Опасения по поводу того, что Беларусь не выдержит конкуренции в условиях Таможенного союза (ТС) трех стран, беспочвенны, заявил 10 ноября заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности МИД Антон Кудасов. Беларусь идет на этот шаг с трезвым экономическим расчетом. Различие в стоимости энергоресурсов для белорусских производителей должны компенсировать открывающиеся рынки сбыта продукции.
Основным принципом, на основе которого Беларусь строит свою политику по участию в Таможенном союзе, является экономический прагматизм, сообщил Кудасов. По его словам, наша страна нуждается в стабильных условиях внешней торговли. Прежде всего это касается поступления в страну энергоресурсов и беспрепятственной продажи продукции на рынках России и Казахстана. Он уточнил, что Беларусь рассчитывает на беспошлинное получение нефти из России, но пока этот вопрос находится в стадии обсуждения.
Таможенный союз открывает для белорусских производителей новые возможности при продаже своей продукции на рынки участников ТС, считает Кудасов. Например, с созданием единой таможенной территории, что запланировано с 1 июля будущего года, любой товар, произведенный в Таможенном союзе, по аналогии с ЕС, будет иметь статус товара ТС и свободно перемещаться по территории трех государств независимо от количества импортных компонентов и сырья. В качестве примера чиновник привел рынок автомобильной техники и комплектующих. «Какие бы по наполнению автомобили ни производились на территориях участников Таможенного союза, они беспрепятственно, то есть беспошлинно, будут продаваться на единой таможенной территории», — отметил представитель МИД.
Кроме того, белорусские производители автомобильных комплектующих смогут поставлять свою продукцию для сборочных производств в России на равных условиях с российскими, то есть она не будет считаться импортом. Это, по мнению Кудасова, станет шагом вперед независимо от окончательного решения по ставкам пошлин на легковые автомобили.
Для Беларуси как сборочного цеха бывшего СССР такой режим создает целый ряд новых возможностей по привлечению иностранных инвестиций, считает чиновник.
При этом стороны намерены защищать единый рынок техники высокими таможенными пошлинами, что также на руку белорусским производителям грузовиков, автобусов, комбайнов, тракторов и прочей техники.
По его словам, равные цены на энергоносители для Беларуси, безусловно, были бы желательны, но и без них, считает он, наша страна сможет конкурировать с российскими и казахстанскими производителями в условиях единого таможенного пространства. Чиновник пояснил, что Беларусь в режиме свободной торговли с Россией находится с 1993 года, и все это время имела более высокие цены на газ по сравнению с российскими предприятиями. «Однако экономика эти годы жила и успешно развивалась», — отметил представитель МИД.
Ситуацию с разными ценами на энергоносители Кудасов рассматривает в качестве стимула для белорусских предприятий использовать иные конкурентные преимущества, в частности, повышение энергоэффективности. «Нам иного просто не дано. Свои ниши мы занимать будем также, как и сегодня», — отметил он.
Отвечая на вопрос, не опасается ли белорусская сторона серьезных последствий для телевизионной отрасли, учитывая наличие в России мощных сборочных производств зарубежных марок, Кудасов отметил, что у производителей телевизоров появляются дополнительные возможности. «Тот, кто чувствует себя в состоянии на своей базе выпускать конкурентоспособную технику и заниматься иностранной сборкой, тот продолжит это делать. Главное, что потребитель от этого только выиграет», — отметил Кудасов.
Революционных изменений для Беларуси после введения с 1 июля 2010 года единого таможенного тарифа (его подпишут главы трех государств 27 ноября в Минске) не произойдет, считает представитель МИД, поскольку ставки внешних таможенных пошлин Беларусь и Россия почти полностью унифицированы еще в начале 2000-х годов.
Кроме того, структура внешней торговли Беларуси такова, что только чуть более 30% всего белорусского импорта подпадает под действие таможенного тарифа, пояснил Кудасов. И это, по его мнению, говорит о том, что для Беларуси таможенный тариф как инструмент протекционизма не является значимым. Исключение — импорт высокотехнологичного оборудования, материалов и комплектующих для белорусских предприятий. В связи с этим, считает представитель МИД, опасения предприятий неуместны и скоро заработающий Таможенный союз станет лучшим подтверждением этого.
По мнению Кудасова, положительным моментом является также то, что решения по тарифной политике, обязательные для трех стран, будут приниматься согласованно. То есть партнеры по ТС не смогут без участия Беларуси изменять ставки таможенных пошлин, уточнил он. Впрочем, решающее число голосов будет у России: в этой структуре у нее 57% голосов, у Беларуси и Казахстана — по 21,5%. Однако, как отметил чиновник, из 12 тыс. позиций таможенного тарифа по «чувствительным товарам и ситуациям» будет действовать правило консенсуса, и к такому режиму работы Беларуси придется привыкать.
«Это непросто. Но, как показал опыт Евросоюза, возможно», — считает представитель МИД. По его мнению, это будет путь к реальной экономической интеграции трех стран. «Европейцы от консенсуса перешли к квалифицированному голосованию, пройдя очень длительный путь притирок, который предстоит пройти и трем странам Таможенного союза», — отметил Кудасов.