Налоги или рост?
06.01.2010
—
Новости Экономики
|
Очевидно, что решение правительства повысить ставку НДС с 18% до 20% входит в явное противоречие с поставленной задачей восстановления темпов экономического роста в Беларуси в 2010 г.Более того, при нынешней достаточно жесткой денежно-кредитной и фискальной политике достижение темпов роста ВВП в размере 11-13% выглядит весьма проблематичным.
Ложка дегтя Необходимо осознавать, что наряду с улучшением наполняемости бюджета (дополнительные поступления в бюджет составят примерно 1,7 трлн. руб.) повышение ставки НДС до 20% может привести и к негативным последствиям в экономике Беларуси. К их числу, в первую очередь, следует отнести увеличение темпов инфляции, падение потребительского спроса, снижение конкурентоспособности предприятий на внутреннем рынке, сокращение их возможностей для осуществления инвестиций в модернизацию производств и инновационные проекты, а также рост теневой экономики и "серой" конкуренции. При этом НДС, равно как и отчисления на социальное страхование, негативным образом сказываются на экономической активности, так как не создают мотивации на увеличение производительности и оплаты труда. Кроме того, увеличение ставки НДС уменьшит налоговую базу по другим налогам и платежам, например, по налогу на прибыль, взносам на социальное страхование, поскольку компании, возможно, будут стараться сохранить стоимость своих товаров и услуг на прежнем уровне за счет сокращения величины прибыли и уровня зарплат работников. Необходимо также осознавать, что повышение НДС может привести и к некоторому снижению инвестиционной привлекательности экономики Беларуси, ведь иностранный капитал, как правило, стремится туда, где выше его отдача, то есть где ниже риски и издержки, включая налоги и другие обязательные платежи. Уровень налогообложения, простоты и удобства налоговой системы является важнейшим фактором конкурентоспособности национальной экономики, ее инвестиционного климата и уровня экономической свободы. И чем ниже уровень налогов, тем более благоприятен инвестиционный климат, а это, в свою очередь, означает расширение возможностей для осуществления инвестиций в экономику страны. Не самые привлекательные налоги В ноябре 2009 г. Всемирный банк, Международная финансовая корпорация и PricewaterhouseCoopers опубликовали шестое ежегодное исследование "Уплата налогов 2010. Международный обзор" /Paying Taxes 2010 - The Global Picture/. К сожалению, Беларусь в опубликованном рейтинге в очередной раз заняла последнее 183-е место, что не может не беспокоить. Среди стран СНГ и соседних государств ситуация выглядит следующим образом: Эстония - 38-е место, Латвия - 45-е место, Литва - 51-е место, Казахстан - 52-е место, Грузия - 64-е место, Молдова - 101-е место, Россия - 103-е место, Азербайджан - 108-е место, Польша - 151-е место, Армения - 153-е место, Киргизия - 156-е место, Таджикистан - 162-е место, Узбекистан - 178-е место и Украина - 181-е место. Хотя Всемирный банк и отнес Беларусь к числу стран, несколько упростивших налоговую систему, количество налоговых платежей в год в нашей стране составляет 107 (больше только в Румынии - 113 и в Украине - 147). Для сравнения: Мальдивы - 1, Катар - 1, Швеция - 2, Гонконг - 4, Норвегия - 4, Сингапур - 5, Мексика - 6 и др. Из 107 налоговых платежей в Беларуси 24 платежа составляют налоги на прибыль и доходы, еще 24 платежа - налоги на труд и рабочую силу и 59 платежей - другие налоги. По оценкам авторов исследования, в Беларуси для выполнения всех налоговых процедур (для уплаты налогов) необходимо затратить в среднем 900 часов в год. Для сравнения: Мальдивы - 0 часов, ОАЭ - 12 часов, Бахрейн - 36 часов, Катар - также 36 часов, Багамы - 58 часов, Люксембург - 59 часов, Оман - 62 часа, Швейцария - 63 часа, Новая Зеландия - 70 часов, Македония - 75 часов и др. Если говорить об общем уровне налогообложения (в % к прибыли компании), то в Беларуси этот показатель, к сожалению, равняется практически 100% (если быть более точным - 99,7%). Для сравнения: Тимор - 0,2% прибыли, Вануату - 8,4%, Мальдивы - 9,1%, Намибия - 9,6%, Катар - 11,3%, ОАЭ - 14,1%, Саудовская Аравия - 14,5%, Бахрейн - 15%, Грузия - 15,3%, Кувейт - 15,5% и др. Возвращаясь к НДС… НДС - это налог на потребление и соответственно его повышение означает удар по кошелькам населения. Причем для предприятий в такой ситуации становится сложнее реализовать свою продукцию на внутреннем рынке страны. А ведь проблема складских запасов сейчас и без того выглядит очень острой. В нынешних условиях более целесообразным выглядит снижение налогов на потребление, что позволит поддержать на приемлемом уровне внутренний спрос и темпы роста экономики в целом. В данном случае более логичным выглядит сокращение расходов госбюджета (как альтернатива повышению ставки НДС), а также повышение эффективности госрасходов и сокращение коррупции в бюджетной сфере. Кроме того, необходимо активизировать и поиск дополнительных источников доходов бюджета, например, за счет приватизации и продажи предприятий, находящихся в госсобственности. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Очевидно, что решение правительства повысить ставку НДС с 18% до 20% входит в явное противоречие с поставленной задачей восстановления темпов экономического роста в Беларуси в 2010 г.
|
|