Национальное кино в тумане и с надеждой на светлое будущее. 21.by

Национальное кино в тумане и с надеждой на светлое будущее

03.10.2012 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


На красной дорожке Министр культуры РБ Павел Латушко, Народная артистка России Ольга Остроумова, руководитель Союза кинематографистов Беларуси Виктор Васильев Как известно, фильм белорусского режиссера Сергея Лозницы «В тумане» по прозе Василя Быкова вышел на мировой фестивальный уровень, стяжал победу на Каннском кинофестивале и других кинофорумах.

 Мы этим гордимся, но почему-то на VIII Республиканском фестивале белорусских фильмов в Бресте не увидели победителя. Однако увидели более 50 кинолент в разных жанрах других белорусских кинематографистов, что отразили состояние «важнейшего из искусств». 

О белорусской ретроспективе


Как говорилось  на пресс-конференции в горисполкоме и на  открытии кинофестиваля, наше национальное кино находится на стадии реформы, а это означает большие перемены. Но есть надежда на свет в результате реформ – и ставка на молодежь.
Так было и во время зарождения фестиваля белорусских фильмов в 1997 году. По словам председателя жюри нынешнего кинофорума в Бресте Леонида Павлючика (он, как говорится, прибыл с корабля на бал из Анапы, где был членом жюри «Киношока», заменив у нас в председательском кресле Сергея Лазарука), и на I Республиканском фестивале в Бресте было ожидание взлета, надежда на молодых авторов, которые пришли в кино, – Александра Колбышева, Андрея Кудиненко и других.


Актер Театра на Таганке Александр Цуркан и актриса Наталья Неволина


Почему же только спустя 15 лет сделал свой первый художественный фильм «Волки» 50-летний Александр Колбышев? И сразу взял Гран-при белорусского и российского фестивалей. Почему заявившие о себе молодые актеры, режиссеры долгие годы работали «на чужбине»? В 90-х в Беларуси творила мощная когорта кинематографистов: Виктор Туров, Михаил Пташук, Вячеслав Никифоров, Рубинчик, Рыбарь... «Иных уже нет», но почему далече и снимают картины не у себя на родине здравствующие белорусские мэтры?


Заслуженная артистка РБ Светлана Суховей


Ведущая пресс-конференцию Людмила Перегудова – главный редактор журнала «На экранах» -- напомнила, какие непростые были 90-е годы. Тогда новые суверенные государства, и Беларусь в их числе, не имели своего маленького «Оскара», который делал бы срез национального кино и держал связь со зрителем. Так возник республиканский кинофестиваль, впервые проведенный в пограничном городе над Бугом. Он задумывался как пилигрим, но осел в Бресте. Хрустальный аист – символ белорусского фестиваля, который по большому счету всегда проходил в сопряжении с российским кино, под знаком Союзного государства.
На пресс-конференции профессионалы отметили в фестивальной программе много работ молодых авторов, студентов, а это означает как бы новую волну и надежду на взлет.

Белорусская красавица – актриса Вера Полякова


Интересное сообщение на пресс-конференции сделала актриса Светлана Суховей, член белорусского парламента, – о новом Законе о кинематографии, который переводит кинопроцесс на конкурсную систему; о 100%-ном финансировании государством национального игрового кино, анимации и дебютов – до двух в год, о новых креативных проектах.
Тенгиз Думбадзе, руководитель представительства Телерадиообъединения  Союзного государства, порадовал информацией об учреждении своего приза для документалистов.
На пресс-конференции говорили о предстоящем 50-летии национального Союза кинематографистов, 70-летии режиссера Михаила Пташука, в память которого учрежден приз «Момент истины» (первое название его замечательного фильма «В августе 44-го»).


Творческая группа игрового фильма «Украсть Бельмондо»



Праздник начался с красной дорожки
Множество брестчан – поклонников кино – собралось в минувшую субботу у кинотеатра «Беларусь» поприветствовать участников фестиваля, белорусских кинозвезд и гостей. Шествие открыли министр культуры РБ Павел Латушко с Народной артисткой России Ольгой Остроумовой и председателем правления Белорусского союза кинематографистов Виктором Васильевым.  А далее аплодисменты адресовались Народному артисту Беларуси композитору Сергею Кортесу, Александру Цуркану – актеру Театра на Таганке, в паре с актрисой Натальей Неволиной, Народному артисту РБ Геннадию Гарбуку и актрисе  Вере Поляковой,  руководителям  киновидеообъединений, творческим группам конкурсных фильмов.


Режиссер Виталий Дудин и актриса Светлана Кожемякина


После их автографов на традиционном планшете действо перетекло в большой зал «Беларуси». Любимица зрителей телеведущая Светлана Боровская  в паре с Александром Овчинниковым на сцене с фонарями, которые зажег брестский фонарщик, развивала тему света, что несет истинное искусство. Оптимистично прозвучал ответ Павла Латушко на вопрос: «А ці ёсць беларускае кіно?». Министр культуры видит зримые шаги кинореформы, победы белорусов в ближнем и дальнем зарубежье.
На торжестве было много оригинальных моментов – с преподнесением клюквенного сока и фонаря жюри, с разбиванием тарелки – на удачу. Пели брестские солисты и столичная звезда Петр Елфимов.
В канву открытия была органично вплетена мемориальня нота – ролик о безвременно, на взлете ушедшем актере и кинорежиссере Александре Колбышеве…


Режиссер Виталий Дудин и актриса Светлана Кожемякина

 Замечательно выступил Народный артист РБ Геннадий Гарбук, исполнивший балладу Александра Вертинского  об актерской судьбе. Старейшина актерского цеха пожелал молодым нести библейские заветы – стремление к свету, добру, красоте, стать преемниками. От всего увиденного и услышанного Ольга Остроумова призналась:
– Я давно не испытывала такой сердечной гармонии. Как будто вернулась в старые добрые времена…

Фильмы, актеры  и зрители


Первая игровая лента фестиваля была показана  сразу после открытия – «Украсть Бельмондо» режиссера Михаила Князева, первые две серии совместного сериала Национальной гостелерадиокомпании РБ и киностудии «Беларусьфильм». Только перечисление известных актеров говорит о многом: Олег Нестеров, Анатолий Кот, Александр Панкратов-Черный, Петр Елфимов, Сергей Журавель, Светлана Зеленковская и другие.

В ленте много фантазийности, образности, приемов, которые слились в энергетический микс из национальных особенностей вкупе со стилистикой американского хита «Один дома» и реминисценциями из Гайдая, классики комического жанра. Беспроигрышно оживили фильм белорусская природа, актеры-животные (если только их не заставляли быть милыми).

К сожалению, количество вышеназванного не перешло, на мой взгляд, в качество. Народ в зале по-детски радовался ловушкам, в которые попадали злодеи, но в финале ограничился скромными аплодисментами.
Тем не менее насыщенная программа игрового кино на следующий день, в воскресенье, действительно принесла радость открытий.
Добротно сделанные две серии «Сетевой угрозы» (режиссер Игорь Четвериков) – деревенского детектива смотрелись с интересом, хотелось увидеть продолжение.
Фильм «Одинокий остров» (режиссер Пеетер Сим, Эстония) уже получил награду за лучший сценарий на фестивале «Киношок» в Анапе. Это авторское кино с особой метафоричностью создавало настроение. На выходе  корреспондент «БК» поинтресовалась у молодых зрителей о впечатлениях:
-- Туманно, непонятно, но романтично – таков был ответ.
Художественный фильм режиссера Ивана Павлова «Все, что нам нужно…» говорит также современным киноязыком, перекличкой образов, планов, линий, и говорит о простых человеческих ценностях – семье, домашнем очаге, любви и дружбе. Известные актеры – опять же Светлана Зеленковская, Вера Полякова, Анатолий Котенев и другие, россиянин Егор Бероев в роли известного писателя – делают погоду, но народу в зале было негусто, как и откликов – не зацепило.


Автографы на память от участников фестиваля


Другое дело – просмотр киноленты «На перепутье», который собрал полный зал коллег и рядовых зрителей. Режиссер Виталий Дудин и актриса Светлана Кожемякина представили свою работу. Виталий Дудин признался, что волновался, придет ли зритель, больше, чем на Венецианском фестивале, где ему довелось побывать со своей картиной «Под небом голубым». Светлана Кожемякина порадовалась, что в зале много молодых лиц, и познакомила их с ровесниками-актерами – участниками фильма. Это первая дебютная работа Вероники Плешкевич, один из дебютов в кино Руслана Чернецкого. Кстати, и операторская работа – дебют Дмитрия Рудзя.
Житейская история городской девушки, после окончания торгового училища посланной продавцом автолавки в деревню, – очень злободневна и трогательна. Именно в деревне девушка увидела лица людей, вникла в их радости и печали, да и свою судьбу определила, обрела любовь.
Эта лав-стори в национальном духе после финала вызвала бурный эмоциональный отклик у зрителей. Как высказался кто-то из профи, то была самая громкая овация на фестивале. Пока.

    Фото Миланы ХАРИТОНОВОЙ 

 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как известно, фильм белорусского режиссера Сергея Лозницы «В тумане» по прозе Василя Быкова вышел на мировой фестивальный уровень, стяжал победу на Каннском...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика