Николай Ком: Очередникам нужно использовать все возможности для строительства жилья. 21.by

Николай Ком: Очередникам нужно использовать все возможности для строительства жилья

03.12.2009 10:55 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Президент Беларуси 16 ноября 2009 года принял Указ № 543, который внес существенные изменения в правила постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Этот Указ вступает в силу только в феврале будущего года, однако очередники волнуются уже сейчас. О том, какие изменения были приняты президентом страны, будут ли отменены льготные кредиты и почему очередь нуждающихся движется так медленно, в студии TUT.BY рассказал Николай Ком, начальник управления жилищной политики Мингорисполкома.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Прокомментируйте, пожалуйста, изменения, которые были приняты в Указе № 543. Как они коснутся очередников, которые стоят в очереди уже долгие годы?
 
Указ № 543, который был принят 16 ноября 2009 года, вступает в силу через три месяца после его опубликования - 19 февраля 2010 года. Указом внесены изменения в вопросы, регулирующие правила постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в ряд вопросов, касающихся предоставления жилых помещений социального пользования. Также в документе поясняются вопросы, связанные с пользованием служебными жилыми помещениями.
 
Следует отметить, что право граждан на пользование жилым помещением в доме государственного жилищного фонда, в доме организации-застройщика, в частном жилом доме или квартире регулируется действующим законодательством, в частности статьей 29 Жилищного кодекса, где определены члены семьи нанимателя, собственника жилого помещения, члены организации-застройщика. К ним отнесены супруг (супруга), их дети и родители; другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, если они совместно проживают и ведут общее хозяйство; иные граждане, если они совместно проживают не менее пяти лет и ведут общее хозяйство, могут быть признаны членами семьи по решению суда. Члены семьи обладают равным правом пользования этим жилым помещением, поэтому при определении их нуждаемости в улучшении жилищных условий с тем, чтобы решать вопрос о постановке их на такой учет, нужно исходить из общей площади жилого помещения и количества проживающих в нем. Если в результате деления общей площади жилья на всех проживающих обеспеченность жильем будет составлять менее 15 квадратных метров, то такие граждане могут быть приняты на учет.
 
В Указе президента № 543 содержатся уточнения, касающиеся вопроса, имеют ли граждане в собственности или в пользовании жилые помещения с тем, чтобы решать вопрос о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Уточнена норма о признании нуждающимися граждан, впервые вступивших в брак (оба супруга) и не имеющих отдельной квартиры по договору найма или в собственности, а также родивших, усыновивших и воспитывающих детей без вступления в брак, разведенных супругов, которые не вступили в брак. Если в настоящее время предусматривается, что эти граждане принимаются на учет в том случае, если они не имеют отдельной квартиры по договору найма или в собственности, то указом данная норма уточнена: если указанные граждане являются нанимателями или собственниками жилого помещения, то на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий они принимаются по общим основаниям, то есть при условии если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. м на одного проживающего или на одного члена семьи.
 
Смогут стать на очередь нуждающихся молодые семьи, не имеющие в собственности своего жилья, после вступления в силу Указа № 543?
 
Эти правила не меняются, за исключением случаев, если они являются нанимателями или собственниками жилого помещения. В таком случае наступает общее правило, и вся занимаемая площадь жилья делится на проживающих. Исходя из этого, принимается решение, является ли эта семья нуждающейся в улучшении жилищных условий или нет.
 
В Минске очень много новых застроек, но квартир не хватает. Почему так происходит?
 
Темпы строительства жилья в Минске наращиваются. Предусмотрено, что уже в 2010 году для очередников должно быть построено порядка 80% жилья от всего введенного. Другое дело, что очередь нуждающихся большая: сегодня на учете состоит более 260 тысяч семей и граждан, поэтому продвижение ее идет не так быстро, как хотелось бы.
 
Принимаются меры по строительству жилья, в том числе и для нуждающихся в улучшении жилищных условий, решаются социальные программы, в частности, вопросы обеспечения социальным жильем граждан, состоящих на таком учете и имеющих право на его получение. В Минске таких семей и граждан сейчас около 1300.
 
Решаются вопросы по внеочередному включению в строительство жилья граждан, которые, согласно законодательству, обладают таким правом, с оказанием господдержки в виде льготных кредитов и субсидий. В Минске на сегодняшний день в числе нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит более восьми с половиной тысяч таких семей и граждан. Строительство жилья осуществляет порядка трех тысяч человек.
 
Решаются вопросы обеспечения жильем многодетных семей: согласно Указу президента № 185 от 2000 года предусмотрено, что их должны включать в строительство жилья или предоставлять социальное жилье в течение года с момента постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. На сегодня для обеспечения только многодетных семей выделили порядка полутора тысяч квартир в домах жилищно-строительных потребительских кооперативов. Кроме того, многодетным семьям, желающим получить земельные участки, выделено 104 таких участка для строительства домов.
 
Почему бы исполкому не сделать итоги выделения льготных квартир и движения очередей максимально публичными: например, вывешивать списки выделенных льготных квартир очередникам в интернете на сайте исполкома, с указанием адресов и очередников, получивших эти квартиры? Возможно ли это сейчас и будет ли это сделано?
 
На данный момент у нас на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит более 260 тысяч семей и граждан. Опубликовать или вывесить такие списки довольно проблематично. В то же время, в Положении указано, что любой гражданин вправе поинтересоваться своей очередью, и на основании базы компьютерного учета такие списки составлены. В любое время гражданин в праве поинтересоваться номером своей очереди, получить полную информацию как в отношении количества состоящих на учете, так и в отношении своего порядкового номера. Никаких проблем и секретов в этом нет.
 
В СМИ сообщалось, что те, кто встал на очередь ранее, но по Указу в категорию нуждающихся не попадает, останутся стоять в очереди и исключаться из нее не будут. Но раз в несколько лет происходит сверка и проверка очереди. Могут ли исключить из очереди во время такой сверки?
 
Граждане, принятые на учет по действующим нормам, ни в коем случае не подлежат снятию с учета в связи с введением новых условий признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Сверка проводится раз в пять лет, граждане предоставляют сведения, подтверждающие свое право пребывать на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и потом рассматривается вопрос о сохранении в дальнейшем их права пребывания на учете. Закон обратной силы не имеет, поэтому граждане, принятые на учет по правилам, действовавшим до принятия Указа № 543, сохраняют свое право пребывания на таком учете.
 
Правомерны ли действия работников исполкомов, которые при приеме документов на очередь предупреждают, что в постановке на учет может быть отказано, ссылаясь на внутренние инструкции по трактованию данного Указа, который вступит в силу только 19 февраля 2010 года? То есть работники исполкомов уже работают по положениям данного Указа, несмотря на то, что он еще не вступил в законную силу.
 
Ни о каких внутренних инструкциях я не знаю, все вопросы решаются в соответствии с законодательством. Если такой случай действительно имеет место быть, его нужно рассматривать конкретно.
 
Действительно ли в следующем году отменят господдержку – пятипроцентный кредит?
 
Такое не предусмотрено. Указом президента № 185 от 2000 года предусмотрено выделение льготных кредитов в качестве господдержки малообеспеченным гражданам для строительства жилья.
 
Стоит ли заключать договоры на долевое строительство, надеясь его получить в следующем году? В противном случае придется расторгать договор и платить застройщику штраф.
 
На данный момент действует решение горисполкома от 15 января 2009 года № 101, которое предусматривает, что граждане, заключившие договоры с организациями-застройщиками в соответствии с Указом президента № 396 от 15 июня 2006 года, имеют право получить в установленном порядке льготный кредит на строительство жилья. Уровень дохода граждан не должен превышать трех минимальных потребительских бюджета на каждого члена семьи, что составляет 1 миллион 163 тысячи рублей. При таких условиях граждане, заключившие договоры, в праве получить льготный кредит.
 
В 2004 г. мне совместно с родным братом по наследству от родителей перешла на праве собственности двухкомнатная квартира метражом 50 кв. м. по 1/2 доли каждому. Выделение изолированных жилых помещений не производилось. В конце 2004 г. я родила вне брака дочь и воспитываю ее в настоящее время одна (имею юридический статус - мать-одиночка). В 2006 г. стала на очередь как мать-одиночка, на момент постановки в квартире были прописаны я, моя дочь и мой брат. В 2007 г. брат заключил брак и стал в конце 2007 г. на очередь как молодая семья (у жены в собственности жилых помещений в г. Минске нет, имеется у родителей квартира общей площадью 80 кв. м.). После постановки брата с супругой на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2008 г. им было выделено общежитие (блок) в г. Минске, куда они с супругой и зарегистрировались. После вступления Указа президента № 543 в законную силу возникает ряд вопросов:
1) сохраним ли я со своей дочерью и мой брат со своей семьей право состоять на очереди в улучшении жилищных условий, а именно: я как мать-одиночка и мой брат как молодая семья?
2) если мой брат построит себе квартиру (при условии сохранения за ним очереди на улучшение жилищных условий), сохраню ли я со своей дочерью после этого право состоять на очереди, ведь у брата своя семья и мы не проживаем вместе?
 
По законодательству, сособственники жилья в праве разделить эту квартиру, выделив свои доли. В данном случае, граждане этим правом не воспользовались и являются сособственниками данного помещения. Поэтому из положения Указа следует то, что поскольку это не является отдельным жилым помещением, то в данном случае за ними сохранится право пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
 
Стоим в очереди как семья, имеющая ребенка-инвалида (льготная категория). Необходимо ли приходить в администрацию для переоформления очереди для получения социального жилья, или после вступления закона в силу, после 19 февраля, местные власти сами будут переводить данную категорию граждан в списки для получения социального жилья? Каков порядок предоставления социального жилья для семьи из четырех человек? Нужны ли какие-то денежные взносы или это что-то наподобие получения советской государственной квартиры?
 
Для того чтобы быть включенными в список на получение социального жилья, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в местный исполнительно-распорядительный орган по месту жительства. В отношении семей, воспитывающих детей-инвалидов, данным Указом не предусмотрены условия об уровне доходов на каждого члена семьи-претендента на получение жилья и самого получателя данного жилого помещения. Жилые помещения социального пользования в таком случае будут предоставляться независимо от уровня доходов.
 
Стоим на очереди по улучшению жилищных условий с 1996 года. Семья состоит из четырех человек, имеем двухкомнатную квартиру площадью 50 кв. м. Мне и мужу через два года на пенсию. Старшему сыну 16 лет, младшему 13 лет. Получим ли мы кредит? Если нет, то можем ли мы отказаться от очереди в пользу сына, когда ему исполнится 18 лет? Какие у нас есть варианты?
 
Граждане, ставшие на учет нуждающихся в 1996 году, в настоящее время пока не подходят для включения на строительство жилья. В данный момент в строительство жилья в Минске включаются семьи, ставшие на учет в 1988 году. Могут быть разные варианты решения жилищного вопроса у данной семьи. Можно, например, заключить договор со строительной организацией с тем, чтобы построить большую квартиру. Существующую квартиру продать, а вырученные деньги пустить на строительство квартиры по заключенному договору, или в установленном порядке получить льготный кредит.
 
По состоянию на 6 декабря 2006 г. моя очередь по общей группе была 5950, по категории молодая семья – 1349. На сегодняшнее число моя очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно данным с сайта Минского городского исполнительного комитета, – 6251. За эти три года, получается, квартиры вообще не строились?
 
Квартиры строились и строятся. Очередники направляются на строительство таких квартир согласно списку очередности. Другое дело, что граждане пользуются правом на раздел очереди, поэтому увеличивается очередь впереди стоящих. За последние полтора-два года в результате раздела очереди она увеличилась более чем на 12 тысяч семей и граждан.
 
Почему льготная очередь по категории семей, воспитывающих детей-инвалидов, существует, а движения по ней нет никакого? Мы стоим в этой очереди в Ленинском районе более трех лет, а продвинулись только на десять человек. Как это увязывается с заявлением о сокращении срока нахождения на льготной очереди до пяти лет, если мы не хотим социальное жилье, а хотим стать хозяином собственной квартиры? На данный момент мы проживаем в общежитии. Как нам быть?
 
