Заводская тайна. 21.by

Заводская тайна

10.02.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сообщение в СМИ о выделении кредита в $62 млн. для МТЗ под правительственные гарантии могло бы порадовать - все-таки модернизация. Если бы не отсутствие полной информации о том, какое именно оборудование закупается. Исходя из суммы кредита понятно, что закупается оно для нескольких участков. В прессе упомянуто только оборудование для обработки зубьев зубчатых колес. Учитывая размер кредита и среднюю стоимость современного станка (около $700 тыс.), можно предполагать, что закупалось не только спецтехнологическое оборудование, но и станки общемашиностроительного профиля. В этом вся проблема.


Все современные станки высокопроизводительны. Обеспечить их нормальную загрузку даже такое высокосерийное производство, как МТЗ, не сможет. Следовательно, себестоимость производства на них будет высока. Добавим сюда привычку наших предприятий грузить на внешние заказы максимум накладных расходов и получим ценовый барьер, который не позволит использовать оборудование на МТЗ для внешней кооперации.

Пока только так мы и умеем. Например, несмотря на наличие в республике вполне современных рамных производств («Лидаагропроммаш» и др.), «Купава» вынуждена закупать рамы для своих фургонов в ЕС: и дешевле, и нет проблем с качеством. Такая же ситуация возникнет и на МТЗ.

Другой аспект проблемы. Размещение на МТЗ современного производства зубчатых колес может угробить Минский завод шестерен, который и так едва дышит. Потерю такого заказчика, как МТЗ, возместить ему нечем. Резкое снижение объемов означает стремительный рост себестоимости других, более мелких, заказов. С перспективой ухода и других потребителей на импорт.

Кроме того, уход с рынка такого заказчика, как МТЗ, делает бесперспективным создание небольших узкоспециализированных предприятий (именно на таких выполняется основная масса заказов общемашиностроительного профиля в Европе). Чтобы их создавать здесь, нужны стартовые объемы заказов. Подрывается сама возможность модернизации структуры нашей промышленности.

Еще раз отмечу: состав закупаемого для МТЗ оборудования - коммерческая тайна завода. Как и экономическое обоснование таких инвестиций. Остается верить (хоть верится слабо), что экономический эффект на МТЗ перекроет потери на смежных предприятиях и у других потребителей.

Во-первых, наши расчеты по токарным станкам типа MAZAK QT6 и фрезерным типа Deckel 160T показали, что их применение на крупных предприятиях неэффективно: они должны работать на территорию. Вряд ли по другим типам станков ситуация другая.

Во-вторых, ни в Минпроме, ни в Минэкономики я не знаю подразделения, которое располагало бы информацией, достаточной для такого анализа по группе смежных производств. Просто и задачи такие не ставились. Считается достаточным проверить бизнес-план предприятия - получателя кредита.

А потом президент, вновь посетив завод, будет возмущаться: «Деньги выделял. А где результат?» Затем проверки, зачистка начальников. Президент скажет, что готов продать лишь те предприятия, где не можем управлять. А что, где-то еще можем? И потом, что значит «не можем»? Перед глазами прекрасный пример: Гайдар до конца жизни оправдывал свою бездарную приватизацию тем, что иначе управлять экономикой страны было бы невозможно. История не знает сослагательных наклонений, и уже навсегда останется неизвестным, было невозможно вообще или невозможно для тех «завлабов в розовых штанишках», которых привел с собой Ельцин.

Во всяком случае, уже очевидно, что ни «Интегралом», ни МАЗом, ни приборостроительными заводами правительство управлять не может. Нет для них ни реального плана развития, ни источников финансирования, ни команд управленцев, способных обеспечить их устойчивость и перспективу. И что, будем продавать? Так, как сказал президент - задорого, с сохранением численности персонала и повышением зарплат для работающих?

Так это все мы уже видели. Пришлось самому наблюдать, как при подготовке нормально работающего предприятия к приватизации резко снижали зарплату. Люди сами уходили, сокращать никого не пришлось. На момент приватизации численность работников оказалась бы минимальной, как и зар-платы. Условия президента можно было бы легко выполнить. Правда, кризис вмешался, покупатель исчез, сделка сорвалась. Но это - случай. А так - технология отработана.

А что касается «задорого», то это вообще поэма! «Задорого» - это за сколько? Недавно проведено акционирование НПО «Интеграл». Уставный фонд двух ОАО, в которые преобразуется НПО, определен в сумме чуть больше $130 млн. И что, продать эти предприятия, допустим, за $500 млн. будет означать «продать задорого»? Для обывателя - может быть. Для тех, кто понимает, что такой комплекс не может стоить менее $2 млрд., - очевидная номенклатурная «прихватизация». Это же до чего надо было довести систему бухучета в республике, чтобы капитализацию предприятия оценивать с разницей раз в десять! И как надо начальству лелеять такую систему, которая позволяет оценить стоимость приватизируемого предприятия не строкой в бухгалтерском балансе, а переговорами в уютном кабинете!

Неумение гайдаров управлять и жадность приватизаторов уже привели к необратимому разрушению экономики России. Неужели бездарное управление промышленностью и подковерные игры номенклатуры и нам несут ту же судьбу?
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сообщение в СМИ о выделении кредита в $62 млн. для МТЗ под правительственные гарантии могло бы порадовать - все-таки модернизация. Если бы не отсутствие полной информации о том, какое именно оборудование закупается.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика