Белорусские власти оценивают внешний шок от изменения условий импорта нефти из России в сумму 5,9 триллионов рублей (около 2 миллиардов долларов). Каким образом правительство может компенсировать эту сумму?
О размерах внешнего шока в результате изменения условий импорта нефти из России говорится в письме о намерениях в адрес руководства Международного валютного фонда, приуроченном к завершению финального обзора программы stand-by. Экономист Сергей Чалый считает, что это обращение белорусского руководства вызвано тем, что реально власти не выполнили своих обязательств перед этой финансовой структурой. - Фактически никаких структурных преобразований проведено не было. Не создано ни агентство по приватизации, ни агентство развития, были отдельные решения, но не было системных, - отмечает Сергей Чалый. - Получается, что в течение пяти кварталов белорусские власти водили МВФ за нос. По мнению экономиста, сегодня в Беларуси, в принципе, достаточно денег для компенсации потерь в результате изменений условий импорта российской нефти. - Недавно Центробанки Беларуси и Китая разблокировали китайский СВОП на 3 миллиарда долларов, теперь он будет работать. 3,4 миллиарда кредит плюс еще помощь в размере около 100 миллионов. По идее денег должно хватить, - полагает эксперт. Он не исключает, что белорусское руководство не оставляет надежд на отмену пошлин на поставки российской нефти после вступления в силу договора о едином экономическом пространстве Беларуси, России и Казахстана. - Скорее всего, вопрос будет поставлен очень просто: если эта проблема не решается, то будет похоронен весь Таможенный союз, поскольку в таком случае у белорусской стороны одни издержки и никаких выгод, - подчеркивает Сергей Чалый. Как полагает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, первым и самым надежным источником компенсации издержек от новых условий поставок российской нефти является карман потребителя. - Неизбежен рост цен на те товары, которые больше всего покупает население, в первую очередь, топливо, услуги ЖКХ, строительные услуги, - уточняет эксперт. - Второй источник - это инфляция за счет печатания денег. Еще один источник, на который надеются власти, - это кредиты МВФ и других всемирных организаций, которые тоже пока еще верят в то, что белорусский социализм можно спасти. И четвертый источник - это приватизация отдельных предприятий, которая будет неизбежной для того, чтобы получать живые деньги в ситуации, когда зарабатывать на экспорте будет затруднительно. По мнению экономиста, без «затягивания поясов», без сокращения реальных заработных плат и инвестиционных расходов тоже не обойдется. Как считает Романчук, власти вынуждены будут это сделать, даже, несмотря на то, что приближается главная политическая кампания пятилетки - президентские выборы. - Комбинация факторов будет в пользу, скорее, привлечения внешних инвестиций, выдачи щедрых обещаний разным инвесторам, легализации разного рода видов экономической деятельности, которые раньше были невозможны, - полагает эксперт. - А сокращение реальных зарплат будет идти через инфляцию, потому что, безусловно, эта тема очень непопулярная, и желательно, чтобы население к ней до президентской кампании не привыкало. Поэтому еще один возможный трюк - это проведение выборов президента не в феврале 2011 года, а в конце года нынешнего.
Белорусские власти оценивают внешний шок от изменения условий импорта нефти из России в сумму 5,9 триллионов рублей (около 2 миллиардов долларов). Каким образом правительство может компенсировать эту сумму?