По действующему законодательству в числе граждан, имеющих право на внеочередное включение на строительство жилья в Минске, состоит порядка восьми с половиной тысяч семей и граждан. В настоящее время на такое строительство включено более трех тысяч граждан. Одновременно всем очередникам невозможно предоставить право на строительство, но эти вопросы решаются.
 
На каждую льготную категорию выделяется определенное количество жилья. В связи с этим упомяну Указ президента № 43 о порядке формирования жилищно-строительных потребительских кооперативов, в котором сказано, что из числа распределенных квартир на внеочередное включение граждан, обладающих таким правом, может быть направлено не более 30% квартир, формируемых в домах ЖСПК. Это требование также выполняется.
 
У нас семья из трех человек, мы стоим в очереди нуждающихся в Боровлянах. При этом работаем в Минске, снимаем жилье в Минске и в школу ходит наш ребенок в Минске. Хотели взять в "Беларусбанке" льготный кредит для покупки жилья, который составляет 17%, но нам отказали, обосновав это тем, что мы являемся нуждающимися в жилье только в Минском районе. Но мы не имеем жилья в Минске и очень хотели бы построить или купить здесь жилье.
 
Мы уже упоминали Указ №185 от 14 апреля 2000 года, который регулирует порядок предоставления гражданам льготного кредита на строительство жилья. Речь в нем идет, в том числе, и о жителях сельских населенных пунктов, которые желают построить жилье с получением льготного кредита, но на территории данного сельского совета или района. Строительство жилья по льготному кредиту гражданами, которые не состоят на учете нуждающихся в Минске, законодательством не предусмотрено. Поэтому граждане вполне могут воспользоваться правом на строительство жилья в Боровлянах, если есть возможности и предложения для этого.
 
Я с женой зарегистрированы и проживаем в двухкомнатной квартире родителей. Также там зарегистрирован и проживает мой брат. Квартира не приватизирована. Собираемся с женой как молодая семья получить кредит на строительство жилья под 5%. Скажите, пожалуйста, каким образом будет рассчитываться среднемесячный доход на члена семьи и положенные метры? Можно ли доход рассчитывать не только на нас двоих (я и жена), но и на всех проживающих в квартире?
 
Доход рассчитывается на каждого члена семьи, с которым гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не на всех проживающих в данном жилом помещении. При этом законодательством предусмотрено, что в отношении молодых семей занимаемая площадь жилья не учитывается при определении норматива льготно кредитуемой площади строящегося жилья, то есть, вычитаться занимаемая площадь не будет.
 
Моя мать с отцом разведены, живут на общей кухне, у папы новая семья. Мама состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1991г. Я, дочь, прописана у мамы на 17 кв. м (у папы – 15 кв. м). С нового года я с мужем получаем построенную моим мужем квартиру, соответственно, выписываюсь от матери. Останется ли мама стоять на расширении, или она теряет свою очередь в связи с тем, что на нее одну приходится более 15 кв. м, или же ей так и придется жить с чужой семьей на общей кухне?
 
Поскольку мама принята на учет по улучшению жилищных условий как проживающая в квартире с несколькими нанимателями и была поставлена по основаниям, действующим до принятия Указа №543 и вступления его в силу, она сохраняет право при тех же условиях проживания пребывания на учете нуждающихся в улучшении жилищных условиях. Поэтому мать с учета не снимут.
 
Я мать двух детей (двойня), прописана в однокомнатной квартире с сестрой, у которой тоже ребенок – всего пять человек. Стою в очереди 20 лет. Стоит ли мне ожидать помощь от государства на улучшение жилищных условий?
 
Есть общий порядок, о котором мы уже говорили: на строительство жилья включаются граждане в порядке очередности. В данном случае имеет место общая очередь, поэтому согласно общей очереди и будет решаться вопрос об улучшении жилищных условий и данной семьи. Многодетные семьи, имеющие на воспитании трех и более детей, имеют право быть включенными на строительство жилья вне очереди в течение года со дня постановки на учет.
 
Скажите, пожалуйста, при рождении ребенка будет ли он автоматически зачисляться на очередь к уже состоящим на учете родителям, либо придется ждать пять лет согласно новому Указу?
 
