Два года назад в рамках Программы поддержки малого предпринимательства из бюджета Минска было выделено 500 млн. белорусских рублей, в 2009 году - 3,5 млрд рублей, а в текущем году уже 20 млрд. рублей бюджетных средств будут размещены на счетах банков.
Поддержка - это льготные кредиты под процентные ставки не выше ставки рефинансирования Нацбанка, примерно под 11% годовых. Такая тенденция внушает предпринимателям некоторый оптимизм. - Бюджетные деньги в банке для выдачи кредитов - это положительное явление. Ведь дорогие финансовые ресурсы сдерживают создание новых производств и расширение уже действующих, - говорит генеральный директор бизнес-инкубатора ЗАO "МАПзао" Минcкoй oблаcти Сергей Найдович. 20 миллиардов - много это или мало? Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов говорит о том, что перед экономикой Беларуси стоит задача значительно ускорить процессы увеличения числа частных производственных структур за счет сворачивания неэффективных государственных предприятий. - То есть, нужна, как минимум, реструктуризация. Для решения такой задачи 20 млрд. рублей - небольшая сумма, - считает эксперт. У начальника управления предпринимательства Мингорисполкома Александра Калиновского свои критерии оценки эффективности поддержки предпринимателей. - Я думаю, в этом году мы сможем закрыть потребность в льготном кредитовании, поддержав все инвестиционные проекты, соответствующие требованиям 255-го указа, - пообещал чиновник в ходе организованного Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей "информационного дня". Получить деньги бизнесу не так-то просто. Надо подходить под критерии: не больше 100 работников, не больше 25% государственного участия, невысокий доход… На такой кредит, например, не могут рассчитывать иностранные предприятия. Указ предусматривает поддержку на конкурсной основе. Претендовать на нее могут только те субъекты малого предпринимательства, которые занимаются производством товаров, работ, услуг, экспортоориентированной, импортозамещающей продукции или продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение, внедряют новые технологии. Обязательным условием является создание новых рабочих мест. Кредит вместо прямой поддержки? Кредиты под 11% годовых считаются очень выгодными. Ведь ставки по обычным банковским кредитам для представителей малого бизнеса, по данным Минэкономики, составляют в среднем 18-20%, а в некоторых коммерческих банках превышают 30% годовых. - Кредит выдается на небольшой срок - 2 года, но за это время можно наладить производство и организовать возврат этих денег, - считает Виктор Маргелов. - Еще один плюс - малые предприятия, зарегистрированные в столице, могут брать кредиты, чтобы развивать бизнес не только в Минске, но и в других регионах Беларуси. И, наконец, малый бизнес получает возможность использовать свои конкурентные преимущества. Деньги, которые идут на развитие частных предприятий, как правило, дают намного больший эффект, чем те ресурсы, что вкладываются в умирающие госпредприятия. Например, в Минском районе основную доходную часть бюджета - порядка 87% - формируют малый и средний бизнес. Половина поступлений в бюджет Минской области - тоже от предприятий частного бизнеса. В то же время Сергей Найдович отмечает, что программа поддержки предпринимательства не предусматривает выделение кредитов по льготной ставке для среднего предпринимательства. - Проблема же состоит в том, что граница между малым и средним предпринимательством в Беларуси весьма условна. Это тот негатив, с которым приходится сталкиваться, когда мы обсуждаем с предпринимателями условия финансирования и кредитования, - подчеркивает эксперт. Он также высказывает опасение, что государство может ограничиться выделением льготных кредитов на поддержку предпринимательства, «обнулив» расходы на другие направления, например, на обучение предпринимателей, их переподготовку, на сертификацию продукции. - На прошлой неделе мы обсуждали принятую Программу поддержки предпринимательства Минской области на 2010-2012 годы, в рамках которой за счет средств местного бюджета выделен ресурс в размере 5 млрд. белорусских рублей для выдачи льготных кредитов субъектам малого предпринимательства в 2010 году, - рассказывает Сергей Найдович. - Средства выделаются по 25 статьям. Одна из них - выдача льготных кредитов, а на остальные 24 статьи программы поддержки по бюджету выделено чуть более 400 млн. рублей. То есть основная сумма уходит на финансовую поддержку через банки, а прямых поддерживающих мероприятий, профинансированных в том объеме, который требуется, нет. Это вызывает беспокойство. Вот бы эти льготы взять и отменить?! Виктор Маргелов, положительно оценив увеличение размеров льготных кредитов для малого предпринимательства, тем не менее, полагает, что для нормального развития экономики правильным решением была бы полная отмена льготных кредитов для всех субъектов хозяйствования: и государственных, и частных. - Тогда ставки банковских кредитов, возможно, упали бы и до 10% годовых, - говорит лидер предпринимателей. - Мы сегодня имеет ставку по кредитам в размере 25% только за счет того, что есть огромное количество кредитов для участников государственных программ под 6% годовых. В 2009 году таких кредитов было выдано на 36% больше, чем в предкризисном 2008-м. По мнению эксперта, при отмене льготных кредитов кредитные ресурсы расходовались бы более рационально и направлялись бы на перспективные экономически выгодные проекты. Сейчас кредиты уходят в основном в тех направлениях, которые обозначены государственными программами, и в редких случаях отдельным представителям частного бизнеса дают возможность развивать какие-то производства. При этом львиную долю льготных кредитов в силу разных причин получают государственные предприятия.
Два года назад в рамках Программы поддержки малого предпринимательства из бюджета Минска было выделено 500 млн. белорусских рублей, в 2009 году - 3,5 млрд рублей, а в текущем году уже 20 млрд. рублей бюджетных средств будут размещены на счетах банков.