Сегодня немного грустный день: XXI Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» официально завершается. Пройдут последние концерты, веселый карнавал в городе начнет затихать, он будет прощаться с многочисленными гостями форума. А буквально вчера в Летнем амфитеатре мы подпевали Нюше и Денису Майданову, Рустаму Штару и Надежде Бабкиной, Инне Афанасьевой и Виктории Алешко, Николаю Скорикову и Ирине Дорофеевой, новомодной группе «Градусы» и нестареющим «Поющим гитарам». На церемонии торжественного закрытия феста со сцены звучали песни и теплые слова, какие обычно говорят добрым друзьям на расставание. У публики в глазах стояли слезы. Но не будем печалиться! Всего год — и «Славянка» снова распахнет свои объятья, а над Западной Двиной зазвучит: «Все цветы июля, все цветы июля, все цветы июля вместе соберем...»
Для кого праздник не заканчивается
Если в последние пару дней «Славянки» журналисты передвигались от одной площадки к другой уже с заметным усилием, то директор фестиваля Родион Михайлович Басс был столь же энергичен и озабочен. Тут проверить, там подогнать, здесь выговорить, с этим обняться, тому пожать руку. А нам он ответил на несколько вопросов:
— Родион Михайлович, как настроение?
— По–прежнему боевое. Это для вас праздник закончился, а для нас начинается работа над следующим фестивалем.
— Довольны тем, как все прошло, артистами, количеством зрителей?
— Стыдно не было ни за что — по–крупному. А без каких–то мелочей, нестыковок не обходится ни одно крупное мероприятие. Пока еще не готов назвать вам конкретные цифры, но могу точно сказать, что амфитеатр заполнялся почти полностью. Быть может, только в конкурсные дни в зале были небольшие прорехи. Что касается артистов, мы знали, кого приглашали: что они готовы показать зрителю, как себя будут вести. Поэтому историю с Ириной Аллегровой, поставившей жесткие условия для пребывания фотокорреспондентов на своем сольном концерте, я бы на месте ваших коллег не стал раздувать. Но кое–какие выводы мы для себя сделали.
— Вы о Киркорове?
— А с Филиппом никаких проблем не было. Да, он изъявил желание показать свое шоу на фестивале. Мы обсудили условия и не смогли договориться. Технически реализовать то, что он предлагал, при смонтированной сцене не было возможности. Так что никаких взаимных обид не осталось.
— Позовете его на следующий «Базар»?
— Почему бы и нет. Просто нужно будет все заранее решить. Мы и с Филиппом всегда рады сотрудничать, и с другими звездами.
— Говорят, что иностранным исполнителям вы платите астрономические суммы...
— Так утверждает тот, кто взял на себя «миссию» по сливу всяческой «желтой» информации. В каждом конкретном случае гонорар артиста такой, сколько он на определенный момент стоит. Приглашая на прошедший фестиваль западных музыкантов, мы исходили из этого железного правила.
— За наших конкурсантов огорчились?
— Есть такое. Что тут сказать: значит, не так готовились или не тех выбрали...
Печали и радости
Я тоже огорчился за Лизу Муравьеву и Евгению Клепицкую. Не помогли им ни собственные силы, ни подаренные мной талисманы: в число лауреатов Международного детского музыкального конкурса «Витебск–2012» они не вошли, оставшись его дипломантами. Но все было объективно, и жюри «серьги» раздало действительно сильнейшим. Гран–при завоевала потрясающая грузинка Мариам Бичошвили, 1–ю премию получил Алишер Жаксыбай из Казахстана, 2–ю поделили сразу три участника — Шухрат (Узбекистан), Поллианна Рыжак (Украина), Диана (Румыния), 3–я досталась Паулине Скрабите из Литвы.
А веселился я на «Вечере юмора» Театра пародий Владимира Винокура. Вместе со мной ухохатывалось арт–кафе «Маэстро», расположенное на последнем этаже амфитеатра, — основная точка сбора артистов и журналистов во время форума, место, где обеим сторонам можно было общаться в неформальной обстановке. «Стонали» и зрители в зале, а по окончании концерта они стоя приветствовали актеров. Объектов для пародий было много — Хворостовский, Лещенко, Басков, Орбакайте, Глюк’OZA, Лепс, Михайлов, Ваенга... А еще великолепный Раймонд Паулс в исполнении самого Винокура — с этими фирменными гримасами на лице латышского композитора. Не забыли и «Бурановских бабушек». Ох и досталось же им! В номере опять солировал маэстро, изображая центровую коллектива — Наталью Пугачеву.
После выступлений я накоротке пообщался с Винокуром:
— Владимир Натанович, за что же вы так по бабулькам проехались?
— А чего, не понравилось?
— Наоборот! Угорел до невозможности! Но все–таки люди пожилые, которых в обществе принято уважать, а не смеяться над ними.
— Я тоже вроде немолодой, а все смеюсь и смеюсь. Поверьте мне, «Бабушки» — люди здравые, все в уме и могут отличить пошлость от настоящего искусства. Мы очень внимательно изучали их творчество, манеру поведения на сцене, характерные черточки каждой из участниц ансамбля. По–моему, у нас все здорово получилось. Еще малость потренируемся — и можно отправляться на «Евровидение». Хотите, от вашей страны поедем?
— Вот, Владимир Натанович, вот кого нам не хватало! Очень, очень хотим. А то все никак его не выиграем!
— Договорились. Звоните. Только заранее, чтобы у нас «елки» не совпали с этим фестивалем. Если совпадут — тогда извините, не получится.
Господа, кто будет готовить нашу страну к «Евро»? Я вам готового конкурсанта нашел, который ждет вашего звонка. Вперед, на амбразуру!
Встречал нас фестиваль палящим солнцем и зноем, а провожал дождичком, словно плакал. Не грусти, товарищ! Мы не прощаемся с тобой, а говорим тебе всего лишь до свидания, до встречи в следующем году! Порадуй нас чем–нибудь вкусненьким, неожиданным, как ты это умеешь. А мы в долгу не останемся, отплатим сполна — аншлагами, аплодисментами и восторженными материалами в газете. Пока–пока, «Славянский базар в Витебске»: «А поезд чух–чух–чух...»