Никогда в законодательстве и речи не шло о том, что при рождении ребенка применялись какие-то условия. Ребенка включают в состав семьи для улучшения жилищных условий. Другое дело, если речь идет о регистрации из другого жилого помещения несовершеннолетних или нетрудоспособных детей и иных лиц: если они были обеспечены жильем по прежнему месту жительства по 15 и более квадратных метров общей площади на каждого проживающего, то в данном случае, с возникновением нуждаемости в улучшении жилищных условий в результате перепрописки, они не могут быть приняты на учет в течение пяти лет.
 
Хотелось бы узнать, когда Мингорисполком начнет выделение жилья по категории "Президентские стипендиаты" (граждане, которым были назначены стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым)? Я состою на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий (Фрунзенский район г. Минска) более 13 лет, и с марта этого года, согласно указу Президента РБ №185 от 17.03.2009 г, переведена в льготную категорию "Президентские стипендиаты". За период 2009 года Фрунзенскому исполкому не было выделено ни одной квартиры по этой категории!
 
Мы уже говорили о льготных категориях граждан, имеющих право на внеочередное включение на строительство жилья. Учитывается и данная категория. Но ведь с марта по ноябрь решить этот вопрос очень сложно. Он будет решаться с учетом объемов строительства и тех условий, которые предусмотрены при включении тех или иных граждан в списки организаций-застройщиков.
 
Давно хотела стать в очередь по улучшению жилищных условий. Площадь квартиры 63,5 кв м, в квартире прописаны четыре человека. В службе "Одно окно" Центрального района мне ответили, что нам вполне достаточно квадратных метров на человека и претендовать я смогу только тогда, когда выйду замуж или рожу ребенка. Что мне делать и к кому можно обратиться, чтобы получить четкий ответ?
 
Девушке абсолютно верно и четко ответили. Очевидно, речь идет о трехкомнатной квартире, в которой проживает четыре человека, которые обеспечены общей площадью жилья более 15 кв м на каждого проживающего. Поэтому вполне правомерно отказали в постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
 
Читал про выделение земельных участков вместо льготных кредитов. Выделяются ли эти участки, есть ли там инфраструктура, может ли человек сам выбирать участок или место, где он будет находиться? Сколько еще будут их выделять?
 
Есть инструкция, утвержденная Мингорисполкомом, о порядке выделения земельных участков на территории Минской области. Согласно этой инструкции и решаются эти вопросы. Гражданин, который хочет получить земельный участок в том или ином населенном пункте под строительство дома, должен обратиться в соответствующий исполнительно-распорядительный орган с заявлением об этом. Вопрос будет решаться в установленном порядке так, как определено инструкцией.
 
Несет ли Мингорисполком ответственность, выдавая участки под жилую застройку в Минске, если застройщик оказывается не добросовестным? Насколько остра в Минске проблема недобросовестных застройщиков и на что гражданам обращать внимание, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, когда деньги за квартиру внесены, а получение жилья затягивается?
 
Порядок долевого строительства жилья определен Указом Президента №396 от 15 июня 2006 года. В положении к этому Указу прописана вся процедура порядка заключения договоров, определения цены, условия заключения таких договоров, периодичность платежей и счет, на который должны перечисляться деньги. Гражданин вправе интересоваться, как исполняется данный договор, как используются внесенные денежные средства, на какой стадии идет строительство.
 
Расскажите подробнее о планах по развитию городов-спутников: каковы сроки и объемы застройки, идет ли сопутствующее дорожное строительство? На сколько десятков тысяч человек должны вырасти пригороды Минска в ближайшие пять лет? Могут ли очередники построить квартиру в городе-спутнике?
 
Этот вопрос широко обсуждался специалистами на телевидении. Застройка городов-спутников предусматривается в соответствии с принятыми архитектурными решениями и условиями.
 
Очередникам следует использовать все возможности для улучшения жилищных условий: систему стройсбережений, использование жилищных облигаций организаций-застройщиков, строительство жилья за пределами Минска. Эти возможности предоставлены гражданам, в том числе и строительство в городах-спутниках.
 
 


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О том, какие изменения были приняты Президентом страны, будут ли отменены льготные кредиты и почему очередь нуждающихся движется так медленно, в студии TUT.BY рассказал Николай Ком, начальник управления жилищной политики Мингорисполкома.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика