А Винникова с цимбалами — это была карикатура. Самое гениальное выступление за всю историю нашего участия в «Евровидении» было у Юры Демидовича, и не важно, какое он занял место. Его «Волшебного кролика» помнят до сих пор! Как и Рыбак, он написал песню от души, потому что так получилось, а не под заказ и с мыслью о победе на «Евровидении». У нас очень боятся экспериментов, стремятся угадать «формат». А это миф. Я, например, отправил бы на взрослое «Евровидение» Григория Полищука, потому что он блестящий артист, харизматик. Его фактура, плюс вокальные данные, безусловно, произвели бы фурор.
Все разговоры о «покупке песни у Маккартни» — это попытка выдать желаемое за действительное. Маккартни — гений, не побоюсь этого слова — бог, и конечно, его песня — уже PR-повод. Но! Вы сперва купите у него песню, а потом говорите об этом.
Прежде чем выбирать песню на «Евровидение», нужно определиться со статусом участия в конкурсе. Если речь идет о частных интересах какого-то артиста и его инвесторов, то, пожалуйста, пусть Александр Васильевич за свои деньги посылает своих людей, выбирает песни — имеет полное право. Но тогда и несет все риски: материальные и моральные — как уже давно происходит в России. И это будет честно!!! Если же участие в этом конкурсе нужно государству, тогда убирайте оттуда всех бизнесменов, но привлекайте к работе профессионалов и доверяйте им».
Пусть наше останется с нами
«Я думаю, что белорусы лучше многих умеют протянуть руку дружбы другим народам, по своей натуре всегда готовы пойти навстречу. Вот поэтому на европейском конкурсе и поют на английском, — считает музыкант и композитор ансамбля «Белорусские песняры» Олег Аверин. — А свое национальное и без этого конкурса есть, где показать. Я знаю, что не все так думают. Возможно, такой конкурсант когда-нибудь и поедет с национальным колоритом во всем. Но лично мне было бы обидно видеть, как какая-нибудь наша красивая девчонка с васильковыми глазами искренне откроет на сцене душу белорусскую. А потом этот чистый родник будут загонять в шкалу, присваивать номер, менять на баллы.
Вот представьте, что сейчас 1970 год, и на европейскую сцену вышли молодые «Песняры» с песней «Ты мне вясною прыснілася». Что для нас такая песня? Да слов нет. Десять баллов. С запасом, железобетонная десяточка! А для басурманов? И что? Уехали бы «Песняры», например, с 17-м местом? А оно нам надо?
Пусть наше будет с нами. Приезжайте, слушайте, добро пожаловать. А на общей территории поиграем по общим правилам. Вот так мне сегодня кажется».
Профессионализм и душевность не нуждаются в переводе
«То, что я видел на «Ефрофестах», всерьез вообще не воспринимаю. Это какое-то странное направление эстрады, представители которой периодически могут даже взять высокую ноту, а лучше всего у них получается прыгать по сцене, — считает дирижер Национального академического оркестра народных инструментов им. Иосифа Жиновича, заслуженный артист Беларуси Александр Кремко. — Эти люди не понимают, что в основе каждого музыкального произведения должен быть мелодизм. Время сейчас такое, когда музыку и стихи сочиняют непрофессионалы, а исполняют песни далеко не всегда хотя бы выпускники музыкального училища. Какой-то шабаш непрофессионализма, от этого и все наши неудачи.
Я удивляюсь, что Беларусь пока не выставила на «Евровидение» клон «Лорди» — у нас ведь любят подражать «тамошнему».
В Беларуси есть певцы с хорошим голосами, классные музыканты, но только попасть на тот же «Еврофест» шансов у них мало, и, думаю, после нынешнего сезона всем понятно почему.
Вместе с коллегой Ларисой Рыбьевской уже несколько лет участвую в международном «Форуме славянской культуры» в Москве. Нас приглашали в Страсбург, Париж, и публика очень хорошо принимала выступления. Поэтому, я думаю, перспектива у песни с белорусским национальным колоритом есть.
Но беда в том, что своей родной музыки не знают в Беларуси. Что мы слышим по радио, видим по телевизору? Попсу. Самую примитивную, когда мелодию сочиняется компьютер, а текст без особой рифмы и без смысла. Вокальные данные, может, и есть у артиста, но нет школы. Музыкальную беспомощность прикрывают подтанцовкой, спецэффектами, и получается скоропортящийся «продукт». Как звучат живые музыкальные инструменты, голоса вокалистов, не использующих фонограмму, мало кто слышал.
Интерес к своей музыке нужно прививать с детства. Я как-то посмотрел учебник пения своей дочки: на одной странице там пишут о симфониях Бетховена, на второй — о творчестве Земфиры. Какое такое творчество!? Нельзя так учить детей! За пение даже оценки не нужно ставить, а просто приобщать к культуре, своей, прежде всего, а потом и мировой. У нас ни дети, ни взрослые не знают самобытной белоруской музыки, да и поэзии тоже. Поэтому, думаю, не скоро отправят на «Евровидение» артиста, в номере которого будут звучать белорусские национальные инструменты и родной язык. А профессионализм и душевность артиста не нуждаются в переводе, поэтому при наличии этих качеств в интересе публики и даже успехе я не сомневаюсь».