"Этот спектакль - Библия для начинающих". Критик посмотрела "скандальную" оперу "Саломея"
08.09.2018 13:50
—
Новости Культуры
|
Вечером 7 сентября в Большом театре оперы и балета прошел предпремьерный показ оперы «Саломея». Когда (либо если) ее премьера состоится, театральные критики подробно оценят режиссерские ходы и их художественное воплощение. Пока же мы поинтересовались, есть ли в опере что-то, способное оскорбить чувства верующих. И разочаровались (то есть обрадовались), что ничего подобного в постановке режиссера Михаила Панджавидзе нет.
Надежда Бунцевич — театральный критик. Преподает в Академии музыки и в БГУ, работает редактором в газете «Культура». По мнению Надежды, которым она поделилась после просмотра постановки, «Саломея» Панджавидзе никак не может оскорбить чувства верующих. Ровно наоборот: она служит интересам христиан. — Еще до просмотра я была уверена, что это будет спектакль, который никого не возмутит. Скорее, я опасалась, что он получится слишком однозначным: вот Саломея — плохая девочка, которая убила Иоканаана, за что и поплатилась. Боялась увидеть слишком простую историю. Но в итоге увидела историю, которую я бы назвала «Библией для начинающих». Критик объясняет, почему так считает: — В балетной части спектакля — «Так говорил Заратустра» — нам показывают библейские сюжеты. Мы видим: вот хождение по воде, а здесь — блуждание по пустыне. Одна сцена вовсе была похожа на картину Иванова «Явление Христа народу». То есть, нам очень кратко пересказали часть Священного Писания и методом аллюзии показали библейские сюжеты. Причем показали их очень красиво и художественно. Хотя можно и поспорить: это был балет или пластический спектакль? Собственно, балета как такого в постановке почти нет. Есть пластические сцены, в которых человеческие тела вместе с тканью используются для создания общей картины, антуража. Далее, рассказывает Надежда, зрителю рассказываю еще одну простую историю о том, что может произойти с человеком, если он поддастся соблазнам. — Была девочка Саломея. Неважно, сколько ей лет: 15 или 30. Она была вся такая беленькая, хоть уже и с черными элементами на платье, но в целом якобы светлая. Ей не нравится, что муж матери на нее странно смотрит, но она не знает, как себя вести в такой ситуации. К тому же, она не слышит, что ей говорит Иоканаан. В этой версии очень точно выводится на первый план момент, когда Иоканаан указывает Саломее путь истинный: пойти в пустыню, найти Господа и молиться ему. Но она его не слышит. По сюжету, после того как Иоканаан отказывается поцеловать Саломею, для отца своей матери Ирода она исполняет танец семи покрывал. Надежда объясняет: это танец семи грехов. В разных постановках он проходит по-разному, в некоторых Саломея танцует в обнаженном виде, но не у режиссера Михаила Панджавидзе. — Она отпускает свои соблазны в свободное плавание. Неслучайно артистки балета в таких же платья, что и Саломея. Только у нее оно белое, а у артисток — разноцветные. Хотя мы ведь знаем, что белый цвет раскладывается на спектры. Они повторяют за ней движения. Это очень здорово сделано пластически. В письме православных верующих, которые просили спектакль запретить и даже завести на режиссера уголовное дело, в том числе упоминалось о платьях артисток балета: якобы они соответствуют цветам радуги, а это — «разноцветный флаг пороков ЛГБТ». Надежда рекомендует внимательно присмотреться к оттенкам костюмов: эта деталь помогает расшифровать творческий замысел. — Цвета ядовитые. Казалось бы, даже голубой — божественный цвет — здесь с примесью неприятного грязно-серого оттенка. В танце семи покрывал все понятно: вот танцует чревоугодие, вот лень, а это прелюбодействование, и прочее. После того, как соблазны вырываются на волю, Саломея становится другой, резко меняется: курит, говорит о том, что хочет заполучить голову Иоанна. Да и платье меняет на черное. Она действительно стала дочерью своей матери. Словам, которые Иоаканн бросал в лицо Саломеи, режиссер нашел оправдание, — продолжает Надежда. — Хотя в каких-то постановках это выглядит как обвинение несчастной девочки, которая всего лишь родилась у неблагочестивой матери. Здесь же Панджавидзе подчеркивает: Ионаканн — это Пророк. Он еще раньше увидел, что может стать с Соломеей. И поэтому старается он нее отойти, чтобы не выпустить страсти, которые ее одолевают, на волю. За исполнение танца семи покрывал перед Иродом Саломея требует от него принести ей на серебряном блюде отрубленную голову Иоканаана. Режиссер не стал потрясать публику и показывать сцену буквально. Вместо этого предложил зрителям подумать над символизмом этой. Надежда Бунцевич увидела в ней акт причащения. — Саломея долго не открывает крышку, под которой вроде как должна находиться голова Иоканаана. Она тянет время с почти садистским удовольствием. Снимает крышку, но под ней не отрубленная голова, а две грозди винограда. И вдруг на сцене появляется Иоканаан. Когда в чашу выдавливают вино из винограда, Саломея опять становится другой. Она говорит: «Я все-таки тебя поцеловала». И это было не что иное, как сцена причащения. То есть нам рассказали историю: «Была девочка. Она согрешила. Потом причастилась, и все стало хорошо». Вот почему я назвала бы это Библией для несведущих или для начинающих. Этот спектакль — практически агитка: приходите на причащение — и у вас все будет хорошо. Ирод потому и убивает Саломею, что теперь уже боится ее. А до этого он панически боялся Иоканаана.
— Чисто визуально все более-менее сложилось, но еще есть над чем репетировать, чтобы какие-то вещи читались более точно. Я, например, не поняла, зачем Саломее две грозди внограда. Мне показалось, что она могла петь с закрытыми глазами и держать в руках одну гроздь. По музыкальной части у меня больше претензий. Конечно, низкий поклон всем, кто участвовал в спектакле. Это сложная, почти неподъемная опера для всех: инструменталистов, вокалистов. Но осталась масса неточностей, недоделок. В самой партитуре много тонкостей, которые хочется вынести на первый план. Но как только туда их выведешь, начинает провисать темпоритм, например. Но это нормально. «Саломея» — это та недосягаемая планка, которая ранее для нашего театра казалась чем-то совершенно заоблачным. Но он к ней приблизился. Да, есть претензии к духовикам. Просто над качеством звука нужно еще работать. Есть моменты, когда оркестр нужно потише, голос — погромче. Но в целом — хорошо. Думаю, все получится. И верующие будут ходить на спектакль, водить сюда детей и приобщать подрастающее поколение как к вере, так и к искусству.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вечером 7 сентября в Большом театре оперы и балета прошел предпремьерный показ оперы "Саломея". Когда ее премьера состоится, театральные критики подробно оценят...
|
|